Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим» ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка») 5 класс

$

Ф.И.О. Букина Марина Алексеевна

Должность: учитель русского языка и литературы

МОУ « Атамановская средняя общеобразовательная школа

Название материала: Воспитание ответственности и любви

к «братьям нашим меньшим».

$( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Предмет: литература

Возраст: 11 лет

Класс: 5

$

$

Тема: Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим» ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Мы в ответе за тех, кого

приручили

А.де Сент – Экзюпери

«Маленький принц»

Цели: $

  • развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с $картинами природы;

  • развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;

  • обогащать внутренний мир детей;

  • воспитывать любовь к животным

$

Учитель:

Вступительное слово

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, врача А.П.Чехова.

Антон Павлович Чехов родился в 1860г. в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки, дети помогали отцу в лавке, по очереди сидели в лавке. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке.

Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке. Мать Евгения Яковлевна была простая, тихая женщина. Она вносила в жизнь детей много ласки и добра.

Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гим$назию, где уже учились старшие братья. Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали желающих и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.

$ В архиве таганрогского уездного училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: «Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные».

После гимназии Антон Чехов поступает в университет, на медицинский факультет. Чехов становится студентом и писателем. Сначала печатается в журналах и подписывается под своими работами Антоша Чехонте.

$Антон Павлович действительно был врачом, он лечил бесплатно больных, раздавал лекарства, принимал участие в борьбе с эпидемией холеры.

Из Москвы Антон Павлович переселяется в деревню Мелихово.

Чехову очень нравилось жить в Мелихове. (слайд с домом) Ему нравилось сажать деревья, ставить скворечники, пускать рыбок в пруду, нравилась собственная комната с письменным столом, с камином, с большим окном.(слайд кабинет)

Зимой окна до половины заносило снегом, и Чехову особенно весело было, когда с сугроба заглядывали в них зайцы.

Вес$ной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он любил цветы, животных; его радовала близость с природой.

У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят.

Сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Каштанка», который дома вы прочитали. Обычно у любого произведения есть прототипы.

Обратимся (знакомство с термином) к литературоведческому словарю – прототип (от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа$.

Как вы думаете был прототип у героини этого рассказа?

Ответы учеников: Да, у писателя, наверное, была собака, может, ему кто – то рассказал похожую историю.

Учитель: Действительно, у героини рассказа « Каштанка» был прототип.

$ Послушаем сообщения учеников о происхождении сюжета этого произведения.

Сообщения ученика:

Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете “Новое время”… Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892.

В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских пр$оказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”.

Учитель:

Существует еще одна история создания «Каштанки»?

Сообщение учени$ка:

О происхождении сюжета этого произведения рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во вре$мя очередного представления сбежала к старому хозяину.

Учитель

Кто является главной герои ней рассказа?

Ответы учеников:

Собака Каштанка

Почему рассказ называется именно так?

Почему именно Каштанка? Как связано с каштаном?

Ответ учеников: Рассказ назван по имени главного героя. Собака была рыжего цвета.

Каштан – дерево с плодами коричневого цвета, вероятно, шерсть у собаки была коричневая, каштановая, поэтому собаку назвали $Каштанка.

Учитель:

Дайте характеристику Каштанки, свои ответы подтвердите текстом

Ответы учеников:

Молодая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка дел$ила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. Первые, то есть, хозяева, ели, пили, имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.

Веселая, подвижная, умная, преданная

Учитель:

$ Зачитайте отрывки, которые вам больше всего понравились.

2-3 учащихся зачитывают отрывки

Учитель:

Теперь ра$бота по группам

Каждой группе задание.

1 группа работает с вопросом – Что случилось с Каштанкой, что чувствовала Каштанка, когда осталась одна?

2 группа работает с вопросом – Что испытала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? Как она себя вела?

3 группа работает с вопросом – Что нравилось Каштанке в новой жизни и чего ей не хватало?

Ответы подтвердите текстом:

$1 группа

Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанкою овладели отчаяние и ужас…, стала горько плакать, от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

2 группа$

С умилением и любопытством глядела на незнакомца, много съела, разлеглась среди комнаты, протянула ноги, и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. В первый же вечер, когда Незнакомец потушил лампу, … но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком

3 группа

Нравилось, что незнакомец дает много еды, обстановка, запахи не нравились.

Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное мест$о под верстаком.… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею… Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, … давал ей нюхать табаку…” Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть и, … ни разу не ударял ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-шла вон треклятая!” …где лучше – у незнакомца или у столяра?”

Учитель:

$Каштанке было хорошо у незнакомца?

Ответы учеников:

У незнакомца Каштанке было хорошо, ее кормили, у нее было свое тепленькое местечко.

Учитель:

Какие чувства испытала Каштанка при встрече со старым хозяином?

Ответы учеников:

Огромная радость Каштанки – встреча со старыми хозяевами в цирке и возвращение к ним. … “вместо слов “Талант! Талант!” услы$шать мнение столяра: “А ты, Каштанка, недоумение

Учитель:

$У Чехова есть особенность – все его произведения кажутся незаконченными, Выполняя домашнее задание, вы на некоторое время вы становились писателями. У вас было задание закончить рассказ Чехова «Каштанка»,

Ответы учеников: зачитывают мини -сочинения

Учитель: Спасибо, ребята никто из вас не написал, что Каштанка вернулась к незнакомцу, где ее кормили, где у нее был свой матрасик, где у нее был успех, и она сама похорошела? Почему, ребята?

Ответы учеников:

Собака самое преданное животное, она всегда помнит своего хозяина.

Каштанка чувствует бесконечную преданность и любовь к первому своему хозяи$ну, другу. У каждого из вас есть собака , к$оторая по своей воле никогда вас не поменяет на другого хозяина, ваша собака всегда рада вам, с радостью бежит к вам навстречу, лижет руки, у нее никогда не бывает плохого настроения, она не может вас обидеть.

Учитель:

Вспомните, как смотрит на вас ваша собака – с любовью и преданностью, она настоящий друг.

Правильно ли выбран эпиграф к нашему уроку?

$ Ответы учеников:

Эпиграф выбран правильно, ведь мы действительно не должны бросать тех, кто нас любит, тех, кого мы приручили.

Мы действительно несем ответственность за тех животных , которые были взяты в наш дом.

Учитель: Я согласна с вашими ответами и уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку , вы добрые и отзывчивые ребята!

$ Итоги урока:

Понравилось ли на уроке? Что нового вы узнали?

Что запомнилось больше всего?

Что вы сегодня сделаете, когда увидите своего преданного друга?

Список литературы:

1. Н.Н.Скатов. Нужен Чехов…// Литература в школе.- 2004. – №7. – с.2-5.

$ 2 . С. Прокурова . А.П. Чехов и Л.А.Авилова .// Литература в школе.- 2004. – №7. –

с.23-28.

3. Э.С.Афанасьев. Гоголь – Чехов :эстетика «малых величин» .// Литература в

$школе.- 2006. – №10. – с.2-8.

4.А.Г. Головочева. А.П.Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога. // Литература в

школе . – 2008. – №2. – с.7-11.

5. А.П. Чехов. Избранные сочинения. Вступительная статья Г. Бердникова

«Творческое наследие Чехова в современном мире».

М., 1986 г.

$

Еще записи

Leave a Comment