Урок литературы в 7 классе по рассказу Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”

$Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

г. Барнаула Алтайского края

Конспект урока по литературе
в 7 классе

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»

подготовила

учите$ль русского языка и литературы

Глазина Елена Александровна

г. Барнаул

2012

Цели урока:

  • познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.

  • продолжить развивать у школьников умения выделять главное, су$щественное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, нав$ыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.

  • содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”,

В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, слайды.

Цели урока:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»

С. Есенин

      1. $ Сообщение о писателе учителя,

Слай$ды 1 – 3. Род в дер. Веркола Архангельской обл.

После войны заканчивает филологич. факультет Ленинградского университета,

Попадает в аспирантуру, становится кандидатом наук,

$Затем заведующим кафедрой советской литературы.

В 1960 уходит в докторантуру, чтобы написать докторскую диссертацию – и не возвращается в университет

Он сам начинает писать худ. произ –я.

$Центром произведений Абрамова становится дер. Пекашино, в которой мы угадываем родную Абрамову Верколу. Слайд 4.

В судьбе этой деревни Абрамов видит отражение судеб всего русского народа.

      1. Жизненный путь писателя прост и труден:

армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и

писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко$

били, — скажет он впоследствии, — но через годы эти произведения причисляли к

лучшим». – Как понимаете эти слова? В 40-50 гг. существовала точка зрения на русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, как на край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Целый ряд писателей (Бабаевский С., Ю. Лаптев, Г Никол$аева и др.) создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Они признавались официальной критикой как образцовые.

Ф. Абрамов написал в 1954 г. статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал подобные произведения. Кроме этого, он писал и худ. произ – я, которые говорили правду о русской деревне. И впоследствии стали классикой советской л – ры.

Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответств$овал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Соответственно множество препятствий чинилось и автору в виде запрета на публикации своих про$изведений, ущемления свободы научной работы и т. д.

«Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова», — утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.

      1. Какова главная тема творчества Ф. Абрамова?

5. Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади» — начало знакомства с текстом.

6. Словарная работа: Слайд 10

Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жиль$я.

Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.$

Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки

(стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры

Угор – (диалект.) – пригорок

«чёртом выгибались» – молодцевато выглядели. $

7. Обсуждение.

  • Как вы понимаете содержание рассказа? Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный ме$ханизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил

  • Слайд 11$. Прочитать описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто? Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством.

  • Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чём говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз… и лошадей»? Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

  • $Слайд 12. Как автор описывает лошадь? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей $к животным.

  • Слайд 13. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д.?

Как автором подчёркивается чере$з описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений? В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;

Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»

Стали$́на – в честь Ста́лина

Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;

Гертруда – герой труда. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир,$ человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.

  • $Слайд 14 Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.

  • Слайд 15. В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? («Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оце$нку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь)

  • Слайд 16. как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут…»? Такое название привлекает наше внимание к $главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий

  • $В каком из прочитанных произведений автор ставит перед читателем подобную проблему? (Л. Андреев «Кусака»)

  • Слайд 17. Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то$, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам

  • Слайд 18. В чём рассказчик обманул Рыжуху? не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.

Слайд 19. Какова идея этого рассказа? Рассказ Абрамова обращён к нам, людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее м$ира. Строки рассказа, возможно, говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не будет заботиться о будущем Земли.

  • Слайд 20. Вспомните стих – е Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Как соотносится это стихотворение с рассказом Ф. Абрамова? Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова$: «И вскоре я уже сам казался себе каким-$то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? Герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Таким образом, он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость)

Д. з. Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель-прозаик — Евгений Иванович Носов.

Пересказ статьи Е. И. Носова «Из автобиографии». Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла», подготовить ответы на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 176)

$Инд. задание: подготовить выразительное чтение рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»

Учащиеся и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как я спас щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал котенок…»

$

Список использованной литературы:

1. О. Е. Ерёмина Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва. 2008 г.

2. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. «Литература в 7 классе» Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 1997

Еще записи

Leave a Comment