Урок по литературе в 10 классе на тему: «Город, в котором невоз- можно быть» (В Петербур- ге Достоевского)

МБОУ «Гапкинская СОШ»$

Урок по литературе в 10 классе на тему:

«Город, в котором невоз-

можно быть» (В Петербур- ге Достоевского)

Учитель: Московкина.Е.М.

2013г.

Пояснительная записка.

$ТЕМА УРОКА: «Город, в котором невозможно быть» (В Петербурге Достоевского)

Класс 10 (программа Т.Ф. Курдюмовой )

Учебник:$ Лебедев Ю.В. «Русская литература».

Оборудование урока:
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; презентация с  достопримечательностями  Санкт – Петербурга; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

$Применяемые методы: интерактивные методы обучения (диалог, дискуссия, обсуждения, беседы.

Цели:

Обучающая:

сформировать представление о Петерб$урге Достоевского, сути внутреннего состоянии героя и способах его изображения автором.

Развивающая:

сотрудничать в парной и групповой работе – слушать, строить целостное высказывание, пользоваться мнением товарища как источником информации, принимать или отвергать её при помощи аргументов, фиксировать информацию ;

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, формировать на основе текста систему доводов для обоснования определённой позиции;

преобразовывать текст, используя разные формы представления информации;

сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию;

понимать душевное состояние персонажей, сопереживать им;

$выводить заключения о намерении автора .

Воспитывающая: развивать интерес к предмету, формировать понимание ценности литературы; укреплять дружеские, уважительные отношения при работе в паре, группе.

 $

 Приемы ТРКМ:  «Знал – Знаю – Хочу узнать».

Формы работы: $групповая, коллективная, индивидуальная

$

«Редко, где найдёте столько мрачных,

резких и странных влияний на

душу человека, как в Петербурге»

Ф.М.Достоевский.

Ход урока:

$Целеполагание урока.

Цели :

1.Определить тему урока, выявить основные цели занятия.

Методы: беседа, рассказ.

На предыдущем уроке мы начали знакомство с ж$изнью и творчеством писателя, известного во всём мире, Фёдора Михайловича Достоевского. Студенты вузов Америки и Европы с интересом изучают творчество Достоевского.

- Как вы думаете, нам, русским людям, нужно знать творчество этого писателя и зачем?

-Прочтите эпиграф урока и подумайте, какова тема нашего урока?

-Ребята, Что вы знаете о Петербурге?

-А что бы вы хотели узнать о Петербурге До$стоевского?

Формулирование целей.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творческой лабораторией писателя на примере одного из самых знаменитых его романов «Преступление и наказание», пройдём вместе с главным героем романа по улицам Петербурга 60-х годов 19 века.

Предкоммуникативный этап.

Цели:

1.вспомнить ранее изученный материал

2.подготовиться к восприятию нового материала

Методы: познавательная игра, самоко$нтроль.

Для того, чтобы лучше понять писателя, необходимо знать о его жизненных вехах. Насколько глубоко вы изучили творчество Достоевского, мы проверим при помощи сканворда.

Если вы правильно отгадаете его, вертикально из первых букв получится ключевое слово нашего урока.

Один у доски. Далее взаимопроверка. Оценки за домашнее задание.

Коммуникативный этап.

Цели:

1.Знать текст романа, основные литературоведческие термины.

2.Уметь анализировать текст, сопоставлять явления, делать выводы.

Методы: работа с книгой, диалог, дискуссия.

.

Итак, ключевое слово нашего урока Достоевский.

Именно с его $произведением «Преступление и наказание» мы начнём знакомиться сегодня.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург 60-х годов 19 века. Город был основан Петром 1 в 1703 году.

С тех пор он изменился, преобразился и стал одним из пре$краснейших городов России. На этих иллюстрациях изображён современный Петербург. Этот город не раз становился действующим лицом русской литературы.

-Какие авторы и в каких произведениях описывали Петербург?

-Пушкин в «Медном всаднике» и «Евгении Онегине», Гоголь в произведениях «Невский проспект», «Бедные люди» и т.д.

-Каким предстаёт город в этих произведениях?

-Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные арх$итектурные ансамбли, сумерки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что город неоднозначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит…

-Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом, за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Чтобы лучше узнать его, давайте мысленно пе$ренесёмся в Петербург 60-х годов 19 века и вслед за Раскольниковым, главным героем произведения, пройдём по улицам города. Из крохотной клетушки на Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идёт Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню. Часто проходит и через Сенную площадь, где ещё в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса. В двух шагах от грязной Сенной находится Столярный переу$лок, состоящий из 16 домов, в которых находилось 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки. Давайте же узнаем больше о главном герое произведения.

Найдите описание Раскольникова в тексте.

-Как вы думаете, что было причиною того, что он опустился, обнищал?

В начале романа мы видим, в каких условиях живёт Раскольников. Найдите описание его квартиры.

-Что особенно поражает в этом описании?

-Как чувствует себя человек в этих условиях? $(одиноким, задавленным).

Итак, Раскольников отправляется на улицу. Найдите описание городского пейзажа.

-Какое впечатление оставляют эти отрывки из рома$на? (одинаковое впечатление духоты, тесноты)

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие.

-Какие чувства вызывают серединные улицы в душе Раскольникова? (чувство глубочайшего омерзения)

Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Найдите эпизод, когда Раскольников выходит к Неве.

$-Как вы думаете, какие чувства вызывает у него этот пейзаж? (давит, гнетёт, мучит).

В этом$ отношении героя к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах.

-Какое впечатление производят они на вас, почему?

-Какие ощущения ос$таются от от встреч с этими людьми?( чего-то грязного, безобразного).

Далее Раскольников приходит к старухе-процентщице, затем попадает в дом Мармеладова и возвращается домой.

-Как автор описывает интерьер их жилища?

Мы видим в них продолжение основного пейзажного мотива.

-Каково ваше впечатление, когда вы, «покидая» улицу, « входите» входите в комнату Раскольникова, Мармеладова, старухи-процентщицы?

$

Возникает впечатление чего-то неправильного, нестройного, безобразного.

Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», « гробу»- так именуется его конура. Именно на улице в трактире завязывается трагедия Раскольникова.

-Какова типичная трактирная обстановка?$

Стихия трактирная и уличная - противоестественная, нечеловеческая,- вмешивается в судьбы героев романа. Цитата.

-Как же чувствует себя человек в Петербурге?

Таким образом, человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнате без форточек, его давит и в толпе, и в трактире, и в каморка$х. Всё несёт на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Все эти мысли более полно понять при анализе следующих сцен: встреча Раскольникова с Мармеладовым, встреча с пьяной девушкой, Катерина Ивановна с детьми на улице.

Разбиваемся на группы, на столах у вас вопросы, поразмышляйте над ними.

-Из каких составляющих складывается Петербург Достоевского?

$Составляем схему в парах, 1 на доске. Проверка.

Разбиваемся на три группы, охарактеризуем каждую составляющую.

Составляем сводную таблицу. 1 на доске. Проверка. Дополнение.

Посткоммуникативный этап.

Цели:

1.Знать способы систематизации полученных знаний

2.Уметь осуществлять взаимопроверку.

Методы: работа с книгой, диалог, самоконтроль.

Итак, мы сегодня прошли вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга.

-Как ведут себя люди на улицах? (Враждебно, недоверчиво, безразлично, озлобленно)

$-Похожи ли интерьеры петербургских углов на человеческое жильё?

-Какое впечатление на вас оказали сцены уличной жизни, интерьеры углов, пейзажные картины Петербурга?

-Что нового вы узнали о Петербурге Дос$тоевского?

Заполните последнюю колонку таблицы. Проверка.

-Как вы думаете, повлиял ли город на решение Раскольникова пойти на преступление?

-Почему?

Таким образом , теснота, скученность, духота Петербурга подготовили почву для преступления Раскольникова.

Оценивание и домашнее задание.

Цели:

1.Знать основные законы построения связного текста

2.Уметь связно и$ логично излагать свои мысли.

У каждого из вас возникло своё восприятие Петербурга Достоевского. Выразите свои мысли в виде мини-сочинения.

Как изображает Достоевский столицу Российской империи?

Как Петербург влияет на психологическое состояние героя?

Post Comment