Урок литературного чтения во 2 классе "Изучение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего$ образования»

с. Самбург Пуровского района

$Конспект урока

литературного чтения в 2 классе

Изучение русской народной сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

подготовила

учитель начальных классов

Хэно Марина Михайловна

$

с. Самбург, 2013

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Изучение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

  • продолжать формиров$ать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;

  • рассматривать сказку как систему отношений;

  • формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;

  • использовать картины, воссоздающие воображение дет$ей;

  • воспитывать бережное отношение друг к другу.

Микроумения:

  • самостоятельно находить отрывки из текста;

  • ориентироваться в смысловом содержании текста;

  • формировать умение видеть заголовок и понимать его роль.

Оборудование$:

  • музыкальный фрагмент;

  • репродукция В. Васнецова «Аленушка»;

  • элементы сказок в кузовке$;

  • Бабушка –Загадушка.

Ход урока

1. Организационный момент. (Под музыку в «Гостях у сказки»)

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка.

Как мы встречаем гостей?

2. Работа над артикуляцией.

Cлово «Здравствуйте» проговорите медленно, четко проговаривая по слогам; быстро; нараспев.

Какие приветствия вы еще знаете?

Очень рада Бабушка-Загадушка встрече с вами и теплому приветствию. Она приготовила для вас загадки и задания

ЗАГАДКА 1.

$ Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка –Загадушка? (Сказка)

Чем этот жанр отличается от других?

$ – По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

$ Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

3. Проверка домашнего задания.

К сегодняшнему уроку дома вы перечитывали свою любимую сказку и нарисовали главного героя.

Дайте характеристику с$воей любимой сказке по этим признакам и обоснуйте свой ответ.

Ответы детей.

Например: «Одной из моих любимых сказок является “Колобок”. Я знаю, что она – народная, бытовая т.к. в ней рассказывается о быте народа, о том, как жили люди, чем они занимались».

Ваши ответы порадовали Бабушку –Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.

4. Отгадывание сказок.

ЗАГАДКА 2.$

Элементы разных сказок

Мы собрали в кузовок.

Отгадай названье сказки

Будь внимателен, дружок.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. – «Гуси-Лебеди», «Мальчик с пальчик», «Иванушка-Дурачок».

Кукла $девочки. – «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка».

Камень. – «Иван-Царевич и серый волк».

Вода. – «По щучьему веленью…», «Лягушка-путешественница», «Золотая рыбка».

Козленок.– «Волк и семеро козлят», «Волк и коза».

А все эти предметы в какой сказке встречаются? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

5. Работа над названием сказки.

Чтение названия сказки с доски.

По названию определите главных героев.

$ Что заметили в названии?

Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?

Какие отношения между героями? «Сестрица и братец» – в этих словах мы чувствуем добро, ласку, тепло, заботу…

6. Чтение сказки по учебнику.

$ Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли? Сохранили ли они свои чувства, которые вы назвали при произношении слов «сестрица и братец»?

Чтение сказки учителем и детьми.

7. Первичный анализ.

Слушал ли Иванушка свою сестру?

К чему это привело?

Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?

Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?

Почему «ведьму» никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?

Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы $Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и д$ругую, волшебную сторону событий.

Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

Вывод: отношения, близкие и в радости и в горе.

8. Работа над картиной.

Следующее задание Бабушки – Загадушки.

ЗАГАДКА 3$

Есть полотно,

Красиво оно,

Но печально и грустно

Девице одной.

Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.

Что роднит сказку и картину?

Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте)

Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)

А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.)

Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

$ Домашнее задание: мысли про себя – внутренний монолог. Если вы проникнитесь с$очувствием к Аленушке, обретете способность слышать ее внутренний голос, то сможете составить внутренний монолог.

Вернемся к сказке.

Зачитайте слова Иванушки, которые он описывает как плач-заклинание.

Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки (мелодично, жалобно).

Какую бы музыку подобрали к этим отрывкам?

Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа.

А если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать? (Волшебная).

Понравилась ли вам концовка сказки?

Изобразите своё настроение на кружочках, нарисуйте в виде смайлика и подарите своей гостье.

СПАСИБО ЗА УРОК!

$

Список литературы:

    1. $Поурочные разработки по чтению. 2 (1-4) класс. К учебникам М.В. Головановой и Л.Ф. Климановой. М.: «ВАКО», 2005 (в помощь школьному учителю).

    2. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей/ Сост., предисл., примеч., словарь, подгот., текста Н.Г. Ермолиной. – Новосибирск: Дет. Лит., 1994

    3. Родная речь. Учеб. Для учащихся нач. шк. в 3 кн. 1, ч.1/ Сост. М.В. Голованова и др. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

    Post Comment