Технологическая карта изучения темы: Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. (По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

План – конспект урока

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Щербакова Надежда Алексеевна МБОУ СОШ №5 Кущёвский район

Учитель русского языка и литературы

$Предмет: Литература

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.

Технологическая карта изучения темы:

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Тема

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Цели на достижение результата

$

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе е$го оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на осно$ве прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориен$тироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев, Сопоставительный анализ характеров литературны$х героев

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

– Компьютер

– Мультимедийный проектор

– Презентация к уроку

– Карточки-таблицы

-Толковый словарь

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литера$тура 5 класс»

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Этапы урока

$

$

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регламент

икт

Ожидаемые результаты

I. Вызов$

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.

– Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты?

1 мин

$Коммуникативные ууд

Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

$

  1. Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем.

2.Включает презентацию.

Слайд №1

– Как вы думаете, почему на экране появилось слово «Характер»?

– Обратимся к словарю: Характер – это….

– Составим кластер, называя качества характера.

3. Работа со словом «Судьба» Слайд 2

Составление кластера.

– Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба?

1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.

3. Отвечают на вопросы.

4. Устанавливают связь между понятиями.

$1-2 мин

презентация

$III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.

$

Постановка проблемного вопроса.

  1. Все вы стали свидетелями величайшего события в нашей стране, в нашем крае. Конечно, я хочу вспомнить Олимпиаду. Как вы $думаете, какие черты характера позволили нашим спортсменам, особенно паралимпийцам, победить на олимпиаде, завоевать золотые медали?

  2. Кто из вас видел телепередачи о спортсменах или читал о них? Многие из участников паралимпиады выжили после аварий, были инвалидами с детства. Но всё-таки достигли таких высот в спорте, которые обычному человеку не под силу. Почему?

Слайд 3

  1. На прошлом уроке мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь характер, судьба, спортсмены?

  2. Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа : Жилине и Костылине.

Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Слайд 4. Жилин и Костылин

  1. $

    Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений.

Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

1-2 мин$

презентация

IV Проверка домашнего задания

$

  1. Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом и составили таблицу (См. Приложение)

  2. Расскажите, как вёл себя Жилин.

  3. А Костылин?

  4. Слайды по сюжету рассказа (в соответствии с разделами таблицы)

Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками.

$5-6 мин

презентация

V.Осмысление.

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.

  1. Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях?

  2. Работа в парах: Узнайте у своих $одноклассников их впечатления о поступках героев (2-3 мин). Ответ начните так: «Серёжа считает, что….. А я думаю, что…..»

ФИЗМИНУТКА

Использование фонохрестоматии

  1. Послушайте эпизод побега Жилина и Костылина в исполнении актёра и приготовьтесь ответить на вопрос: Как рассказчик относится к героям?

  2. Как актёр выражает это отношение?

  3. Посмотрите в учебнике иллюстрации художника Иткина (стр 254). Что можно сказать о героях, изображённых на рисунке?

Проводят сопоставительный анализ поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют обсуждение в парах.

Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.

Определяют отношение к героям автора и актёра.

$

$2-3 мин

1 мин

3-5 мин

3 мин

$

2 мин

.

Фонохрестоматия

Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:$

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

  1. Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА, у вас на столах лежат карточки с фамилиями главных героев, составьте кластер, указав : какими качествами характера обладает каждый из них.

  2. $Учитель читает финал рассказа

-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев?

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев.

2мин

Кластер

индивидуально

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщит$ь и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

VII Реш$ение проблемы

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию.

– Как сказываются жизненные принципы, индивидуальны$е черты характера человека в ситуации выбора?

.

Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.

$

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.

2 мин

1 мин

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.

$Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

IX. Итог урока

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

$

X. Рефлексия

Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключении прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово

ВЫБОР.

Вы можете выбрать пословицу из тех, кото$рые видите на экране.

Слайд. Пословицы

Резюме можно начать словами: Чтобы совершить правильный выбор,…..

Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги.

$

Прогнозируют коррекцию собственного поведения.

2 мин

1-2 мин

Синквейн в тетради по литературе

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

саморазвитию$ Практическое применение учебного материала

Литература.

1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013

2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998

3 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М$.,изд. Русский язык,1990

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

$ 1

2

3

4

Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого

«Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я.

Биография Толстого

ЭОР

Иллюстрации, презентация,

картинки паралимпиады

http://900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html

Ru$.wikipedia.$orq/wiki/Толстой куф2й3цу5фывеяАЧ

http://blog.kp.ua/users/3421647/post112129423

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=411b2a46.jpg

http://www.myshared.ru/slide/225744/#

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=паралимпийские%20игры%20в%20сочи%202014%20презентация&noreask=1&pos=12&lr=35&rpt=simage&uinfo=ww-1314-wh-884-fw-1072-fh-598-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.inosmi.ru%2Fimages%2F1587

http://infourok.org/?fd=http://ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx

Еще записи

Leave a Comment