Славянские просветители, 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №198 г.Новосибирска»

Конспект урока по литературе
в 9 классе
$
«Славянские просветители»

$

подготовила

учитель русского языка и литературы

Перминова Татьяна Александровна

Новосибирск 2013

Разработка урока по литературе: “Славянские просветители” (2 часа)

Цели урока:

$1) познакомить учащихся с наиболее яркими страницами славянской культуры и истории, с подвигом славянских просветителей Кирилла и Мефодия; расширить представления учащихся о возникновении письма; показать историческое значение азбуки для культурного развития русского народа;

2) способствовать развитию познавательных, аналитических, творческих умений учащихся;

3) воспитывать у школьников чувство гордости за свою культуру, сопричастности к общеславянским ценностям; формировать ува$жительное отношение к культурному наследию.

Форма занятия: защита проектов.

Технология: развивающее, проектное обучение, исследовательская деятельность с использованием информационных технологий.

$Оборудование: плакаты с высказываниями, компьютерные слайды, выставка книг.

Ожидаемые результаты: повышение уровня мотивации учащихся в изучении культуры, предметов гуманитарного цикла.

Эпиграф к уроку:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

$Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

$Наш дар бесценный – речь.

( Иван Бунин «Слово»)

Ход занятия:

I Организационный момент.

$II Вступительное слово учителя:

Сейчас уже трудно представить нашу жизнь без компьютеров, телевидения, но ведь раньше люди жили без этого. Можно ли представить себе жизнь без письменности? А её тоже когда-то не было. Не было привычных нам книг, библиотек, письменного языка. Это представить труднее всего. Если бы не было письменности, то компьюте$ры были бы бессмысленны. Русский писатель и историк Н.М.Карамзин говорил: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, – особенно в наше время, при нынешних успехах разума”.

Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле, и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.

Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества, внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций,$ основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальн$ость и значимость. День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига славянских просветителей.

Сегодня ребята познакомят нас со своими работами (проектами), которые посвящены истории славянской письменности, созданию азбуки, традициям чествования великих просветителей Кирилла и Мефодия.

Славянских просветителей чтили во все времена, в том числе, поэты и композиторы, сочинявшие в честь великих братьев гимны. Так малоизвестным поэтом М.П.Розенгеймом и композитором В.И.Главачом был создан “Гимн Киррилу и Мефодию”. (Прослушивание гимна. Приложение №1)

III Защита проектов учащихся:

1. Группа литературоведов:$ выступления с докладами об истории создания письма, греческом алфавите и возникновении кириллицы; чтение фрагментов из “Повести временных лет”, “Жития Константина – Кирилла”, “Сказания о письменах черноризца Храбра”. (Приложение №2,презентация №1)

2. Группа исследователей: представление домашних работ – чтение стилизованных под древнерусское письмо текстов в жанре слова и поучения. ( “Слово о славянских просветителях”, “Поучение (Натальи, Полины, Ивана и т.п.)”; перевод славянских написаний с подбором синони$мов. (Приложение №3 (образец написания), мультимедийная заставка)

3. Группа художников: защита художественно-графических работ: буквицы, тексты с использова$нием кириллицы.

4. Группа постановщиков: инсценирование эпизодов, связанных с историей азбуки. (Приложение №4, презентация №2)

5. Группа литературоведов: проведение викторины; выступление с сообщением “Традиции празднования “Дня славянской письменности и культуры” в разных странах. (Приложение №5, презентация №3)

6. Группа редакторов: му$льтимедийное сопровождение всех групп выступающих созданными презентациями.

7. Группа экспертов: оценка выступающих по заранее разработанной таблице (домашнее задание), раздача жетонов во время викторины. (Приложение №6 – образец таблицы)

IV Подведение итогов. Поощрение и награждение. $

Литература:

1. Бернштейн С.Б. Константин – философ и Мефодий. – М., 1984.

2. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

3. Леонтьев А.А. Биография нашего письма / детская энциклопедия. – М., 1976.

$4. Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. – М., 1994.

Интернет – ресурсы:

http://www.inmoment.ru/holidays/day-writing.html

http://www.pravoslavie.ru/put/1722.htm

http://www.bg-history.info/i/1004-6.jpeg

http://tainy.net/wp-content/uploads/2010/05/26.jpg

http://www.pravmir.ru/svyatye-kirill-i-mefodij/

http://spravochka.$blogspot.com/2012/05/azbuka.html

Еще записи

Leave a Comment