Ильмурзина Снежана Владимировна Разработка урока по теме "Признаки делимости на 2, на 5, на 10" 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ООШ с.Зириклы – филиал МОБУ СОШ №1 с.Бижбуляк»$

Конспект урока по математике
в 6 классе

«Признаки делимости на 2, на 5, на 10»

подготовила

учитель математики

Ильмурзина Снежана Владимировна

С.Зириклы

2012

$ Урок математики в 6-м классе по теме

"Признаки делимости на 2, на 5, на 10"

Тема урока: “Признаки делимости на 2, на 5, на 10”.

$ Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • проверить знания и умения учащихся по ранее изученному материалу;

  • о делителях и кратных числа, признаки делимости на 3 и на 9;

  • формировать у учащихся знания о признаках делимости натуральных чисел на 2, на 5, на 10;

  • формировать умение определять по записи числа его кратность 2, 5, 10;

  • $формировать умение приводить примеры многозначных чисел, кратных 2, 5, 10;

  • закреплять знания, умения, навыки арифметических действий с десятичным дробями;

  • развивать память, мышление, интерес к предмету, навыки самообразования;

  • воспитывать у учащихся умения к совместной деятельности, ответственное отношение к учебному труду;

  • $воспитывать у учащихся любовь к малой родине.    

Оборудование: 

  • цветные мелки; указка; сказочный герой Незнайка; 

  • у каждого ученика сигнальная карточка, чистый лист бумаги и копировальная бумага, экран с маркером, дидактический материал;

  • мяч.

Структура урока:

1. Оргмомент – 2 мин.

2. Проверка знаний, умений учащихся по ранее изученному материалу: (устные упражнения – 5 мин.; математический диктант с самопроверкой – 8 мин.) – 13 мин.

$3. Ознакомление с новым материалом – 15 мин.

4. Первичное осмысление и закрепление нового материала – 5 мин.

5. Постановка домашнего задания – 2 мин.

6. Закрепление новых знаний через обучающую самостоятельную работу – 5мин.

7. Подведение итогов урока – 3мин.

8. Резервная задача.

Ход урока

Центральная доска

$

Признаки делимости на 2, на 5, на 10

$

Деревня Кабаново:

2534 жителя
65 домов
322 ученика в школе

Горский округ:

9 деревень
85 коров
168 коз
126 поросят
30 овец
131 кролик
7 лошадей

Боковая доска

Домашнее задание: п. 2 (5 правил), № 52, № 53, № 132 (1); № 132 (3) – для желающих.

Самостоятельная работа: д./материал, стр. 4, № 5, № 7.

Задняя доска

$

Диктант.

Нормы оценок:

  • 5 + “5”

  • 4 + “4”

  • 3 + “3”

  • 1,2 + “2”$

В классе три доски  /на центральной, боковой и задней стене/. Ученики сидят по одному за партой.

Оргмомент - 2 мин.

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  • Проверка рабочих мест.

  • Проверка отсутствующих.

  • Сообщение учащимся плана урока.

Проверка знаний и умений учащихся по ранее изученному материалу – 13 мин.

Устные упражнения – 5 мин.

Задание № 1. / Теоретическая разминка/

Цель задания: Повт$орить опорные знания учащихся о делимости чисел с целью подготовки к ознакомлению с новым материалом, развивать математическую речь.

Вопросы:

  • Какие числа называются натуральными?  

  • Что называется делителем натурального числа? Приведите прим$еры. 

  • Что называется кратным натурального числа? Приведите примеры.  

  • Сформулируйте признак делимости на 3, на 9. 

  • Для чего нужны признаки делимости?

Задание № 2. /Устный счёт, работаем с экранами/.

Цель задания: Отрабатывать навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями.

Учебник: Математика 6, Н.Я.  Виленкин, ... , М.: Мнемози$на, 2000.;

Стр. 18,  № 98 /1 строчка/.

 0,01 + 1,1 + 0,09 = …

15 – 2,3 = …

2,5 * 2,7 * 4 = …

1 : 10 = …

Стр. 18, №  98 /2 строчка/ – дополнительно для желающих.

8,1 + 2,99+ 1,01 = …

0,3 – 0,29 = …

3,9 * 0,5 * 2 = …

8,08 : 8 = …

Математический диктант с самопроверкой – 8 мин.

Цель:

  • Про$верить качество знаний признаков делимости на 3, на 9;

  • Проверить на сколько усвоены понятия: делитель, кратное.

Один учащийся выполняет работу на задней доске, учащиеся выполняют работу через копирку.

Используется местный материал, который выписан на центральной доске.

$ Задание № 1. Выпишите через запятую те числа, которые делятся на 3.

165, 9, 168, 126, 30

Задание № 2. Выпишите те числа, которые делятся на 9.

9, 126

$Задание № 3. Найдите делимое, если делитель 7, неполное частное 8, остаток 2.

8 * 7 + 2 = 56

Задание № 4. Запишите все делители числа 14.

1, 2, 7, 14

Задание № 5. Запишите пять кратных числа 5.

5, 10, 15, 20, 25

Диктант окончен.

Учащиеся передают листочки с работой (1-й экземпляр). Второй экземпляр проверяют самостоятельно по записям ученика, работающего у доски. Выставляют себе оценку. Норма оценок - на задней доске.

Ознакомление с новым материалом. /В ходе совместной работы учителя и учащихся/ – 15 мин.

$1. Сообщается тема урока.

2. Сообщаю, чему должны научиться учащиеся на уроке, с чем познакомиться. /Познакомиться с признаками делимости на 5, на 10, на 2. По возможности запомнить их формулировки. Научиться определять по записи числа его кратность 2, 5, 10/.

3. В задании № 5 диктанта вы должны были записать первые 5 кратных  числа 5. Это числа: 5, 10, 15, 20, 25. Запишите ещё несколько чисел кратных числу 5.

  • $ Вопрос. Что вы заметили? /Числа оканчиваются на 0 или 5./

  • Сформулируйте признак делимости на 5. /Если запись числа оканчивается цифрой 0 или 5,то это число делится на 5.Если же запись числа оканчивается любой другой цифрой кроме 0 или  5, то оно не делится на 5./

  • Смотрим в учебнике стр. 9. Читаем правило все вместе вслух.

Задание. /У центральной доски — 1 ученик,   остальные учащиеся р$аботают  в тетрадях./ Используется ещё раз местный материал, который выписан на центральной доске.

Выпишите числа, написанные на доске, которые делятся на 5. Объясните их кратность 5.

165 кратно 5;    85 кратно 5;    30 кратно 5

Запишите своё число кратное 5.

Внимание! Формулирую сама признак делимости на 10. /Если$ запись числа оканчивается цифрой 0, то число делится на 10/.

Откройте учебник на стр. 9. Читаем все вместе вслух правило.

Я сформулировала признак делимости на 10, а вы на числовом примере его докажите.

4650 =  465 * 10 ,  значит 4650 кратно 10,    2534 = 2530 + 4, значит 2534 не кратно 10.

Какие числа на доске кратны 10? / 30 /.

– Работа с учебником: самостоятельно читаем 5 нижних строчек в учебнике на стр. 9. Отвечаем после прочтения текста на мои  вопросы.

  • Какие  числа называют чётными?

  • $ Какие числа называют нечётными?

  • Какие цифры называют четными?

  • Какие цифры называют нечётными?

  • Сформулируйте признак делимости на 2.

Выпишите все четные числа, а затем нечётные числа, записанные на центральной доске.

2534, 322, 168, 126, 30 – чётные числа

1659, 131, 857 – нечетные числа

  • В каком году мы с вами живём?  / 2004 кратно 2 /.

  • В каком году вы родились?  $/ 1992  кратно 2; 1993 не кратно 2 /.

Первичное осмысление и закрепление нового $материала – 5 мин.

Игра: / Физкультминутка/.

Цель игры: снять мышечное статическое напряжение, закрепление новых знаний по теме урока.

Дети встают в круг. По очереди они называют любое число, бросают мяч однокласснику, тот,  поймав мяч, определяет кратность названного числа двум, пяти, десяти. И всё начинается сначала.

Постановка домашнего задания – 2 мин.

Цель:

  • Закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

  • Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

П. 2 / 5 правил /, № 52, № 53, № 132 (1); № 132 (2) – для желающих.  

Закрепление новых знаний через обучающую   самостоятельную работу – 5 мин.

$  Дидактические материалы, стр. 4, № 5, № 7. / Хорошие работы оценить, "Сильный" ученик вызывается для выполнения  самостоятельной работы на задней доске, чтобы потом по его записям каждый ученик смог проверить свою работу/.

5

  • $Какие из чисел 6538, 6780, 7835, 9391, 10032, 10060, 24575 делятся на:

а) на 2;

б) на 5;

в) на 10?

7

  • Запишите все чётные числа, которые удовлетворяют неравенству 18

Итог урока - 3 мин. 

Что нового вы узнали на уроке? Для чего надо знать признаки делимости на 2, на 5, на 10?$

Поблагодарить детей за урок, оценить их работу на уроке.

Резервная задача. Незнайка, любитель фантазировать, вообразил себя писателем. Он решил написать сказку в стиле русских народных сказок. "Жили – были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несёт каждое второе яичко простое, а каждое третье – золотое". Может ли такое быть?

/ Нет! Так как номер яйца не должен быть одновременно кратен  2 и 3 /.

$Урок окончен.

Литература

 1. Н.Я. Виленкин,  В.И Жохов и др. Математика. Учебник для 6-го класса. М.: Мнемозина, 2000.

 2. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы для 6-го класса. М.: Просвещение, 2001.

3. В.Ю. Сафронов. Задачи по внеклассной работе в 5–6-х классах. М.: МИРОС, 1993.

Post Comment