Внеклассное мероприятие по Литературе «Литературный ринг» 8 – 10 класс

Интеллектуальная игра «Литературный ринг»

для учащихся 8 – 10 классов.

Авторы: Юркова Л.Б., Бронских Л.В., Захарова Л.П., учителя русск$ого языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Камышлова.

Описание игры. Игра состоит из нескольких раундов, в каждом участвует две команды. Право на ответ получает команда, которая первой подала знак (звонок) о готовности ответить. Победившая в раунде команда остается играть со следующей. Побеждает команда, выигравшая в большем количестве раундов.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! В этом зале сегодня собрались друзья и поклонники Ее Величества Литературы. В Её честь здесь пройдет турнир Любопытных и Неленивых, Умных и Зн$ающих. Пусть радость встречи с Великой литературой надолго запомнитс$я Вам, её рыцари! Пусть сегодняшний день принесет новые победы, открытия, а с ними и новые знания. Пусть будут победители, а побежденных не будет, ведь сегодня праздник Литературы, праздник Книги и Знаний. А сейчас время представить рыцарей Её Величества Литературы, и я передаю слово учителю литературы Юрковой Л.Б,

Ведущий на сцене: Раз в апрельский вечерок

Девушки гадали,

Не бросали башмачок,

Духов вызывали.

Вы чувствуете, как в этом зале витают духи великих писателей, поэтов, драматургов и их персонажей? Любая книга – это тайна. Давайте заглянем вот в эту загадочную книгу.

( Гас$нет свет. Открывается занавес. На сцене идет спиритический сеанс. Три девушки в длинных белых рубашках, с распущенными волосами склонились над столом, глядя на блюдце со свечой.)

Первая девушка: мы хотим услышать голос великого драматурга, писателя, сатирика! Мы вызываем тебя, о дух!

(И$з-за занавеса выходит Н.В.Гоголь. Звучит музыка песни «Слышен звон бубенцов издалека».)

Гоголь: Русь, куда несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Так было и так будет всегда. Вечный вопрос и вечный ответ в ваших умных головах. Не посрамим же Русь – матуш$ку!

Ведущий: Вы узнали этот голос? Вспомнили великие слова? О рыцари литературы, те, кто учится в 8 классе, пусть вам укажет путь великий Гоголь. В добрый час!

(Гоголь уводит учащихся 8-х классов в зал.)

$Вторая девушка: Где ты, о дух гениального писателя, патриота своей Родины! Ты, чьи произведения олицетворяют литературу России. Мы вызываем тебя!

( Появляется Л.Н.Толстой и под музыку Баха говорит слова.)

Л.Н.Толстой: Чтобы быть приняту в число моих избранных читателей, я требую очень немногого; чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда пожалеть от души и даже пролить несколько слез об вымышленном лице, которое вы полюбили, и от сердца порадоваться за него и не стыдились бы$ этого, чтобы вы были человеком понимающим, одним из тех людей, с которым, когда познакомишься, видишь, что не нужно толковать свои чувства и $свое направление, а видишь, что он понимает меня, что всякий звук в моей душе отзовется в его.

Ведущий: Вы не могли не узнать этого писателя. Кто он?

Пусть десятиклассников ведет гений Толстого. Побед Вам!

(Толстой уводит учащихся.)

Третья девушка: Мы чувствуем легкую поступь светлого поэта, нежного сына своей матери и любящего сына России. Мы ждем тебя, о дух, приди!

(Выходит Есенин и говорит свои слова.)

Есенин: Правду нашу ласкать и корябать.

Роковая на ней печать.

Розу белую с черной жабой

Я $хотел на земле повенчать.

Что такое поэзия? Во все времена это поиск связ$ей между небом и землей, между людьми и вещами, между минувшим и будущим. Поэт – это открыватель часто незамечаемых связей, организатор гармонии… Поиск продолжается. Будут ли открытия, покажут творческие состязания. В добрый путь!

Ведущий: Не узнать его стихи невозможно. Пусть с нами, старшеклассниками, останется С.Есенин. Радости вам и удачи!

(Есенин уводит одиннадцатиклассников.)

$Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы рады приветствовать гостей из Лицея. Им наши аплодисменты. Желаем им успехов в сегодняшней игре.

Ведущий: На каждом состязании находятся гости-зрители, а также уважаемые эксперты. Позвольте представить жюри нашего литературного ринга.

Представление жюри.

А сейчас за игровые столы приглашаются команды 8а, 8б классов.

1й раунд. Играют команды 8-х классов.

Ведущий: Начи$наем игру.

Рубрика1. Портрет литературного героя.

Назовите имя героя, название произведения и автора. Цена правильного ответа – 3 балла.

Молодой человек 17 лет отроду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в 18 веке видов спорта – фехтования. Нашего молодого дворянина отличают так$ие качества, как верность, честность, смелость.

(Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). 3б

Рубрика 2. «Третий лишний».

Перед вами портреты исторических личностей: Екатерина 2, Емельян Пугачев, Степан Разин. Вспомните произведение, в котором один из этих персонаже$й является лишним.

(Степан Разин. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»). 3б

Рубрика 3. Узнай произведение.

Какое произведение заканчивается словами:

И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну.

Назовите автора.

(М.Ю.Лермонтов «Мцыри») 2б

Рубрика 4. Кто больше?

Назовите литературные произведения, в названии которых есть числительные.$

(«Три мушкетера», «Двенадцать», «Белоснежка и семь гномов»,

«Два капитана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Как мужик двух генералов прокормил», Три поросенка»,

«Три сестры», «Тысяча и одна ночь» и др.)

За к$аждого автора и произведение – 3б

Рубрика 5. Мудрые мысли.

Кто из классиков мог утверждать это: «Мы в ответе за тех, кого приручили?

(А. Экзюпери) 1б

Рубрика 6. Вспомним средства художественной выразительности.

$Какое образное средство использует А.С.Пушкин в предложении:

«Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость».

(олицетворение) 1б

Рубрика 7. Рифма в помощь вам.

По рифме определите стихотворение и назовите автора.

……………………..сырой.

……………………..молодой,

………………………крылом,

………………………под окном. $

(А.С.Пушкин «Узник») 2б

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. ПОЕТ ТАМЕРЛАН АЛИЕВ.

2-й раунд. Играют команды 9-х классов.

Рубрика 1. Портрет литературного героя.

Этот молодой дворянин родился на брегах Невы. Получил хорошее$ по тем временам образование. Мог хорошо изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку, непринужденно кланяться. Но, к сожалению, не мог он отличить ямба от хорея.

(Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 3б

Р$убрика 2. Угадай произведение.

Какое литературное произведение заканчивается словами: «…Сюда я больше не ездок! Карету мне! Карету!»?

(А.С.Грибоедов «Горе от ума») 2б

Рубрика 3. Кто больше?

В заголовках к$аких литературных произведениях есть географические названия?

(«Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого и др.)

(2б за название каждого произведения с указанием автора)

Рубрика 4. Мудрые мысли.

Кто из классиков мог ут$верждать это: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли».

(А.П.Чехов) 1б

Рубрика 5. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое средство художественной выразительности исп$ользуется А.С.Пушкин в отрывке из поэмы «Полтава».

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

(метафора) 1б

Рубрика 6. Портрет поэта.

На экране портреты А.С. Пушкина художников Тропинина, Соколова и Кипренского. О портрете какого художника Пушкин сказал:

Себя, как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

$Пристрастья важных аонид (муз).

Так, Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

(О.А.Кипренский) 2б

Рубрика 7. «Темная лошадка».

Какой $конь не является литературным героем?

Карагез, Изумруд, Буцефал.

(Буцефал – конь А.Македонского) 2б

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАУЗА.

3-й раунд. Играют учащиеся 11-х классов.

Рубрика 1.Портрет литературного героя.

Разночинец-нигилист, отец которого был лекарем. Одевался в черный балахон с кистями. Для своих медицинских экспериментов ловил лягушек, отчего руки его были постоянно красными. А лицо его «выражало самоуверенность и ум»

(Базаров из «Отцов и детей» И.С. Тургенева) 3б

$

Рубрика 2. Третий лишний.

Кто из этих авторов творил под своим настоящим именем, а не пользовался псевдонимом? А.Ахматова, М.Цветаева, М.Горький.

Назовите настоящие имена двух других авто$ров.

(Ахматова – Горенко, Горький – Пешков) 3б

Рубрика 3.Узнай произведение

Назовите автора и произведение, которое заканчивается словами: «В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос».

(А.Блок. «Двенадцать») 2б

Рубрика 4. Мудрые мысли.

Кто из авторов мог утверждать это: «Только влюбленный имеет право на звание человека».

(А. Блок) 2б

$Рубрика 5. Назовите произведения и их авторов.

А). «За мной, читатель!

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да обрежут лгуну его гнусны$й язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Б). Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – Родина,

Я – большевик.

(Есенин)

В). Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

$ (Маяковский «Нате!») 6б

Рубрика 6. Вспомним средства художественной выразительности.

Какое образное средство использует Гоголь в отрывке из повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

У Ивана Никифорови$ча…. шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

( гипербола) 1б

Рубрика 7. Рифма в помощь вам.

По рифме определите произведение и назовите автора.

……………………..правил,

$ ……………………..занемог,

……………………..заставил

……………………..не мог.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») 2б

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

4-й раунд. Заключительный.

Рубрика 1. Литературная путаница

Герои каких произведений встретились в этой сценке? Назовите авторов.

12б

Рубрика 2. Портрет литературного героя$.

Герой какого произведения «проврется самым жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно и наврет совершенно без всякой нужды; вдруг расскажет, что у него была лошадь како$й-нибудь голубой или розовой шерсти и тому подобную чепуху, так что слушающие, наконец, все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить»?

(Ноздрев из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя.) 3б

Рубрика 3. «Третий лишний»

$

А. Белый, М. Шолохов, Л. Толстой. Один из этих людей творил под псевдонимом. Кто? 2б

Рубрика 4. Кто больше?

В названиях каких произведений уже определен жанр?

За название произведения и автора – 2б

Рубрика 5.Вспомним средства художественной выразительности.

Какое средство художественной выразительности использует А.С. Пушкин в этом тексте?

И день настал. Встает с одра
$Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (Оксюморон) 2б

Рубрика 6. Рифма в помощь вам.

……………….не плачу,

……………….дым,

……………….охваченный,

……………….молодым.

(С. Есенин. Не жалею, не зову, не плачу…) 2б

$

Рубрика 7.Литература в критике

О ком критик Н.А. Добролюбов сказал: «Смерть явилась для нее избавлением»?

(О Ларисе Огудаловой из «Бесприданницы» А. Островского) 3б

Рубрика 8. Женщина – всегда загадка$

Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Соня Мармеладова. Что объединяет этих героинь? (Это нравственные идеалы писателей) 2б

Рубрика 9. Мудрые мысли.

Кто из великих утверждал это: «Добро всегда в душе нашей, и душа добра, а зло привитое…»? (Л.Н. Толстой) 3б$

Ведущий: Давайте представим на минуту, что было бы, если бы не было такого вида искусства, как литература.

Страшно подумать даже, как оскудела бы наша жизнь, насколько примитивен и удручающим казалось бы все, окружающее нас. И если наивысшие достижения художественного гения – это праздник искусства, то повседневное чтение – это своеобразные будни художественного творч$ества, которые сопутствуют человеку в течение всей его жизни. И наша игра – подтверждение этому. А теперь слово жюри.

Post Comment