Урок литературы в 5 классе «Басни И.А.Крылова – «книга мудрости»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

$

$Урок литературы в 5 классе

Басни И.А.Крылова – «книга мудрости»

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Сидоренко Галина Иб$рагимовна

$ Г.Мегион

2011 г.

Урок литературы в 5 классе

Тема:

Басни И.А.Крылова – «книга мудрости».

Цели:

  1. Закрепление знаний о жанровых особенностях басни; умений находить черты жанра в художественном тексте.

  2. Развитие творческих способностей (инсценировка, сочинение басни), навыков выразительной речи; развитие умений анализировать художественное произведение, сравнивать тексты с т.з. языка, формы, содержания, позиции автора, жанрового своеобразия, умен$ий абстрагировать.

  3. Формирование нравственных качеств личности через содержание басен таких, как: чувство такта, меры, доброты, отзывчи$вости, чувство товарищества.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, учебник литературы

I .Оргмомент

II.Актуализация

(побудит. мотивация)

Урок начинается с инсценировки басни Крылова «Квартет».

- Надеюсь, что вы, в отличие от музыкантов, владеете знаниями и умениями и будете работать слаженно, как оркестр.(учебная мотивац.)

-К какому жанру вы отнесёте сыгранное произведение? (басня)

-А что называют басней?

(запись на доске)

Эзоп, Лафонтен, Дмитриев, Крылов, Михалков.

-Что объединяет эти $имена? (это баснописцы)

- Кто из них является автором «Квартета»?

- Какие басни Крылова вам известны?

Басни И.А.Крылова переведены на 60 языков мира. Имя баснописца занимает особое место в ряду других.

Н.В.Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости». А поэт М.В.Исаковский так писал о баснях Крылова:

$ Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней

- Как бы вы назвали сегодняшний заключительный урок?

(вывод темы урока)

-Исаковский говорит, что «мы любим басни».Действительно, басни написаны около 200 лет назад, а люди цитируют их, изучают…

Я предлагаю в процессе урока понять и ответить на такой вопрос:

«ПОЧЕМУ БАСНИ КРЫЛОВА названы БЕССМЕРТНЫМИ?»

III. Применение знаний в знакомой ситуации

$- Прослушайте отрывки из басен, как называются процитированные части, какова их роль в произведении?

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не по$йдет,

И выйдет из него не дело, только мука

(Лебедь, Щука и Рак)

  1. У сильного всегда бессильный виноват.

(Волк и Ягнёнок)

  1. Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

(Чиж и Голубь)

  1. Уж сколько ра$з твердили миру,

Что месть гнусна, вредна; да только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок

(Ворона и Лисица)

Микроитог.

Эта часть басни называется МОРАЛЬЮ, которая содержит нравоучительный смысл.

Некото$рые выражения из басен стали крылатыми.

(запись на доске)

  • А Васька слушает да ест

  • Вперёд чужой беде не смейся голубок

  • Воз и ныне там

  • У сильного всегда бе$ссильный виноват

  • Вперед чужой беде не смейся, голубок

Эти выражения стали употребляться в речи людей, использоваться в художественных произведениях. Можно сказать, вошли в разряд пословиц и поговорок.

-Кто является действующими лицами названных басен?

- Как называется такой художественный прием, когда рас$тения или животные очеловечиваются?

(олицетворение)

-Но всегда ли действующие лица – животные?

(инсценировка басни «Демьянова уха»)

-В чём иносказательный смысл басни?

-Как речь характеризует героев ?

-Прочитайте мораль. Кому она адресована? (будущим писателям)

Микроитог.

Аллегория заключается в том, что нельзя быть назойливым, во всём нужно знать меру.

Демьян:

Речь его то ласково-вкрадчивая, то настойчивая, то умоляющая, видимо, у него, должно быть, какая-то цель. Автор показывает это при помощ$и уменьшительно-ласкательных суффиксов:

Соседушка, ложечка, тарелочка, ушица, кусочек; обращения «мой свет».

Фока:

Произносит 2 реплики, ему пришлось нелегко, он не хочет показаться невежливым, неблагодарным, поэтому не в силах отказать хозяину. Сначала он жалобно замечает: « Я три тарелки съел», а потом и вовсе убегает. Автор$ сочувствует Фоке – «бедный мой».

Басня построена в форме диалога. Язык басни близок к живой разговорной речи. Поэтому ситуация изображена правдиво.

Что общего у изученных нами басен? (они построены на диалоге, в них есть мораль, аллегория, речь басенных героев близка к устной разговорной речи)

IV. Воспроизведение знаний в незнакомой ситуации

(воспроизведение проблемного характера)

-Обратимся к басням Эзопа и Крылова «Лисица и виноград»

- Сравните эти басни с позиции языка, морали, формы, содержания, отношения автора.

Прочитайте басни выразительно.

Басн$я Крылова написана в стихотворной форме, по содержанию она совпадает с басней Эзопа, но в последней отсутствует мораль и не проявляется отношение автора. А Крылов посмеивается над Лисицей («глаза и зубы разгорелись»)

Эзоп не использует изобразительно-выразительных средств, а у Крылова множество метафор, сравнений, эпитетов, просторечные слова и выражения :кума, видит око, да зуб неймёт.

Отсутствие морали не сказывается на поучительном смысле басни, его видно из поступка Лисицы.

Вывод: басня Крылова ярче, выразительнее, живописнее.

-А почему Эзоп не использовал $в басне изобразительно-выразительные средства, как вы думаете? (Эзоп жил в античные времена, это один из первопроходцев в жанре)

V. Контроль за усвоением

- С какими народными жанрами близка басня?(пословица, сказка)

-Выделите характерные черты басни:

  1. зачин и концовка

  2. аллегория

  3. олицетворение

  4. занимательный сюжет

  5. юмор

  6. троекратное повто$рение

  7. краткий поучительный рассказ

  8. развернутый сюжет

  9. мораль

-Назовите выбранные номера (2, 3, 4, 5, 7, 9)

Дома вы пробовали свои силы в роли баснописцев, сочиняли басни по пословице.

( опросить 3 учеников)

- $Какие черты басни просматриваются?

- Оцените басни товарищей.

VI. Итог урока

-Что повторили на уроке? (основные черты басни, аллегорию, содержание изученных басен) - Как работали с баснями? (ан$ализировали, сравнивали с т.з. языка, морали, иносказательного смысла)

- Можем ли мы ответить на главный вопрос урока: почему басни Крылова бессмертны?

Почему они применимы и в наше время?

  1. Басни Крылова высмеивают пороки людей.

  2. Язык близок к живой разговорной речи.

  3. Занимательный сюжет.

  4. Выражения, ставшие крылатыми.

  5. Поучительный смысл.

-Оцените ответы товарищей.

-Что понравилось на уроке?

-Что показалось трудным?

VII. Дача домашнего задания

(по выбору)

1.Выписать крылатые выражения из басен Крылова.

2.Выписать народные пословицы и поговорки.

$ Источники информации:

1. Учебник-хрестоматия в 2-х частях под редакцией Г.И.Беленького (авторы-составители: М.А.Снежневская , О.М. Хренова, М.: «Мнемозина», 2008г.)

2. Контрольные и проверочные работы по литературе под редакцией В.А. Скрипкиной. 5-8 классы: Метод. по$собие. – М.:Дрофа, 1997.

3. Учебное пособие «Уроки мастеров слова», под редакцией Н.Я.Паскевич, (Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000г.)

Post Comment