Конспект урока для 9 класса на тему: “Программы линейной структуры”

План – конспект урока на тему:

Программы линейной структуры.

$9 класс

Используемая технология: метод проектов

$Цели урока:

  1. Образовательная – актуализировать субъектный опыт учащихся (опорные знания и способы действий, комплекс знаний), необходимый для изучения нового материала; ввести понятие о линейном программировании.

  2. Развивающая – развивать умения применять знания на практике, способствовать развитию логического мышления, воли и самостоятельности, развитие умений учебного труда (умение работать в темпе).

  3. Воспитательная – создавать условия для воспитания интереса к изучаемой теме, воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитания дисциплинированности, обеспечивать условия успешной работы в коллективе.

Тип урока: изучение новых зна$ний

Методы обучения: беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

$

Используемая технология: метод проектов

Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая

Средства обучения: компьютерный класс, проектор, интерактивная доска.

План урока:$

  • Открытие «Школы толерантности» (3 минуты).

  • Что такое проект? (1 минут).

  • Что уже знаем? Повторение . (5 минуты).

  • Изучение нового материала (15 минут).

  • Практическая часть с закреплением полученных знаний (17 минут).$

  • Заполнить листок полученных знаний (2 минуты).

  • Домашнее задание; Твоя тема проекта? (2 минуты).

Ход урока$

1.Организационный момент.

Проверка готовности кабинета к уроку, приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

2. Подготовка учащихся к активной работе на уроке.

Актуализация: «Линейные программы являются основой программирования».

Формулировка задач: «На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с линейными программами».

$ Мотивация: «Линейное программирование необходимо при решении задач, в частности, при сдаче ЕГЭ».

3. Проверка домашнего задания.

Из домашнего задания на доске разбираются задания, вызвавшие у учеников затруднения при их выполнении дома.

$ 4.Изучение нового материала.

– У нас сегодня на уроке гости и мне очень интересно узнать ответ на вопрос: «В какой школе вы бы мечтали учиться?»

– Давайте попытаемся одним словом дать определение такой школе. Например, я мечтаю работать в такой школе, где были бы все честными, и ученики, и учителя.

А вы? (Ответы на вопрос) отвечают учен$ики.

– Я Вас всех сегодня поздравляю, Вы приглашены на открытие новой школы под названием «Школа толерантности».

– Что это за школа? Д$авайте посмотрим на экран. СЛАЙД №1 (Открываем стенд с плакатами).

– А само слово Толерантность переводится как Терпимость. Каждый из вас сегодня на уроке должен определиться с выбором темы проекта, а затем и суметь обосновать свой выбор.

Что такое проект?

Я вам подготовил темы для работы над проектом. Это задание не для всего класса, а для группы учащихся. У каждой группы своё проектное задание. Срок выполнения задания 1 неделя. Темы проектов получите в конце урока.

На прошлом занятии мы начали изучение способов записи арифметических выражений на языке программирования BASIC.

Что мы уже умеем записывать?

Отвечают ученики:

$ 1-Й – Арифметические операции на Языке BASIC (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, остаток от деления)

2-Й – Математические функции на языке BASIC (корень, модуль числа, синус, косинус, тангенс, целая часть числа, натуральный логарифм) СЛАЙД №2$

Давайте теперь попробуем разобраться с ответами:

  1. Даны математические выражения требуется выбрать правильную запись на языке программирования BASIC.

а) (cos15+tan25)/sqr(24.5)

б) (cos(15)+tg(25))/(sqr(24,5)

в) (cos(15)+sin(25)/cos(25))/sqr(24.5)$

г) (cos(15)+sin(25)/cos(25))/(sqr(24,5)

Правильный ответ: в)

  1. а) (sin(34)+ctg(15))/(sqr(15.6)

б) abs(2- sqr(35))/(log(4E9) – INT (15/4))

в) 1/(1+ (2+3)/4.8)

$

г) 5,45*(sqr(2^4.5))

Правильный ответ: в), б).

Я вас сразу предупредил, что изучать языки программирования не просто, но все-таки под силу каждому из вас. Изучая его в$озможности на уроках и дома можно стать настоящим программистом с большой буквы, это почётно, ведь профессия программиста сегодня востребована на рынке труда и кстати одна из самых высокооплачиваемых.

Чтобы научиться этому делу, надо много работать, а нам отводиться немного времени всего 12 уроков, поэтому вам придётся изучать его самостоятельно. Я буду помогать вам. Надейтесь только на себя, на свою сообразительность.

Сегодня начало большого пути и для облегчения я предлагаю объединиться вам в небольшие группы, но не больше четырёх человек в группе. Кто желает работать индивидуально – $пожалуйста. Я буду давать задания, а вы его постарайтесь выполнить. Группа, выполнившая задание, получает балл и новое задание. В конце занятия каждая группа получит оценки.

$ Новое задание будете получать только после того, как все участники группы выполнили предыдущее задание. Поэтому, мой вам совет, помогайте другим группам выполнить задания. Но только словами, а не действиями. Пусть сами работают на своих компьютерах.

Алгоритмические действия над исходными данными и рабочими объектами языка, необходимые для решения поставленной задачи описываются при помощи операторов Бейсик. Операторы разделяются двоеточием.

Наиболее простой случай представляют собой линейные алгоритмы. При выполнении линейных участков алгоритма операторы выполняются последовательно друг за другом в том порядке, в котором они перечислены в программе. При этом могут использ$оваться операторы присваивания, операции ввода и вывода.

Примеры программ линейной структуры выглядят следующим образом:

Теперь мы познакомимся с операторами необходимыми для реализации линейной структуры.

$

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ

Оператор присваивания используется для задания значения переменных и имеет следующий синтаксис:

имя_переменной := выражение;

$ например: LET Y = COS(0.5) ИЛИ Y = COS(0.5) (во втором случае сам оператор не записан, но также является запись верной)

Вычисляется выражение, стоящее в правой части оператора, после чего его значение записывается в переменную, имя которой стоит слева.

Тип выражения и тип переменной должны быть совместимы, т.е. множество допустимых значений для типа выражения содержит$ся во множестве допустимых значений для типа переменной. Недопустимо Y = SQR( 1.5 – 2.5)! (Почему?)

ПРОСТЕЙШИЙ ВВОД И ВЫВОД

Оператор ввода используется для ввода значений с клавиатуры. При этом в программу передаются какие-либо значения.

INPUT (ввод) – оператор ввода. Используется для передачи в программу каких-либо значений.

пример:
INPUT а

На экране появится приглашение ввести данные (появится знак “?”) и компьютер будет ждать их ввода. Для ввода необходимо ввести данные с клавиатуры и нажать ввод (enter).

$ INPUT “Введите число а: “, а

Компьютер выведет на экран: ‘Введите число а:’ и будет ждать ввода данных.

Оператор вывода уже знаком вам.

PRINT (вывод, печать) – оператор вывода.

пример:
PRINT “Привет! Меня зовут Саша.”

$На экран будет выведено сообщение: Привет! Меня зовут Саша.

END – оператор конца программы.

И ещё один оператор с помощью которого помечают программы:

REMоператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца $строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и назначения.

Теперь приступим собственно к программе:

$ Пример: программа, складывающая два числа

REM Сумма двух чисел
a = 5
b = 6
c = a + b
PRINT “Результат: “, c
END

Кстати, каков результат выполнения этой программы?

Ответ: Результат 11

Пример: Вычислить выражение

REM Вычисление выражения
INPUT “Введите$ а”, а
INPUT “Введите b”, b
c = SQR(2*a*b)/(a+b)
PRINT “Значение выражения = “, с
END

$

Пример: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.

REM Вычисление длины окружности и площади круга
INPUT “Введите радиус “, R
PI = 3.14
L= 2 * PI * R
S= PI * R * R
PRINT “Длина окружности равна: “, L
PRINT “Площадь равна: “, S
END

Блок-схему для этого$ примера нарисуйте у себя в тетради.

5.Этап первичного закрепления и применения изученного материала.

Я сейчас вам раздам карточки с заданиями. В карточке 2 задания. Каждой группе я раздам по 1 карточке. Цель решить все задания.

Карточка №1

  1. Вычислить площадь прямоугольника по заданным с клавиатуры сторонам А, В

  2. $ Вычислить значение выражения

a=для х = 4,7 и y = 0,3$

Карточка №2

  1. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу.

  2. Вычислить значение выражения

b =для x = 0,4 y = 5,9

Карточка №3

  1. Даны стороны прямоугольника. Найти периметр.

  2. $ Вычислить значение выражения:

b = 1 + | y – x | + для x = 0,05 ; y = 2,45

6. Задание на дом.

$

Каждой группе я даю возможность выбрать себе проект. Задания для проекта вы получаете на листе. Там много вариантов для выбора. Но сразу скажу, задания не простые. Поэтому постарайтесь найти возможность поработать на компьютере. В библиотеке им. Рыжкова есть компьютерная комната. Ну и, конечно, можете, приходит ко мне в четверг после шестого урока.

  1. Рефлексия.

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

$ „Я“ – 1. работал. 2. допускал ошибки

Мы“ – 1. мне помогли одноклассники 2. учитель 3. я одноклассникам

Дело“ – 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал

$8. Итоги урока, вопросы, оценки.$

Учащиеся задают вопросы по новой теме. Подводятся итоги урока: кто хорошо, кто плохо работал, кому, на что надо обратить внимание, что повторить. Оценки выставляются по итогам индивидуальной работы у доски и на месте.

$

Анализ урока на основе системного подхода

Тема урока «Программы линейной структуры». В подгруппе 13 человек.

I. Определение дидактической цели урока.

$При подготовке к данному уроку мною были поставлены следующие цели:

1. Образовательная – актуализировать субъектный опыт учащихся (опорные знания и способы действий, комплекс знаний), необходимый для изучения нового материала; ввести понятие о линейных структурах; организовывать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов действий.

2. Развивающая – развивать умения применять знания на практике, способствовать развитию логического мышления, воли и самостоятельности, развитие умений учебного труда (умение работать в темпе).

3. Воспитательная – создавать условия для воспитания интереса к изучаемой теме, воспитания мотивов уче$ния, положительного отношения к знаниям, воспитания дисциплинированности, обеспечивать условия успешной работы в коллективе.

Цели учебного занятия поставлены корректно, полностью соответствует учебной программе и уровню знаний$ учащихся, в них просматривается конечный результат.

В ходе урока образовательная, развивающая и воспитательная цели урока были достигнуты. Учащиеся получили представление о программировании.

Дидактическая цель урока – получение знаний по теме ” Программы линейной структуры “; усвоение знаний учащихся, уровня применения знаний в стандартной ситуации, определение конкретных пробелов в знаниях, умениях; чёткое выделение конечных результатов урока.

$ II. Определение типа урока и установление соответствия логики урока его типу.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Логика и цель проведенного урока соответствует типу урока изучения и первичного закрепления знаний и способов действий, логика которого определяется по схеме:

мотивация → актуализация опорных знаний и уме­ний → восприятие, осмысление и первичное запоминание → первичная проверка понимания нового материала → первичное закрепление-анализ → коррекция.

III. Анализ этапов урока, выделение главного этапа урока.

Была разработана структура урока, соответствующая логике процесса усвоения.

  1. $ Органи$зационный момент. 1 мин.

2. Подготовка учащихся к активной работе на уроке. 5 мин.

  1. Изучение нового материала. 15 мин.

  2. Первичное закрепление. 17 мин.

  3. Задание на дом. 2 мин.

  4. Итоги урока, вопросы, оценки. 3 мин.

  5. Рефлексия. 2 мин.

Структура учебного занятия соответствует целям и типу урока. Главным эта$пом урока был этап изучения нового материала и первичное закрепление.

1. Организационный момент.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке, настроить их на «рабочий лад».

Содержание данного этапа соответствует его дидактической задаче, т. к. в течение этого этапа мною была установлена дисциплина в классе, привлечено внимание учащихся; также были отмечены отсутствующие. Благодаря высокому уровню мотивации этот этап прошел быстро.

$

$2. Подготовка учащихся к активной работе на уроке.

Дидактическая задача: обеспечить мотивацию учения, актуализацию опорных знаний и способов действий, сформулировать задачи учебного занятия в действиях учащихся по возможности вместе с ними.

Содержание данного этапа практически соответствует его дидактической задаче: по возможности была обеспечена мотивация, была произведена актуализация опорных знаний, четко были сформулированы задачи урока. Была произведена попытка подвести учащихся к самостоятельному формулированию ими задач урока, но эта попытка не оправдалась. На данном этапе в качестве метода обучения была использована беседа. Дидактическая задача в основном решена, что позволило перейти к следующему, самому главному в данном уроке, этапу.

$

3. Изучение нового материала.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний и способов действий.

В качестве метода обучения на данном этапе было использовано объяснение. Содержание этого этапа урока в целом соответствует его дидактической задаче. Некоторые ученики все же иногда нарушали дисциплину, поэтому приходилось делать им замечания. Также учащиеся не стеснялись вовремя задавать вопросы, которых, впрочем, благодаря правильному построению и изложению материала было не много. На данном этапе характер деятельности учащихся сод$ержал творческие элементы. Дидактическая задача данного этапа решена.

4. Первичное закрепление.

$Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний и упражнениям в их применении по образцу.

В течение этого этапа учащиеся работали на компьютерах. Содержание этапа соответствует дидактической задаче: большинство учащихся научились составлять линейные программы.

5, 6. Задание на дом, итоги урока, вопросы, оценки.

Дидактическая задача: сообщить учащимся информацию о домашнем задании и по необходимости ознакомить их со способами его выполнения. Подвести итоги учебного занятия, отметить активность отдельных учащихся, проанализировать неудавшиеся и удавшиеся этапы урока.

На данном эт$апе учащиеся получили информацию о домашнем задании, устно были поощрены активно работавшие на уроке, также были сделаны замечания о том, кому, на что надо обратить особое внимание, что повторить. Оценки были выставлены по итогам проверки индивидуальных работ. Дидактическая задача на этом этапе решена.

IV. Вывод.

На мой взгляд, урок достиг цели, т. к. он представляет собой систему достаточно высокого уровня целостности с прочными связями между этапами. Конечный результат урока вполне соответствует поставленной дидактической цели. И, как было выявлено на последующих занятиях, учащиеся в достаточной мере овладе$ли необходимыми знаниями, приобрели некоторый опыт в их применении.

Еще записи

Leave a Comment