Урок литературы в 6 классе по теме "Сатирические рассказы А.П. Чехова"

Азовский немецкий национальный муниципальный район

МКОУ «Березовская СОШ»

Урок лите$ратуры в 6 классе по теме:

Сатирические рассказы А.П. Чехова

«Двое в одном» «Толстый и тонкий» «Маска»

подготовила

$учитель русского языка и литературы

Канлыбаева Ботагоз Аубакировна

с. Березовка

2013г.

Цели:

1.Расширить представление о сатирической направленности произведений писателя.

$2. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, выразительного

чтения, пересказа.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, инсценирование, пересказ

Обо$рудование: Портрет А.П. Чехова, рисунки обучающихся.

Эпиграф

«Чехов – несравненный рассказчик …

И достоинство его творчества в том, что

оно понятно и сродно не только

всякому русскому человеку, но и

всякому человеку вообще».

Л. Толстой.

Ход урока:

Учитель: Наряду с юмористическими рассказами Чехов в 80-е годы создал много сатирических рассказов – превращений, в которых его гуманизм имел наступательный, воинственный характер и выливался в форму резкой иронии, острой насмешки.

Это рассказы «Двое в одном»$

«Толстый и тонкий»

«Маска»

Острие чеховской сатиры было направлено на правящие классы, на царских чиновников, помещиков, капиталистов, на семейные нравы. Основная тема – деспотизм, самоуправство, формализм начальствующих лиц, крупных чиновников, забитость, подхалимство подчиненных, обывательской мелюзги.

На основе социального превращения человека в служебный чин построен рассказ «Двое в одном».

Момент превращения показан здесь с особой комической выразительностью. Главных героев рассказа «Хамелеон», и «Дво$е в одном» напоминают и эти два портрета …

Ученик читает картину « У телефона».

Перед нами два портрета ….$

Вывод:

Сатира выражена по- чеховски очень скупыми, но эффективными средствами, в данном случае средствами портретной живописи: позой, жестом.

Учитель: Следующий рассказ « Толстый и тонкий» принадлежит к лучшим образцам его сатирического творчества. Рассказ обладает строгой композицией, делится на 4 части, тесно связанных между собой:

1. экспозиция, вступительная сцена, в которой сообщалось о месте действия, и были даны портреты действующих лиц.

2. Две основные сцены

а. герои показаны как друзья, старые школьные товарищи.

б. как чиновники, оказавшиеся на разных ступенях общественной лестницы.

3. Заключительная сцена

$Зачитать портреты … (обучающиеся)

Толстый

$Две детали выделенные Чеховым, не все лицо, а только губы, подернутые маслом, запахом дорогого вина, модных духов. И этого достаточно, чтобы представить себе «толстого» как богатого, сытого, свободного и довольного человека.

Тонкий

Тоже две детали: навьючен вещами, пахло ветчиной и кофейной гущей. Тонкий не обращается к носильщикам, не пользуется рестораном, пользуется взятой из дома провизией.

Обучающиеся подготовлены для понимания дальнейших сцен.

Инсценирование

$- Над чем вы смеялись, читая этот рассказ (над превращением «тонкого»)

Учитель: Грустно то, что это превращение необратимо, и ничто не способно вернуть «тонкого» чиновника в прежний человеческий облик.

Учитель: Разительная перемена происходит с буржуазными интеллигентами – «хозяевами» города в рассказе «Маска».

Обучающийся передает кратко сюжет рассказа «Маска»

- Кого и как показывает писатель в своем рассказе?

- Кого из геро$ев рассказа «Маска» напоминает Очумелов.

В чем их близость?

- Для чего Чехов написал свои сатирические рассказы?

Вывод: Смех помогает нам и сегодня бороться с пошлостью, глупостью, несправедливостью, но смех должен быть умным.

$

Список литературы

1. Собрание сочинений в 12 томах. А.П. Чехов

2$. Литературы 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной/авт.-сост. С.Б. Шадрина.- Волгоград:Учитель,2006.-282с.

3.Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»,2000.-224с.

Post Comment