Урок-игра по литературному чтению в 1 классе "Устное народное творчество"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
г. ДИМИТРОВГРАД

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

УРОК – ИГ$РА. (1 КЛАСС)

УЧИТЕЛЬ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 2

ЕЛИФАНКИНА

ИРАИДА ВИКТОРОВНА

$

Обобщающий урок в 1 классе «Устное народное творчество»

Форма проведения: урок – игра.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества.

Развивающая: работать над развитием речи, фантазии, воображения; прививать детям интерес к чтению.

Воспитательная: учить детей видеть заключенную в сказках народную мудрость; учить детей сопереживать героям сказок; учить различать добро и зло.

$

На доске – красочная карта путешествия.

Данный урок проводится с целью обобщения и систематизации знаний учащихся по разделу «Устное народное творчество», проверить, как поняты и усвоены учениками основные понятия и произведения раздела.

$ Система вопросов и заданий построена таким образом, что ученики вспоминают весь изученный материал данного раздела. Элементы игровой технологии помогают включить каждого ученика в активную деятельность, дают возможность, независимо от способностей, ощутить радость успеха.

Ход урока.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня урок будет проходить необычно. Со мной вместе урок будут вести мои помощники – Аленушка и Иванушка. (Девочка и мальчик в русских национальных костюмах.)$

Аленушка: Здравствуйте, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Иванушка: Давно мы вас ждем-поджидаем, урок не начинаем.

Учитель: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка. Отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».

-Что означают слова «устное народное творчество»?

- Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

- Мы$ можем отправиться на ковре-самолете, на печи, побежать в сапогах-скороходах, помчаться на Сивке Бурке, на Сером волке. Что же выберем?

- Чтобы добраться до первой станции, нам нужно произнести заклинание. Давайте сами его придумаем.

I остановка «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

- О чем бывают пословицы?

Аленушка: Вот вам первое задание. Я буду говорить начало пословицы, а вам нужно продолжить их.

Делу - время, (потехе – час).

Терпенье и труд… (все перетрут).

Семь раз примерь, ….(один – отрежь).

$Поспешишь -…(людей насмешишь).

Иванушка: Следующее задание – для каждой пословицы найти концовку .

Учитель: В русском фольклоре много пословиц и поговорок. А как хорошо вы их знаете, мы узнаем, проведя следующий конкурс. Мы приглашаем четырех знатоков пословиц. Каждому из вас будет дана карточка с началом пословицы, а вы должны найти карточку с ее концовкой.

$ Лесом шел,… ( а дров не нашел).

Под лежачий камень…. (вода не течет).

Лес рубят - … (щепки летят).

Нет друга – ищи, …. (а нашел – береги).

$(После того, как участники читают свои пословицы, у детей выясняется, о чем та или иная пословица).

-Продолжаем путешествие.

II остановка «СЧИТАЛКИ»

Учитель: Какие считалки вы знаете?

- Сейчас Аленушка и Иванушка с помощью считалки выберут участников следующего конкурса.

Аленушка: Начинается считалка:

$ На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Иванушка: Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

III cтанция «СКОРОГО$ВОРКИ»

Учитель: Эти два участника покажут нам, как они произносят скороговорки.

Много существует скороговорок. Их мы хорошо знаем. Давайте проведем соревнование на «мастера скороговорок».

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2.Проворонила ворона вороненка.

3. Пекарь пек калачи в печи.

IY станция «ПЕСНИ»

Учитель: Прослушайте русскую народную песню. (После окончания звучания песни необходимо дать учащимся прочувствовать услышанное).

- Русская народная песня – неотъемлемая часть творчества народа, она живет на протяжении нескольких веков.

-Какие разновидности русских народных песен вам знак$омы? (ПОТЕШКИ, ПЕСТУШКИ, ЗАКЛИЧКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ).

- А сейчас у нас пройдет конкурс на лучшего исполнителя русской народной песни.

Y станция «ИГРЫ».

$Учитель: На Руси немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте и мы поиграем.

(Проводится музыкальная игра - игра « Заинька» (русская народная песня) под фонограмму.)

YI станция «ЗАГАДКИ».

Учитель: А в этом конкурсе побеждает тот, чью загадку никто не отгадает.

Теперь настало время народных загадок.

1.Не огонь, а жжется. (Крапива)

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

$

3. Четыре брата под одной крышею стоят. (Стол)

4. Идет в баню черен, а выходит красен. (Рак)

5. Кто всегда идет, а с места не сходит? (Часы)

YII станция «НЕБ$ЫЛИЦЫ»

Аленушка: Небылица – то, что не соответствует действительности, вымысел, выдумка, вранье.

Учитель: Сейчас нам дети разыграют небылицу.

У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не погасили.

Пришел дедушка Фома,

Расседая борода.

Он народ прогнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

$Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

Зак$лючение.

Учитель: Книги помогут вам продолжить путешествие по большой и увлекательной стране «Устное народное творчество».

ЛИТЕРАТУРА

1.Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1994

2. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Post Comment