"...Всякая правда должна быть сказана вслух на поучение наше." (По книге М.Горького "Несвоевременные мысли") 11 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Талаканская СОШ №5

$ Бурейского района Амурской области

$Конспект урока по литературе в 11 классе

«…Всякая правда должна быть сказана вслух на поучение наше.»( По публицистической книге М.Горького «Несвоевременные мысли»)

Подготовила учитель $русского языка

и литературы

Голощапова Галина Васильевна

пгт.Талакан 2013

Цели: познакомить учащихся с публицистикой Горького;

Определить проблематику «Несвое$временных мыслей»;

Обосновать актуальность книги в момент публикации и наше время.

Ход урока.

1.Слово$ учителя.

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой.

Итак, воздадим честь «безумцу», который жил в эпоху, когда у всех была мечта о социальной революции, которая спасёт человечество от страданий. Эта мечта стала «сном золотым», а Горький сделался её глашатаем.

И, видимо, не потому, что уж очень верил в революцию, а потому, что верил в спасительность самой мечты. Надежда, вера, мечта, любовь. С этими словами шёл он через русское освободительное движение, через революцию, и сегодня $мы откроем нового Горького, страдающего, мучающегося, сомневающегося, но очень живого.

А пока восстановим в памяти уже известного Горького. Кто он? Глашатай правды? Буревестник революции? Основатель соцреализма? Великий сын великого народа?

Не правда ли какой иконописный образ! Но сегодня мы можем столкнуться и с д$ругими определениями: «проданный человек», « от него бежать надо на свежий воздух», «ему дали не только деньги, но и славу», «Горький не любил правды».

Судить с высоты сегодняшнего дня таких великанов, как Горький, очень легко. Гораздо труднее понять. Понять, что происходило с людьми, со страной в ту, казавшуюся героической, а , в действительности, трагическую, трагическую тяжкую пору. Наивные и мудрые, предельно искренние и непосредственные дневниковые записи тех , кто был рядом с писателем, его письма и архивные материалы помогают нам увидеть фигуру огромную и значительную, героическую и драматическую, подчас трагическую как в своих прозрениях, так и в своих заблужд$ениях. В школьном учебнике период жизни Горького, приходящийся на 17-18 г., характеризуется кратко: «в первые годы Октября Горький не сразу понял сложность политической обстановки в стране» Какое конкретное содержание стоит за этой загадочной фразой? Что именно не сразу понял Горький? В чём он расходился с большевиками, с Лениным

2. Сообщение учащегося.

«Несвоевременные мысли» - это название рубрики в $газете «Новая жизнь», издававшейся Горьким в Петрограде с апреля 1917 по июль 1918 г. Газета Горького твёрдо отстаивала общечеловеческие, общедемократические ценности. «Новая жизнь» в период между Февралём и Октябрём выступала против империалистической войны, за объе$динение всех демократических сил для сохранения социальных и политических завоеваний. После Октябрьского переворота

«Новая жизнь» выступила с резкой критикой негативных сторон революции, одновременно отстаивая гуманистические идеалы социализма, демократизацию общества, права и свободу личности. С газетой Горького ярую полемику вела большевистская печать, дважды её издание приостанавливалось. 16 июня 1918 г. «Новая жизнь» была окончательно закрыта.

С 20 апреля 1917 г. по 29 мая 1918 г. Горький успел опубликовать в «Новой жизни» около 80 публицистических статей, 57 из них в серии «Несвоевременные мысли».

$Большая часть публицистики Горького была издана в виде двух книг «Революция и культура»и «Несвоевременные мысли». Первая вышла в Берлине в 1918 г., вторая – в Петрограде. В неё не вошли мн$огие статьи, а без них было трудно судить о позиции Горького в этот период. А между тем на Западе «Несвоевременные мысли» издаются в полном составе. Наш читатель до сих пор не может прочесть все статьи Горького 17 – 18 г.

3.Учитель

Расхождение между представлениями Горького о революции, культуре, личности, народе с реалиями русской жизни касалось нескольких ключевых проблем.

- сформулируйте эти проблемы?

4. Работа в группах по отрывкам из книги.

1 группа

- Каков русский народ в пон$имании Горького ?

- Каково отношение писателя к нему?

2 группа

- Какие надежды Горький связывает с революцией?

- Предчувствовал ли он драматическое развитие революционных событий ?

3 группа

- В чём причина безжалостной критики вождей революции ?

4 группа

- Как относится Горький к уничтожению выдающихся памятников культуры и искусства?

6. Письменная работа

Что вы можете сказать об авторе «Несвоевременных мыслей»? Как расцениваете его мысли?

$Список используемой литературы

1.Н.В. Егорова. И.В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литер$атуре первой половины XXвека 11 класс первое полугодие. М.: «ВАКО» 2003г.

2.А.В Урманов «Неизвестный Горький» (жизнь и творчество А.М.Горького в публикациях последних лет) методические рекомендации. Благовещенск 1990г.

$

Post Comment