Тематическое планирование уроков по литературе 7 класс

МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю.

$

И.о.директора школы: И.А.Монахова

«______» ______________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе

на 2013 – 2014 уч.г.

Составлена на основе «Програмы по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова

УЧЕБНИК: Кутузов А.Г. «В мире литературы. 7 класс», М: ДРОФА, 2004

Учитель Ковалевская Н.А.,

педагог высшей категории

«РАССМОТРЕНО»:

на заседании ШМО

$ Протокол № _ от «__» _____20_г.

Руководитель ________________

(подпись, расшифровка)

«СОГЛАСОВАНО»:

Зам. директора по УВР _________________________

(подпись, расшифровка)

«___» ______________20 __г.

$ п.Лукаши

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На освоение учебной программы по литературе учащимися 7 класса в учебном плане школы отведено всего 68 часов, по 2 часа в неделю.

«Программа по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произведений, но и освоением учащимися разнообраз$ных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творческой деятельности.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

— освоение текстов художественных произведени$й;

— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

-- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

-- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

— освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное $понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

5 класс - жанры;

6 класс — роды и жанры,

7 класс — характер — герой — образ,

8 класс — литература и традиция,

9 класс — автор — образ — читатель,

1$0-11 классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование Теоретико-.литературных понятий идет вслед за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формиру$ет основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию

— на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом клас$се:

У класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

УI—IХ классы — изучение литературы как искусства слова;

Х—ХI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Названия курсов У—IХ классов (например, «Фольклор и литература», «Миф — фольклор — литература») определяют размещение авторов и произведений по годам обучения, направленность изучения произведений, включенных в курс каждого класса; обеспечивают в целом последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эстетическую деятельность.

$

В Х—ХI классах происходит освоение художественного мира писателя, В программе последовательно реализован принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведения.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

У—УIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах

IХ класс — интерпретация текстов;

Х—ХI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр лит$ературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Значительное место в программе занимают разделы «Мифы» и «Фольклор», без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традициий. Введен сквозной курс «Духовная литература», представляющий одну из важнейших $пограничных областей искусства слова.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

$ Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:$

— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

-- владение умениями выразительного чтения;

— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;

— умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям ли событиям, к читателю;

— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

— умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

$

— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

—умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

— умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

У-VIII классы — 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год;

IХ класс — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год;

Х—ХI классы (базовый уровень) — З часа в неделю, т. е.$ 105 часов в год

Х—XI классы (профильный уровень) — 5 часов в неделю, т. е. 175 часов в год.

Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.

$

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

$

$

$

$

№ и вид

урока

Тема

Стр.

Контроль знаний

1четв.

ГЕРОЙ-ХАРАКТЕР-ОБРАЗ – 8 час.

03.09

1

Введение. Художественный образ и образность в литературе

7

Умение писать конспект

06.09.

2

Н.В.Гоголь. $Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба»

10

Умение найти дополнительную информацию

10.09.

3

Система образов в повести «Тарас Бульба». Приёмы создания героического характера.

12

Умение внимательно читать произведение. Тест

$

13.09.

4

План характеристики литературного героя.

Знание теории литературы

17.09.

$5

Характеристика Тараса Бульбы.

Умение использовать данный план характеристики героя

20.09.

6

Роль автора. Художественные особенности повести. Роль пейзажа.

$123

Умение находить ИЗО-средства

24.09. 27.09.

7, 8

р.р.

Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

Умение отбирать материал к сочинению по плану

ГЕРОЙ ДРЕВНЕГО ЭПОСА – 4 час.

01.10.

9

Образ человека в русском героическом эпосе. Былина.

$

131

Самостоятельность домашнего чтения

04.10.

10

Традиционная система образов в русском героическом эпосе

134

Умение аргументировать ответ

08.10.

11

Сага «Угон быка из Куалиге». Кухулин-герой ирландского героического эпоса.

145

$

Умение составить викторину по тексту произведения

11.10.

12

Образ героя в ирландской и русской былине

151

Умение использовать данный план характеристики героя

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 1 час

15.10

13

«Житие Сергия Радонежского». Идеальный герой русской литерат$уры

155

Умение использовать данный план характеристики героя

ГЕРОЙ В ДРЕВНЕР$УССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ – 6 час., в т.ч. р.р. -1

17.10.

14

$

Человек в древнерусской литературе

171

Умение писать конспект

22.10.

15

Основа нравственной оценки и способы изображения человека

183

Умение составить развёрнутый ответ по данным вопросам

25.10.

16

Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

173

Умение внимательно читать произведение. Тест

$

29.10.

17

Литературное и сказочное начало в повести

Умение аргументировать ответ

01.11.

18

Изображение человека в фольклоре и древней литературе.

Умение вести дискуссию по проблемным вопро$сам

2четв.

12.11.

19 р.р.

Сочинение по выбору «Образ Февронии», «Образ Петра»

$

ГЕРОЙ

ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

30 час., в т.ч. р.р. - 7

15.11.

20

Развитие понятия об эпосе

187

Умение писать конспект. Умение найти дополнительную информацию

19.11.

$

21

А.А.Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»

190

Умение использовать данный план характеристики героя

$

22.11.

22 р.р.

Художественные особенности повести

191

Умение находить ИЗО-средства

26.11.

23

В.Ф.Одоевский «Игоша»

226

Умение использовать данный план характеристики героя

$

29.11.

24

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Образность как основа художественного текста

232

Умение сравнивать литературное пр$оизведение и его основу

03.12.

25

Тема судьбы в повести А.С.Пушкина «Выстрел»

238

Умение аргументировать ответ

06.12.

26

Литературная игра-конкурс по повестям Пушкина «Выстрел» и «Барышня-крестьянка»

251

Умение внимательно читать произведение.

10.12.

27

$

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

251

Умение составить тезисный план произведения

13.12.

28 р.р.

Внутренний мир и поступки героев «Песни…». Сочинение-миниатюра «Кто в «Песне…» настоящий герой?»

265

Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение

17.12.

29

П.Мериме «Маттео Фальконе»

267

Умение использовать данный план характеристики героя

20.12.

30

Н.С.Лесков «Левша». Начальное$ понятие о сказе

280

313

$

Умение составить проблемные вопросы по произведению

24.12.

31 р.р.

Герои сказа. Работа над характеристиками героев по группам

281

Умение обобщать и анализировать

27.12.

32 р.р.

Характеристика Левши

Умение использовать данный план характеристики героя

$

3четв.

14.01.

33

Национальный характер и особенности его изображения

315

$

Умение найти дополнительную информацию

17.01.

34

Контрольная работа по сказу Лескова

Понимание и знание текста

21.01.

35

Творческая биография И.С.Тургенева. «Хорь и Калиныч»

316

Умение составить сообщение на заданную тему

24.01.

36

История рассказа «Бежин луг» и его герои

319

$

Умение составить сообщение на заданную тему

28.01.

37

Урок-практикум «Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

337

Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ

$31.01.

38

М.Е.Салтыков и его сказки

340

Самостоятельность домашнего чтения

04.02.

39

Особенности жанра «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»

349

Умение оценить до$стоверность иллюстрации к произведению

07.02.

$

40 р.р.

Характеристика героев «Повести…»

348

Умение использовать данный план характеристики героя

11.02.

41

Приёмы создания характера сатирического персонажа

350

Умение писать конспект

14.02.

42 р.р.

Анализ эпизодов. Сочинение-размышление «Над кем смеётся автор?»

Умение аргументировать ответ, пи$сать сочинение-рассуждение

18.02.

43

Снимаем кино по сказке «Дикий помещик»

351

$

Умение творчески подходить к заданию

21.02.

44

А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе

352

Умение использовать данный план характеристики героя

25.02.

45

$

А.П.Чехов. Средства юмористической характеристики

357

Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ

28.02.

46

Рассказы «Злоумышленник», «Тоска»

358

$

Умение составить викторину

04.03.

47

Анализ рассказа О.Генри «Дары волхвов»

359

Умение внимательно читать произведение. Тест

07.03.

48

Истинные и ложные ценности

365

Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

4четв.

14.03.

$

49 р.р.

Сочинение по мотивам рассказа «Дары волхвов»

Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение

ГЕРОЙ

ДРАМАТИЧЕСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ – 7 час., р.р. -4

$

18.03.

50

Развитие понятия о драме как литературном жанре

369

Умение писать конспект. Умение найти дополнительную информацию

21.03.

51

Е.Шварц «Тень». Средства создания характера героя в драматическом произведении

370

Умение составить сообщение на заданную тему

25.03. 28.03.

52р.р., 53р.р.

Характеристика героев пьесы «Тень»

441

Умение использовать данн$ый план характеристики героя

01.04.

54

Авторская позиция в пьесе

443

Умение найти дополнительную информацию

04.04.

$08.04.

55 р.р., 56 р.р.

Написание инсценировки рассказа

$Умение творчески подходить к заданию

ГЕРОЙ

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

12 час., р.р. - 2

11.04.

$57

Особенности лирики А.К.Толстого

447

Умение составить сообщение на заданную тему

15.04.

58

Лирический герой А.К.Толстого

454

Умение найти дополнительную информацию

18.04.

59

Образ Москвы в стихотворении Ф.Глинки.

$

454

Умение подбирать иллюстрации к прочитанному

22.04.

60 р.р.

Сочинение в лирическом (или эпическом) жанре «Моя Родина»

456

Умение применять полученные знания по теории литературы

25.04.

$61 р.р.

Анализ и редактирование сочинений

Умение исправить собственные ошибки в письменном творчестве

$29.04.

62

Образность творчества С.Есенина

463

Самостоятельность домашнего чтения. Умение находить ИЗО-средства

06.05.

63

Анализ стихотворения «Песнь о собаке»

$

Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

13.05.

64р.р.

Н.С.Гумилёв «Капитаны». Изобразительные средства

465

Умение внимательно читать произведение. Тест

16.05.

65

Тема добра и гуманизма в лирике Есенина и Гумилёва

$

Умение составить план ответа

20.05.

66

Итоговая контрольная работа.

Знание творческого и практического материала курса

23.05.

67, 68

Читательская конференция «Человек в литера$туре». Рекомендации по летнему чтению.

471

Самостоятельность домашнего чтения

Всего: 68 час., в т.ч. р.р. – 14

Post Comment