Статья "Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей имени Булатова п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Тат$арстан

Статья

Поликультурное образование школьников на основе изучения гума$нитарных дисциплин

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Сергеева Татьяна Леонидовна

$

КУКМОР 2014

$

Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин

Стремительный рост цивилизации, новых технологий, к сожалению, нередко приводит к тому, что человек теряет связь со своими корнями, традициями народа, со своей прародиной. Одновременно его перестает интересовать этническая составляющая других народов. Появилась новая личность – «гражданин мира», человек, который свободно чувствует себя в любой стране, но при этом теряет свою национальную, этническую особенность, и это, на мой взгляд, недопустимо, потому что приводит к всеобщей безликости, «оди$наковости».

В связи с этим поликультурное воспитание как нельзя более современно, актуально и своевременно, так как способствует созданию условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам. Кроме того, поликультурное воспитание предполагает развитие национального самосознания, уважение традиций, культуры, истории других народов – тех, кто десятилетиями рядом с нами и тех, кто далеко за пределами нашей родины.

На мой взгляд, литература как предмет активно способствует поликультурному воспитанию, так как не только дает систему знаний по искусству художественного слова, но и воспитывает толерантную личность, способную участвовать в диалоге культур.

Рассмотрим на конкретных примерах особенности поликультурного воспитания на уроках литературы.

Татарстан – многонациональная республика$, в ней проживают разные народности со своей историей, культурой, традициями. Федеральный государственный компонент предоставляет прекрасную возможность изучать особенности национальной культуры на основе творчества отдельных поэтов и писателей. Наши уч$ащиеся русской национальности хорошо знают татарскую литературу благодаря урокам татарской литературы, но совершенно не знают произведения марийской, мордовской, удмуртской литературы, а ведь многие века мы живем рядом, вместе. Поэтому учитель литературы для более глубокого изучения культуры этих народов имеет возможность познакомить учащихся с произведениями национальной литературы. Вовсе необязательно для этого отводить целый урок, но дать общее представление, определить сюжет или использовать в составе сравнительно-сопоставительного анализа вполне возможно.

$ Представляю вашему вниманию небольшой пример такой деятельности.

Класс

Произведение русской литературы

Произведение национальной литературы

5

$

Русский фольклор

Фольклор народов Поволжья

6

Басни

М.С Герасимов (мар.)

$

Тема природы в русской поэзии

Е.Е.Загребин (удм.)

7

М.Горький «Детство»

У.Бадретдинов «Шердин, сердцевина моя зоревая» (удм.)

$

8

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

К.Г.Абрамов «За волю»(морд.)

Поликультурное воспитание также актуально на уроках русского языка. Мы часто применяем различные тексты для определенной деятельно$сти на уроках. Используя тексты о культуре, традициях, известных людях, архитектуре, связанных с определенной национальностью, мы воспитываем интерес к другим народам, желание больше узнать о тех, кто рядом с нами, воспитать толерантность, умение вступать в диалог в широком понимании этого слова.

Предлагаю вашему вниманию несколько текстов, которые можно использовать на уроках русского языка.

Класс

Тема

Текст

$

6

Имя числительное

Многовековая судьба мордовского края запечатлена в многочисленных памятниках истории и культуры. Более 830 памятников охраняется государством. Около 50 объектов являются памятниками федерального значения. Самые древние - археологические памятники, один из крупнейших - Андреевский курган, расположенный в Большеигнато$вском районе. В Лямбирском районе сохранились остатки Атемарского оборонительного вала XVII века.

5

$

Правописание собственных существительных

Город Сарапул раскинулся на правом берегу Камы, что в юго-восточной части Республики Удмуртия. Трасса Р322 длиной в 62 км соединяет город и столицу Ижевск. Происхождение названия города, скорее всего, связано с чувашским или тюркским «сара-пула» - что переводи$тся как «желтая рыба» или «золотая чешуя».

7

Обособленные члены предложения

27 сентября 2011 года в Пензенской области произошло знаменательное событие. Впервые в истории края был открыт памятник легендарной личности – мордовской царице Нарчатке. По инициативе и на средства наровчатского землячества на берегу Мокши скульптор Николай Берсенев создал памятник царице-воительнице, погибшей за родную землю.

Таким образом, используя материал о культуре других народов, мы внесем свой вклад в воспитание толерантной личности, уважающей любую нацию и имеющую представление об особенностях ее культуры.

$

Список литературы

1$. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 185 с.

2.     Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999.

3.    Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. М: Педагогика, 2000

Post Comment