Конспект урока для 4 класса "ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ: КИЛОМЕТР"

УРОК МАТЕМАТИКИ

4 КЛАСС

Учитель Белоцерковец Г.Ш.

Константиновская СОШ

2014г.

Тема: единицы длины: километр

$Цели:

образовательные:

  • познакомить детей с названием новой, неизвестной величиной измерения длины – километр;

  • дать представление об использовании их на практике, о соотношении с другими известными мерами длины;

  • совершенствовать навыки устного счета,

  • умение логично анализировать арифметические задачи, решать их; совершенствовать умение пользоваться линейкой, вести измерения;

  • $учить детей применять полученные теоретические знания на практике;

развивающие:

  • способствовать развитию у школьников умения правильно применять математические величины;

  • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы,

  • уметь доказывать, аргументировать своё мнение;

  • $содействовать повышению уровня самоконтроля и самооценки; способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, внимания и речи, расширению кругозора;

воспитывающие:

  • создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;

  • воспитывать аккуратность и внимание;

  • содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Задачи:

  • Подвести учащихся к “открытию” новой единицы длины – километр, его соотношение $с единицей длины – метром.

  • Продолжить формирование умений и навыков по чтению и записи четырёхзначных чисел, по преобразованию именованных чисел с изученными единицами длины.

  • $Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, а также развитию личностных качеств учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. (1-2 мин)

- Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку математики.

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем!

- Скажите, какой сегодня день? (29 февраля, последний день зимы)

- Как вы думаете, в чем особенность сегодняшнего дня? (тем, что он бывает 1 раз в 4 года, в високосный год).

«Зима недаром злится

Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев

$- Завтра наступит весна, солнышко начнет пригревать и наше настроение станет намного лучше. Я предлагаю вам начать прямо сегодня и на нашем уроке активно работать, стараться отвечать на вопросы и правильно выполнить все задания.

- А для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю выполнить вам задание.

II. Актуализация знаний: (5 мин)

На доске записаны различные единицы.

-Что вы видите на доске?

- Какие единицы вам встретились?

1 см, 1 см 2 ,1 дм, 1мин, 1мм, 1 м, 1 коп., 1 км, 1 час, 1 руб., 1 м2

- Распределите эти единицы по группам, какие группы образовались?

$1 мм,

1 см,

1 дм,

1 м,

1 км,

1час,

1мин,

1руб.,

$1коп.,

1см 2 ,

2

- Я предлагаю обратить ваше внимание на первую группу. Назовите все единицы длины, которые вы знаете.

-Запишите их в порядке возрастания: 1мм, 1см, 1дм, 1 м, 1 км?

- Какая единица длины сама маленькая? (мм)

-Какая самая большая? (м или км?) - Какая единица вам незн$акома? (1 км)

- Ну, а теперь давайте определим тему и задачи нашего урока.

III. Освоение новых знаний:

Тема: Знакомство с новой единицей длины – километр.

Задачи: познакомится с новой единицей длины, научиться соотносит её с другими мерами длины, учиться применять полученные знаний на практике.

- Ребята! Скажите, может кто-нибудь уже знает про эту единицу длины?

1. Исследовательская работа: (5-7 мин)

- В ходе работы нам необходимо найти самую большую длину и самую маленькую.

- Для того, чтобы разобраться в этом вопросе я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Выполнять эту работу мы будем группами.

(Деление на четыре группы дифференцированно)

Все результаты необходимо записать в тетрадь.

Первая группа:

Вторая группа:

Трет$ья группа

Четвертая группа:

Пятая группа:

Измеряет длину карандаша своего соседа

Измеряет длину парты.

Измеряет длину доски.

Измеряет высоту двери классной комнаты

$

Измеряет длину класса.

- Какая длина самая большая, какая самая маленькая?

$- Какие инструменты нам в этом помогут? (линейка, сантиметровая лента, циркуль) - После выполнения задания, учащиеся делают выводы своей работы.

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Четвертая группа

Пятая группа

Измеряет длину карандаша

Измеряет длин$у парты.

Измеряет длину доски.

Измеряет высоту двери

Измеряет длину класса.

10 см

120 см

300 см

190 см

500 см

100 мм

1 дм

12 дм

1м20см

$

30 дм

19 дм 1м 90см

50 дм

$- Выразите эти величины другими единицами? - Вспомним соотношение этих единиц:

1см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 дм = 100 мм

1 м = 100 см 1 м = 10 дм 1 км = ?

- Что еще можно измерить сантиметрами? Дециметрами? Метрами?

- Как выдумаете, а километрами, ч$то можно измерить?

2. “Открытие” новых знаний. (10 мин)

1). - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам прочитать объяснение в учебнике на стр. 134, № 441 - 1 часть. (дети читают самостоятельно)

- О чем вы узнали?

- Что же такое километр? Давайте заглянем в словарь.

2). Киломе́тр -  единица измерения длины.

$В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча. Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?

(На доске табличка: кило – тысяча )

- Сделайте вывод: 1км = 1000 м

- Дополним нашу табличку:

1см = 10 мм 1 м = 10 дм

$

1 дм = 10 см 1 дм = 100 мм

1 м = 100 см 1 км = 1000 км

(работа со словарем:)

- Что можно сказать про это слово с точки зрения языка?

- Появилось новое слово «расстояние». Опять обратимся опять к словарю:

$- РАССТОЯНИЕ: пространственный промежуток, разделяющий два объекта.

- По - другому можно сказать, что расстояние - это длина, разделяющая два пункта (между городами, селами, деревнями, странами и т.д).

3). Введение в «проблему»:

Помогите разобраться двум рабочим, которые измеряли длину одной и той же дороги между двумя деревнями, чтобы построить новую$ асфальтированную дорогу.

У одного рабочего её длина получилась такая – 6000 м, а у другого – 6 км. Может ли такое быть? Ведь они измеряли одну и ту же дорогу?

(На доске появляются карточки с числами: 6000м и 6 км)

Дети высказывают свои мнения с доказательством, почему они так считают.

- Сегодня мы с вами измеряли различные длины. Какими инструментами ?

4). Знакомство с приборами для измерения километража.

- Скажите, а можно ли измерить расстояние между городами линейкой? А сантиметровой лентой?

- Для этого во все времена существовали специальные приборы. В старину длину дороги мерили землемерным циркулем или по другому «сежень». В настоящее время используют разные приборы, в основном электронные. Например, в автомобиле установлен специальный прибор «одометр»,$ показывающий количество пройденных  километров. В строительстве дорог используют прибор курвиметр$, который позволяет измерить точную длину будущей трассы. Этот же прибор можно использовать при определении расстояния по карте, другое его название шагомер.

Мы уже знаем некоторые старинные единицы длины – сажень, локоть …

А существуют и еще такие единицы длины, которые измеряли большие расстояния:

«Путешествие в прошлое»

1 морская миля = 1 км 852 м

$ 1 верста = 1 км 67 м

- Какая величина больше?

- Физминутка. (1 мин)

- Ребята! Скажите, для чего надо делать зарядку?

- Совсем недавно, на одном из уроков мы смотрели мультфильм «Зарядка». Кто его герои?

- Сегодня мы опять обратимся к этим героям, посмотрим отрывок мультфильма. Мы посмотрим мультфильм внимательно и ответим на мои вопросы.

III. Закрепление нового материала: (14 минут)

$(Просмотр мультфильма 38 попугаев).

- Какова длина удава?

Работа по учебнику, № 444

(Условие задачи обсуждается фронтально и составляется план её решения, который записывается на доске):$

Найдем длину 48 попугаев;

Найдем длину 48 попугаев и крылышка;

Сравним полученный результат и 586 см.

Решение проводится с помощью калькулятора.

1). 12 * 48 = 576 (см) – длина 48 попугаев

2). 576 + 5 = 581 (см) – длина 48 попугаев и 1 крылышка,

586см > 581 см

Ответ: длина удава больше, чем длина 48 попугаев и одного крылышка.

Работа по учебнику, стр. 134 № 441

- А теперь я предлагаю вам поработать с новой единицей длины, километром и соотнести её с другими единицами.

- Для этого вернемся к заданию № 441$ и продолжим рассуждения Миши.

Задание выполняется устно.

Рассуждения:

Число 3125необходимо разложить на разряды:

3125 = 3 тыс. 125 ед. 3125 м =3 км 125 м$

Или

3125 = 3 тыс. 1 сот. 2 дес. 5 ед.

3125 = 31 сот. 25 ед.

3125 = 3 тыс. 1 сот. 25 ед.

3125 = 312 дес. 5 ед.

- Определи, сколько километров содержат. Для тех ребят кому 1 вариант задания покажется легким, предлагаю выполнить более сложный вариант:

- Использовать уже полученные знания, что в 1 км содержится 1000 м, значит 5 000 м – это 5 км, и т.д.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

5000м = ____ км

3125 м =____ км

7808 м = ____ км

$2040м = ____ км

5000м = ____ км

3125 м =____ км ____м

7808 м = __$__ км _____м

2040м = ____ км _____дм

5000м = ____ км

3125 м =____ ______дм

7808 м = ___________см

2040м = ____ км________дм

Вернемся к нашим рабочим, которые строят дорогу и выполним задание № 443. Задачу решаем устно. Для решения вам поможет схема.

(Дети рассуждают) 100м ? м

Всего - 1 км или 1000м

В день – 100 м 1 км = 1000 м

$5 дней - ? м

Рассуждения:

5 * 100 м = 500 м за 5 дней

1000 м – 500 м = 500 м останется.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: (если останется время)

Выполнение задания № 442 на карточках. Задание выполняется с последующей взаимопроверкой.

1 вариант

2 вариант

Дополнить величины до 1 км:

999м

800 м

750 м

980 м

$200м

400 м

900 м

Дополнить величины до 4 км:

3 км

998 м

3 км 100 м

3 км 850м

2 км 900 м

V. Домашнее задание:

443, 454

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин.

- Наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо работали, много успели сделать. Теперь вы дол$жны подвести итог тому, чему вы сегодня научились.

$Я понял тему урока и могу работать с единицами длины.

Я понял тему урока, но есть еще вопросы

Я понял тему урока, но испытываю затруднения в переводе единиц длины.

Я не понял темы урока и не могу работать с единицами длины.

- Молодцы, ребята! Я надеюсь, мы сегодня поработали плодотворно и нам остается закрепить уже полученные знания дома.

Post Comment