Урок литературного чтения в 3 классе по теме: “К. Г. Паустовский «Заботливый цветок»”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №75»

Московского района $города Казани

Урок литературного чтения в 3 классе
К. Г. Паустовский
«Заботливый цветок»

Подготовила:

Тябина Нелли Александровна

учитель начальных классов

I квалификационной категории.

МБОУ «Гимназия №75»

$ г. Казани

$

г. Казань, 2011

Урок литературного чтения

Тема: К. Г. Паустовский «Заботливый цветок».

$Цели:

  • Развивать умение работать с текстом, монологическую речь, творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.

  • Учить анализу эпического произведения.

  • Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе.

Задачи:

  • Познакомить с жизнью и творчеством К. Г. Паустовского.

  • $Через произведения К. Г. Паустовского формировать читательскую культуру

  • Совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности:

$Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Интерактивная доска для показа слайдов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Настрой на урок.

$

Дыхательная гимнастика.

Учитель: Здравствуйте, ребята, предлагаю вам начать наш урок с дыхательной гимнастики. Сделайте глубокий вдох и, затем, полный выдох через рот. Молодцы. Теперь представьте перед собой 3 свечки. Сделайте вдох и три кратких выдоха. Вам известно упражнение «насос». Выполн$ите три кратких вдоха и один длинный выдох. Повторите ещё 2 раза.

  1. Введение в тему. Сообщение целей урока. (Слайд 1) $

Учитель читает эпиграф к уроку:

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

– Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского?

Дети: Например, наблюдать за природой или животными всегда интересно.

Учитель: Сегодня на уроке мы побеседуем о жизни и творчестве этого писателя, прочитаем рассказ «Заботливый цветок», будем учиться анализировать произведение. (Слайд 2)

$Я просила нескольких учеников подготовить рассказ о его жизни и творчестве К. Г. Паустовского.

Дети: Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в городе Москве. Семья была большая, склонная к искусству: много пели, играли на рояле, любили театр. Уч$ился он в киевской гимназии, любил географию, всегда мечтал путешествовать по странам. В канун нового 1900 года мама положила для своего сына Кости под елку книгу сказок Ганса Христиана Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки. Он зачитывался книгами Майн Рида (Слайд 3), Фенимора Купера (Слайд 4), Жюля Верна (Слайд 5).

Учитель: Кто из вас, ребята, читал книги этих писателей?

(Выслушать ответы, возможно, видели книги в домашней библиотеке или смотрели кинофильмы)

Учитель: Как вы думаете, о чём может мечтать человек, увлечённый этими книгами?

$ Дети: Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях.

Учитель: В 1911 году написал свой первый рассказ. Во время первой мировой войны работал кондуктором, санитаром в поездах. После войны работал журналистом в разных редакциях. По окончании войны он начал странствовать по России. В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом $активно вмешивался в жизнь. Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру (Слайд 6) – удивительный край, богатый озерами, болотами, лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».

$У любимого сказочника Паустовского – Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании следующих произведений: «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Резиновая лодка», «Заботливый цветок», «Квакша», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. (Слайд 7). Со многими его произведениями вы уже знакомы. Думаю, вы с удовольствием их вспомните. Сейчас вспомним правила $работы в группах и начнём выполнять интересные задания.

Дети: Нужно уважительно относиться друг к другу, выслушивать чужое мнение, не перебивать, выполнять задания дружно, сообща.

  1. Работа по группам.

Ученикам раздаются карточки с отрывками произведений К. Паустовского.

$

– Прочитайте текст и постарайтесь вспомнить название произведения.

Карточка № 1.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка. («Барсучий нос»)

Карточка №2.

$

Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. ( «Кот-Ворюга»)

Карточка № 3.

Лягушка посмотрела на Таню и ничего не ответила. Она не могла выговорить на человеческом языке ни одного слова. Она умела только квакать. Но во взгляде ее была такая преданность, что Таня е$ще раз погладила ее по голове. («Квакша»)

$ Карточка № 4.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идёт, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает. ( «Заячьи лапы»)

4. Словарная работа.

Учитель: Дома вы первично ознакомились с произведением «Заботливый цветок». К какому жанру оно относится?

Д$ети: Рассказ.

Учитель: Как определили?

Дети: Описание кратковременного события, мало действующих лиц, одна сюжетная линия, небольшое по объёму.

Учитель: Встретились ли вам новые, непонятные слова?

Дети: Ряска – это мелкое растение, листочки которого затягивают поверхность стоячей воды. ( Слайд 8).

$Учитель: Кто из вас видел громкоговоритель? ( Слайд 9)

(Выслушать ответы)

Учитель: О каком цветке идёт речь в рассказе?

Дети: Речь идёт $о кипрее, в народе его называли Иван-чай.

Учитель: Посмотрите, как он выглядит. ( Слайд 10)

  1. Чтение рассказа «Заботливый цветок» К. Г. Паустовского.

Учитель: Предлагаю вам поучаствовать в мини-конкурсе на выявление самого лучшего чтеца, которого выберете вы сами. От каждой группы по 2 участника в конкурсе.

Дети читают выразительно, по цепочке, совместно выбирают лучшего чтеца, аргументиру$я свой выбор.

  1. Физминутка.

$Выполнение гимнастики для глаз по схеме на доске.

Игра “Деревья, кустарники, травы”, направленная, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы п$оказать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

  1. Беседа по содержанию рассказа.

$

Конверты с вопросами заранее приготовлены на столах учеников.

Вопрос для 1группы

– Почему рассказ назван «Заботливый цветок»? Найдите в тексте подтверждение своего мнения и прочитайте.

( Ученики зачитывают последний абзац на стр.119)

Вопрос для 2 г$руппы

– Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

Дети: Кипрей имеет$ способность отдавать тепло, благодаря нему молодые деревья зимой не замерзали.

Вопрос для 3 группы

– Как вы понимаете слово «забота»? Найдите значение слова по толковому словарю.

Дети: Забота – это беспокойство, обременительное дело. В словаре Ожегова: «Мысль$ или деятельность, направленная к благополучию кого или чего-нибудь. Внимание, попечение, уход».

Учитель: Прошу 4 группу подготовить ответ на вопрос

– Какие лекарственные растения вам известны?

Дети: Лекарственных растений очень много. Например, ромашка, мать-и-мачеха, зверобой, календула, мята, подорожник.

Учитель: Предлагаю вам ознакомиться с правилами сбора и сушки названных вами растений. Летом вы можете воспользоваться памятками для сбора лекарственных растений.

$

*Памятка сбора лекарственных растений.

1) собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

2) собирать в сухую погоду, когда уже исчезла$ роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

3) нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

4) цветки собирают в начале цветения; листья – перед цветением, или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, вначале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.

$ *Памятка сушки лекарственных растений.

1) сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.

2) листья кладут черешками в одну сторону.

3) корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.

$4) 3-4 раза в день растения переворачивают, сухие убирают.

Учитель: Продолжим беседу по содержанию рассказа. Каждой группе предстоит ответить ещё по одному вопросу.

Вопрос для 1группы

-Подумайте и скажите, от чьего лица ведётся повествование?

Дети: От лица автора.

Учитель: Как выражена авторская позиция? Объясните, авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

$

Дети: Автор с искренним интересом слушал рассказы мальчиков о запасах белок, лесничего о растениях, а подарок Анюты его очень обрадовал.

Вопрос для 2 группы

Учитель: Расскажите о поступках и мотивации героев.

$Дети: Мальчики умели доставать сосновые шишки из запасов белок. Лесничий Михаил Михайлович знал много о растениях леса, и умело о них заботился. Сотрудница лесничества Анна Петровна засушила цветок кипрея и подарила автору на память.

$ Вопрос для 3 группы.

Учитель: Разделите текст на смысловые части.

Дети: Во вступлении описывается кипрей. В основной части речь идёт о сборе сосновых шишек из беличьих запасов, затем рассказ лесничего о свойствах кипрея, о его значении для молодых сосен. В заключительной части автор помогает нам понять, что растения – лучшие друзья.

Вопрос для 4 группы.

Учитель: Назовите главных и второстепенных персонажей произведения.

Дети: Г$лавными персонажами можно считать самого автора и лесничего, т.к. они являются участниками всех событий. Второстепенными персонажами произведения

можно считать мальчиков и Анюту, потому что они имеют эпизодическую роль.

8. Творческая работа.

$Учитель: Я просила подготовить интересный рассказ о каком-либо растении или сочинить свой рассказ, сказку. Кто справился с этим заданием?

$

Примерные выступления учеников:

Старая легенда о тюльпане.

Долгое время существовало поверье о том, что бутон желтого тюльпана содержит в себе сильнейшую энергию и тот, кто сможет открыть его станет счастливым. Однако, не было такого человека, который б$ы оказался способным открыть этот нежнейший бутон, державшийся на тонкой зеленой ножке и обдуваемый ветрами горного склона.

Но однажды на этот склон пришла погулять мать с маленьким сыном. Мальчик впервые увидел красивый цветок и побежал к нему, желая разглядеть диковинное и прекрасное растение поближе. Когда мальчик подошел к тюльпану, его лицо озарила улыбка, а по склону разнеслось эхо, повторяющее звонкий детский смех. Тюльпан раскрылся навстречу искренней улыбке, детский смех сделал то, чего не могла сделать никакая земная сила.

Легенда о гладиолусе

Как гласит легенда, гладиолусы выросли из мечей пл$ененных римлянами воинов-фракийцев… Шла война между римлянами и фракийцами и победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине, боль о потерянной свободе, унижение от положения рабов, связала двух юношей-пленников Севта и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил верных друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду – возвращение на родину. Ради свободы они должны были отдать свою жизнь.

$ На ратное зрелище сошлись множество любопытных граждан. Когда затрубили трубы, призывая отважных к битве, то отказавшись драться на потеху римлянам, Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями, готовые принять смерть. Толпа возмущенно загудела. Трубы прозвучали вновь, требуя поединка, но воины не удовлетворили ожидания кровожадных римлян. Их предали смерти. Как только тела поверженных коснулись земли, их мечи пустили корни и расцвели, превратившись в высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали гладиолусами. И до сих пор они являются символом дружбы, верности, благородства и памяти.

Легенда о незабудке.

Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена раз$ным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес “Не забудь обо мне!” Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность $навевать людям воспоминания.

Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. “Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твоё имя будет незабудка”.

Легенда о хризантемах.

Одна из них гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в белые хризантемы.

$

  1. Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы учились анализировать художественное произведение, рассуждать, думать. Каждый старался по мере своих сил. Вы все молодцы. Надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни. Любите природу и берегите её! Спасибо за внимание!

9. Домашнее задание:

Подготовить пересказ одного из рассказов К. Паустовского.

$

$

Список используемой литературы:$

  • учебник для 3 класса «Литературное чтение» З.И. Романовская: в 2 ч. Издательство «Астрель», Москва, 2009 г.

  • Н.И.Кузнецова «Детские писатели». М., изд-во «С – инфо», 1995 г.

  • http://ru.wikipedia.org

Еще записи

Leave a Comment