Словарик нестандартных уроков литературы

МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга Свердловской области

$

СЛОВАРИК НЕС$ТАНДАРТНЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

(Развитие творческих способностей учащихся и формирование интереса к чтению через урочную и внеурочную деятельность при изучении литературы)

Подготовила$

Сагина Алена Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

высшая кв.категория

$ г.Екатеринбург

$ 2014

Активную, творческую, думающую личность, несомненно, помогают формировать уроки литературы, ведь литература – это искусство, развивающее душу.

К сожалению, в последнее время у современных детей наблюдается снижение интереса к чтению вообще и классической литературе в частности. Поэтому перед учителями встает важная задача: так построить урок литературы и внеурочную деятельность по предмету, чтобы этот интерес не угасал. А также создать все условия для развития творчества и самореализации учащихся. Это возможно только в совместной работе педагога и ученика. Не случайно своеобразным девизом учителей нашего ШМО в течение многих лет являются мудрые слова:

$Расскажи – и я забуду,

По$кажи – и я запомню,

Вовлеки – и я научусь.

Для этого мы и используем как на уроке, так и во внеурочной деятельности различные формы работы, пом$огающие развитию творческих способностей учащихся, формированию у них читательского интереса. Хотелось бы представить небольшой словарик таких уроков и мероприятий. В нем обобщен опыт нашей работы. Но наш методический словарик – не застывшее явление, это скорее всего руководство к действию, приглашение к сотрудничеству. Каждый педагог вправе дополнять его своими наработками, методическими находками и открытиями.

Мне хотелось бы остановиться на некоторых формах работы и прокомментировать их.

$1. Афиша как форма работы на уроке и как самостоятельный урок обычно используется при изучении драматического произведения. Эта методика взята из технологии критического мышления. Учащимся предлагается до прочтения пьесы ознакомиться самостоятельно с перечнем действующих лиц и написать Афишу до прочтения, охарактеризовав героев по фамилии, часто «говорящей», социальному статусу, месту в афише. Это очень нравится как младшим ребятам, так и старшеклассникам. Они могут красочно оформить свою Афишу$. Потом их наработки обсуждаются в классе, а после прочтения и изучения произведения учащиеся сопоставляют свои первичные наблюдения с теми знаниями, что приобрели на уроке. И результатом такой работы является составление $Афиши после прочтения. Таким образом, последний этап – рефлексия – помогает учащимся лучше понять произведение, сравнить свои первичные ощущения с авторским замыслом, заставляет логически мыслить и внимательнее читать само произведение.

2. Библиотечный урок – известная, но многими забытая форма урочной и внеурочной деятельности при изучении литературы. Дети сейчас редко ходят в библиотеку, заменяют поиски бумажной книги электронным вариантом. Это проще и быстрее. Но уроки в библиотеке полезны реб$ятам, они позволяют учащимся погрузиться в мир настоящих книг, прочувствовать его атмосферу. Поэтому посещение библиотек - школьной и районных, им. Н.Г.Чернышевского и М.Горького, - мы стараемся сделать традиционными, начиная с младших классов. Различные выставки, викторины, встречи с поэтами и писателями, участие в конкурсах – все это развивает интерес учащихся к книге, их творческие $способности.

3. Есенинские вечера также стали традиционными в школе. Каждый выпускной класс, 9 и 11, проходит через такие мероприятия: при свечах, в романтической обстановке ребята читают стихи Есенина, ис$полняют песни. Постепенно эта традиция перешла на творчество и других поэтов: А.С.Пушкина, В.Высоцкого, М.Цветаевой, уральских поэтов. Специально для этого мы с ребятами открыли литературное кафе «Шестое чувство». Такие вечера позволяют старшеклассникам ближе познакомиться с творчеством любимых и незнакомых поэтов, особенно если они сами участвуют в таких уроках.

$4. Литературно-музыкальная композиция – самое сложное, специально подготовленное мероприятие. Оно требует много времени и затрат. Но такая форма оправдывает все эти затраты, т.к. воздействует на чувства и эмоции зрителей. Одной из самых ярких композиций в нашей школе была композиция по повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо», которую мы поставили с учащимися 11 класса в 2010г. Видеофрагмент из нее мне хотелось бы вам представить.

5. Поэтический марафон – традиционное мероприятие в нашей школе. Он пр$оводится с 2007г. Ребята читают стихи собственного сочинения, поют свои песни. У нас в школе много творческих учеников, поэтому их литературный опыт мы представляем в наших литературных журналах: «Творяне» и $«Поэтический калейдоскоп». Для развития творческого потенциала у детей 5-6классов у нас в школе есть разработанная двухлетняя программа кружка «Школа поэтического мастерства», где ребята пробуют себя в роли поэтов.

$И мне сегодня хотелось представить вам одного из таких талантливых ребят – Денисова Александра, ученика 10 класса, который исполнит вам песню собственного сочинения. (Сашина песня)

Конечно, обо всех формах работы не хватит времени рассказать. Это и интегрированные уроки литературы и химии, литературы и МХК, литературы и обществознания с историей, и уроки-суды, и театральные уроки, и читательские конференции. Они помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным для ребят.

В заключение хотелось бы отметить следующее: можно много и долго говорить детям о том, что нужно читать книги, любить литературу, родное слово. Но достаточно увлечь ребенка интересной работой, дать возможность попробовать свои силы, как потребность в чтении и в творчестве возникает сама собой.

$

Список литературы

Идеи по составлению словаря взяты из следующих источников:

Гин. А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.

$Скрипченко Т. Типологический словарь уроков. /Завуч, № 7, 2005.

Post Comment