Урок литературы в 6 классе “Детство и юность М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус»”

Урок литературы в 6 классе.

Комягина Г.П. , учитель русского языка и литературы

МОУ «Пороховская ООШ», г. Воло$коламск

Тема. Детство и юность М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус».

Цели:

– познакомить учеников с детством и юностью М.Ю.Лермонтова;

– продолжить обучение анализу поэтического текста;
– развивать воображение и аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин М.Ю.Лермонтова «Автопортрет», «Парус».

ХОД УРОКА.

$І. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня наш урок посвящён замечательному русскому поэту М.Ю.Лермонтову.

Какие произведения Лермонтова вам уже знакомы? $(«Бородино» – изучали в 5 классе)

– А знаете ли вы, что поэт Лермонтов был ещё и талантливым художником? Посмотрите на его автопортрет, репродукция которого помещена в учебнике.

– Каким изобразил себя поэт? (Он изображён в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Лицо печальное, напряжённое.)

Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.

$III. Доклады учащихся.

1. Детские годы М.Ю.Лермонтова.

2. Годы учёбы в Москве и Петербурге.

– В 1832 году, вскоре после переезда в Петербур$г, Лермонтов пишет стихотворение «Парус». Университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено всё, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось. Душевное состояние, переживания поэта и выразились в стихотворении.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Парус».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

$Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..$

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

$Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

– Какие картины возникают в воображении при чтении стихотворения? (Сначала возникает картина бескрайнего моря и одинокого паруса. Затем взгляд приближается к судну, и мы видим накренившуюся мачту, полотно паруса, натянутое ветром, и волны за

бортом. Далее – спокойное море с волнами лазурного цвета, и взгляд от моря переводим вверх, к солнцу.)

$– О чём это стихотворение? Не будем спешить и, чтобы точнее ответить на этот вопрос, найдём глаголы, характеризующие парус. («Ищет», «кинул», «бежит», «просит»)

– О ком можно так сказать?$ (О человеке.)

Лермонтов говорит о парусе как о человеке. Парус становится символом человека, его души.

Символ – художественный образ. Вид иносказания (запись на доске $и в тетради).

– Какое значение приобретает слово «море» в стихотворении? (Поэт связывает природные явления с человеческими переживаниями. Море в художественном мире Лермонтова символизирует жизнь человека. Картины бури и штиля на море – разные психологические состояния человека.)

Запись в тетради: в стихотворении два ключевых образа: парус – одинокий человек, а море – человеческая жизнь.

– Почему парус назван мятежным? (Спокойная жизнь не для него. Ему необходимо движение, буря, непокой, ощущение жизни.)

– Каким настроением проникнуто стихотворение? (В стихотворении чувствуется тревога, грусть, сожаление, неопределённость и надежда. И все эти переживания связаны с судьбой «паруса» – человека.)

$

– Какое слово определяет это настроение уже в начале стихотворения? (Настроение определяется в первой же строке. Слово «одинокий» задаёт настрой всему стихотворению.)$

Пояснение учителя.

Обратите внимание, что определение «одинокий» стоит на необычном месте (после определяемого слова), выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент (концентрация внимания).

Слова в художественном и поэтическом тексте могут изменять своё обычное положение.

Необычный порядок слов в предложении называет$ся инверсией. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение (запись определения на доске и в тетради).

Но не только инверсия участвует в создании особого эмоционального строя стихотворения. Важную роль здесь играет и интонация конца предложения.

$ Какие знаки стоят в конце предложений стихотворения? О чём говорят они? (Восклицательный, вопросительный, многоточие – эти знаки, стоящие в конце предложений, выражают состояние тревоги, неопределённости.)

– Посмотрим, на какие ещё слова нацеливает наше внимание поэт в первой строфе, где действует инверсия? Голубом», «далёкой», «родном».)

– Слова эти рифмуются. $К какой части речи относятся они?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране $далёкой?

Что кинул он в краю родном?..$

(В первой строфе все рифмующиеся слова – прилагательные, обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает лирический герой.)

– Слова какой части речи рифмуются во второй строфе? Что обозначает эта часть речи? («Свищет», «скрипит», «ищет», «бежит». Это глаголы третьего лица настоящего времени, обозначают действия.)

$– Назовите части речи, рифмующиеся в третьей строфе. Что обозначает данная часть речи? («Лазури», «золотой», «бури», «покой». Чаще рифмуются существительные, обозначающие явление, состояние.)

Пояснение учителя.

Таким образом, в первой строфе рифмуются прилагательные, во второй – глаголы, в третьей (кроме одного) — существительные. Вместе с лириче$ским героем мы проходим путь от созерцания (прилагательные) к действиям (глаголы) и далее — к утверждению (существительные).

Глаголы в третьем четверостишии употреблены в настоящем времени и обозначают действие, постоянно протекающее, ориентированное не на «сейчас», а на «всегда». Ведь поиски гармонии, движение — вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.

И вновь обратимся к первой строфе.

– Найдите здесь $определения, противопоставленные друг другу по значению. (Страна далёкая – край родной).

Такой художественный прием противопоставления называется антитезой.

Антитеза$противопоставление понятий, картин, образов, чувств, слов, эпизодов (запись на доске и в тетради).

– Какие ещё противопоставления найдём мы в тексте стихотворения? (Ищет – кинул; играют – свищет; под ним… – над ним…; буря – покой.)

– В чем смысл этих противопоставлений? (В основе построения (композиции) стихотворения «Парус» лежит антитеза.)

Пояснение учителя.

Противоречие между состояние$м моря и парусом символизирует противоречие между человеческой личностью и течением его жизни. Человек вечно стремится к постижению окружающего мира, постижению истины. Он не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он постоянно не удовлетворен жизнью и не может долго находиться в одном каком-либо состоянии. Закон его жизни — движение вперёд, борьба с внешним и внутренним несовершенством. Вечный поиск, вечная неуспокоенность и есть смысл жизни человека.

V. Сопоставление стихотворения и картины М.Ю.Лермонтова «Парус».

Поэт рисует словами, вызывая картину в нашем воображении. Художник рисует картину красками. Посмотрим, как изобразил одинокий парус Лермонтов акварелью.$

– Прочитаем стихотворение ещё раз (…)

$ В стихотворении яркая картина: белый парус, голубой туман моря, игра лазурных волн, золотые лучи солнца, свист ветра. Складывается ощущение движения, красоты, стремительности, порыва.

Есть ли такое ощущение в акварели Лермонтова? (Пожалуй, нет. Возможно дело в качестве репродукции. Но картина стихотворения трогает и волнует больше.)

Вывод.$ Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» не только о море и мятежном парусе, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был и сам поэт.

Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть стихотворение «Парус».

  2. Письменно ответить на вопрос: «Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении «Парус».

Литература

  1. Литература. 6 класс: Учебник$-хрестоматия для общеобразовательн. учрежд. / Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс – М.:Вако,2007.

  3. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л.Ерохина и др. – М.: Дрофа, 1999.

Еще записи

Leave a Comment