Урок по литературе «Сказка про Илью Муромца»

Тема: «Сказка про Илью Муромца».

Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний

Образовательная программа «Школа 2100».

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс

Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце.

Задачи урока: Обучающая:

- Формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту
произведения, находить в тексте предложения, которые
подтверждали бы высказанную мысль, умения формулиров$ать
основную мысль текста, кратко пересказывать текст.

Развивающая:

  • Развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произве­дения.

  • Способствовать развитию интереса к литературному чтению, со­вершенствовать культуру речи, способствовать обогащению сло­варного запаса.

- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.
Воспитательная:

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаи­моуважения.

Оборудование:

Выставка книг о русских богатырях; ребус. Репродукция $картины М.В. Васнецова «Богатыри». Аудиозапись: А.П. Бородин «Богатырская» Видеозапись: Мультфильм «Илья Муромец» Карточки с заданиями для работы по группам.

Этапы урока

Содержани$е урока

Примечания

I. Организаци­онный момент

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Урок литературного чтения

$Словно приключение

С книгою в космосе ты побываешь

И в сказку поверишь

И много узнаешь.

Книга с нами всегда

А вы урок чтения любите?

Да!

Тогда внимательно слушай, дружок,

Чтоб все задания выполнить смог.

$ Создание доброже­лательной психоло­гической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

Мотивация

Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам

богатырских сказок.

$ Путь наш не близок.

Лежит он через холмы, горы и долины.

Вот и первая преграда на нашем пути.

Чтоб ее миновать, надо ребус разгадать.

Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов -предметов, изображенных на картинках.

Слова - предметы, убираются, на их листе остается бук­ва.

II$. Актуализация знаний

Произнесем хором БЫ-ЛИ-НЫ

- Кто знает, что обозначает это слово?

(Былина - это русские народные торжественные пес­ни. Это жанр устного народного творчества. Их со­чиняли талантливые люди, но не записывали. Народ­ное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях).

- Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав
второе слово.

Читаем хором

БО - ГА - ТЫ - РИ

- Что это за люди?

Показ картинки с гуслями

$

- Кто из вас знает русских богатырей?
(Былины повествуют о богатырях, мужественных
защитниках родины. В этих песнях народ прославлял
силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их
преданность Родине)

- Мы с вами миновали преграду. Чтобы прославить
богатырей, люди сочиняли для них музыку.
Послушайте фрагмент симфонии А.П. Бородина «Бо­
гатырская»

$- Перед нами богатырская застава.

- Кто изображен на картине?

- Кто знает их имена?

(В центре картины на вороном коне любимый наро­дом Илья Муромец, справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой, слева - весельчак Алеша Попович. У него не только лук со стрелами, но и гусли).

- Что вы видите на заднем плане картины?

- Зачем вышли в дозор богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор?
(Застава богатырей стоит на страже русской земли)

Открывается карти­на «Богатыри» М.В. Васнецова. На доске размеще­ны рисунки уча­щихся с портретами богатырей

Послушайте былинный сказ и попробуйте определить тему нашего урока.

- $Кто догадался, кому будет посвящен наш урок? (Илье Муромцу - русскому богатырю)

Учитель читает текст со свитка

На фоне музыки

III. Формулиро­вание темы и цели урока

- Цель нашего урока - вспомнить все, что узнали об
этой сказке, составить словесный портрет Ильи Му­ромца.

- Итак, проверим, как вы поработали с текстом сказк$и

дома.

IV. Проверка домашнего зада­ния.

Работа с учебни­ком

$ - Откройте книгу по чтению «Маленькая дверь в
большой мир» и найдите Богатырскую сказку об
Илье Муромце.

- Прочитайте отрывки из сказки, которые можно оза­главить так::

Выборочное чтение

Предложения запи­саны на доске. Дети

$

1) Горе стариков

2) Волшебная вода странников

3) Наказ странников

$ 4) Шутка Ильи

5) Помощь Ильи защитникам Чурнигова

делятся на 5 вариан­тов. Каждый читает свое задание и про­веряет, как выпол­нено задание других

V. Пересказ сказки.

- У нас получился план сказки.

- Кто кратко перескажет сказку по плану?

Итог по домашнему заданию.

Для продолжения пути надо набрать сил и отдохнуть.

$ Оценивание детей за домашнее зада­ние

VI. Физкульт­минутка

Любая физминутка на выбор учителя.

Охрана здоровья. Снятие утомляемо­сти.

$

VII. Беседа о жанре произве­дения.

- Вот и добрались до долины вопросов.

-$ Какое по жанру произведение мы прочитали?
(Сказку)

- Назовите в ней сказочные приметы.

(Начало сказки, хорошая концовка, троекратный по­втор, волшебная вода, дающая силу. Наличие арха­измов, устойчивых выражений).

- Приведите пример слов архаизмов (не пуще, не пре
кословил, латы, колчан со стрелами, выпивает еди­ным духом)

- Кто герой этой сказки? (Илья Муромец)

- Все ли мы узнали об Илье Муромце? (нет)

- О чем же рассказывает отрывок, помещенный в
учебнике?

(О том, как Илья стал богатырем)

- Как можно его озаглавить?

(Как Илья Муромец стал богатырем. О сражении около города Чернигова)

- В каких словах выражена главная мысль сказки?
(«Есть еще на Руси, кому постоять за землю Рус­
скую»)

- Почему эта сказка относится к богатырским сказкам?

$ Работа с литератур­ными понятиями.

VIII. Составле­ние устного рас­сказа о богатыре Илье Муромце

(Главный ее герой - богатырь Илья Муромец)

Итог: Мы побывали в долине вопросов и путь наш лежит

к богатырскому холму.

Ваша задача:

Развитие речи Работа в группах

Составить устный рассказ о богатыре Илье Муромце.

а) Отметьте в книге отрывки, в которых описан Илья
Муромец, его поступки.

$б) Выберите в тетрадях слова, описывающие внешний
вид Ильи Муромца.

в) Определите последовательность своего рассказа.

г) Выберите рассказчика от своей группы. Следите за
лексикой.

Задание каждой группе записаны на листочках в конверте

Самостоятельная работа в группах

IX. Устный рас­сказ

- Кто желает нам поведать о русском богатыре Илье

Муро$мце? (рассказ 1-2 чел.)

X. Просмотр от­рывка мульт­фильма

- А теперь посмотрите отрывок из мультфильма об
Илье Муромце и сравните его образ с вашим.

- Сравните богатыря нарисованного вами и в мульт­
фильме

Итог:

На этом холме мы с вами сделаем привал, т.к. путь по

богатырским сказкам нам предстоит еще очень длинный.

$Сравнение образов Ильи Муромца

XI. Итоговая

беседа

- Давайте подведем итоги

- Что в сказке правдиво?

- Что вымышлено?

- Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не
умерла?

- Кому захотелось прочитать всю сказку об Илье
Муромце?

- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «$Есть
еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»

- И вы можете стать защитниками своей земли,
родины

$

Оценивание работы детей на уроке

XII. Домашнее задание

- Приготовиться выразительно читать понравившийся
отрывок.

Оценивание детей

Post Comment