Урок чтения в 4 классе «М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

$«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»

Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кери$б.»

Подготовила

учитель начальных классов

Чахоткина Галина Петровна

г. Новоалтайск

2011

$

Урок чтения в 4 классе по традиционной программе

Автор учебника:

Тема: Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка.

$Цели урока:

Познавательный аспект

  • Создать условия, для ознакомления детей с

турецкой культурой: архитектурой, музыкой

  • Совершенствование осознанного чтения

Развивающий аспект

  • Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, гр$уппе

  • Развивать творческие способности

Воспитательный аспект

  • Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения

  • Воспитывать уважение к людям другой национальности

Оборудование

  • Проектор

  • Экран

  • Компьютер

    $

  • Диск с презентацией урока

Методическое обеспечение: книга чтения для 4 класса

Тип урока: изучение нового материала

Планируемая результативность: $

  • достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного

  • пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

-Какое задание выполняли дома по чтению?

(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Дары Терека»)

-О чём это стихотворение?

( О реке Терек.)

-Какая это была река?

(Быстрая, шумная, горная.)

-Кто хочет выразительно прочитать нам стих$отворение?

(Дети по желанию выходят и читают стихотворение.

После чтения одноклассники обмениваются

мнениями: что понравилось, задают

дополнительные вопросы по содержанию.)

III. Подготовка к познавательной деятельности

-Что вдохновило$ Лермонтова на написание этого

стихотворения?

(Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу...)

-Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз?

(В детские годы.)

-Почему и зачем он туда приезжал?

(Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве

был очень болезненным мальчиком.)

Слайд № 1

-Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел

Кавказ в детстве.

-В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служи$л и

одновременно писал стихи, поэмы, занимался

творчеством.

IV. Изучение нового материала

1. Работа над заглавием.

-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение

Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе.

-Прочитайте, как она называется ?

( «Ашик-Кериб».)

- Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?

( По названию трудно определить.

Дети высказывают разные предположения.)

Слайд № 2

- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить

о чём эта сказка?

(Дети высказываю$т разные предположения.)

2. Создание условий для благоприятного эмоционального

настроения на чтение сказки.

-Лермонтов был русским поэтом и писателем.

-Почему сказка турецкая?

( Дети высказывают своё мнение…)

$

- Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал

язык местных жителей, сам изучал азербайджанский

язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.

-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая,

можно догадаться, что действие происходит в другой

стране?

( Мнения детей…)

- Просмотрите содержание 1 страницы сказки.

-Где происходит действие?

( В городе Тифлизе.)

-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом

месте расположен город Тбилиси. Город находится

между гор.

-Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз.$

Обратите внимание на городские постройки, природу

Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того

времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись ска$зки «Ашик- Кериб».

Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10

– Детям демонстрируют особенности архитектуры,

природы, музыки народов востока.

( После просмотра дети высказывают своё мнение об

увиденном и услышанном.)

-Хотели бы вы услышать сказку и почему?

3.Художественное восприятие текста.

3.1.Установка на чтение

-Начало сказки мы сейчас прочитаем:

  • Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка

  • По ходу чт$ения выделяйте непонятные слова.

  • Как поняли задание? ( Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)

3.2.Чтение сказки (учеником из класса)

Физкультурная пауза

4.Ра$бота с текстом после чтения.

-Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок

прочитанной сказки?

(Мнения детей)

-Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

4.1..Словарная работа.

Индивидуальная работа

$ -Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.

(Дети называют слова Пророк,

витязь,

газель,

Аян-Ага,

зарок,

благословение,

Ашик-Кериб,

наречённая невеста.)

Работа у парах

-Попробуйте сами найти значение этих слов.

(Детям раздаются карточки с непонятными словами и

Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение)

Проверка (фронтально)

Слайд № 11

$( На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает,

Затем на слайде показывается точное значение этого слова

4.2. Уровень понимания текста

Фронтально

-Назовите действующих лиц в сказке.

- Какие события там происходят?

-Для чего автор описал нам эти события?

- Может ли для тебя это быть ценным?

- Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная?

-Чем вызвана печаль Ашик-Кериба?

-Можно ли было поступить по другому? Почему?

-Все ли были рады пом$очь?

4.3. Анализ поступков героев

Работа в группах

-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для этого можно использовать план (работа в группах).

  1. Как звали героя?

  2. Чем занимался?

  3. Возраст.

  4. Бедный или богатый.

  5. В какой семье воспитывался?

  6. Кто его друзья?

  7. Черты характера.

Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек

$ Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый

бедный красивая жестокий

музыкант приветливая дружелюбный добрая

приветливый

Проверка.

1 группа отвечает, 2 дополняет

3 группа отвечает, 4 дополняет,

5 группа отвечает, 6 дополняет.

-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба,

почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека)

--Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка)

Слайд $№ 12

-О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)

V. Итог урока

-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в

друзья? Почему?

( Мнения детей)

-Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?

IV. Домашнее задание

$Слайд № 13

  1. Дочитать сказку.

  2. Выделить непонятные слова.

  3. К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.

Post Comment