КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 3 КЛАССА «Вычитание из круглого числа»

ГБОУ Гимназия №295 Г. сАНКТ-пЕТЕРБУРГ

$ Учитель начальных классов: Тихомирова Вероника Викторовна

Конспект урока математики для 3 класса (программа «Начальная школа XXI века»)

Тема: «Вычитание из круглого числа»

Цель: научиться вычитать из круглого числа однозначное число, как в математических выражениях, так и при решении задач.

Задачи:

  • формировать умение производить арифметические действия; закреплять навык решения задач на нахождение целого; учить «математическому» языку;

  • развивать универсальные учебные действия: умение составлять алгоритм решения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение, учиться сотрудничать в паре, группе; учиться оценивать свою деятельность;

  • воспитывать положительное отношение к точным наукам, развивать познавательный интерес, формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал:

  • страницы учебника «Арифметика» Л.Магницкого и карточки с вопросами к ним (по 1 экземпляру на группу);

  • разрезные карточки для составления алгоритма вычисления (1экземпляр на парту);

  • карточка с ответами «Разминка для ума» (1 на парту);

  • карточки- помощники для решения задачи (некоторым детям).

  1. $Материалы для оформления доски:

  • карточка с темой урока;

  • карточка для рефлексии;

  • алгоритм вычисления.

Оформление доски

18 октября.

Классна$я работа.

ТЩАНИЕМ

УЧЕНИЕМ

10 – 7 = 3

20 - 7 = 13

$

Заменяю суммой удобных слагаемых

Вычитаю…

Складываю…

Читаю ответ…

30-2= 20+(10-2)=20+8=28

40-4=30+(10-4)=30+6=36

Задача

$1класс -30 реб.

?

2класс - ?, на 3 чел. М.

1) 30-3=20+(10-3)=20+7=27(реб.) – из2 класса

2) 30+27=57 (реб.)

30+(30-3)=57 (реб.)

Ответ: 57 ребят увлекаются футболом.

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я могу себя похвалить за…

Д/з

Составьте задачу к выражению: 20+(20-8)$

Ход урока

$

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приемы

Методы

Технологии

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Создание эмоционального настроя на урок

  • Недавно я вам рассказывала о создателях славянской письменности. Кто помнит их имена?

$

Ответы детей:

Кирилл и Мефодий.

Перед вами копия страниц учебника 18 века.

В нем славянскими буквами написан текст, который я вам давала на дом. (В домашнем задании каждому ребенку выдавалось

6 вопросов к страницам «Арифметики» Л.Магницкого)

  • Кому удалось прочитать, что в нем написано?

  • Обсудите ваши ответы в группах.

$На партах лежат копии страниц «Арифметики» Л.Магницкого.

Группам выдается по одному распечатанному вопросу из 6-ти, выполненных дома.

Дети садятся в группы по 4 человека, обсуждают ответы на вопросы.

Вопросы к стр.№1 «Арифметики» Л.Магницкого:

  1. Назовите, какой науке посвящена эта книга? (Арифметике)

  2. Кто повелел издать этот учебник? (Петр I)

  3. Для кого издан этот учебник? (ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста на свет произведена)

Вопросы к стр.№2 «Арифметики» Л.Магницкого:

  1. Чей образ, по вашему мнению, изображен на картинке? (Арифметики)

  2. Какие надписи и почему изображены на символических колоннах? (Геометрия, Стереометрия, Астрономия$, Оптика, География, Фортификация, Архитектура. Для этих наук нужны арифметические знания)

  3. Какие надписи и почему лежат в основании трона? (деление, умножение, вычитание, сложение, счисление. Наука Арифметика на них и стоит)

Ответы детей.

Каждая из групп отвечает на соответствующий вопрос, остальные – дополняют.

Работа в группах

А теперь вопросы для всех:

  • Почему над всем, на антаблементе (показывает этот архитектурный элемент) написаны слова : Тщанием и учением (слова на карточке вывешиваются на доску).

  • Что они означают?

Дети формулируют свои ответы

  • $Тщанием, значит старанием.

Фронтальная беседа

  • Как вы думаете, почему эта страница старинного учебника оказалась сегодня на уроке у вас?

  • Я желаю вам с тщанием потрудиться на уроке, чтобы можно было сказать что вы –достойны называться мудролюбивыми отроками.

  • Слова, записанные на этой странице, актуальны и сегодня.

  • Кем бы человек ни стал,$ в жизни всем пригодится знание арифметики.

  • Достичь «высот» во всем можно старанием и учением.

Мотивация.

Актуализация. Разминка для ума.

Приступим к работе.

Посмотрите еще раз на ступеньки под троном.

  • Какие из перечисленных арифметических действий вам хорошо знакомы?

Ответы детей.

  • Сложение и вычитание.

Проверим, как вы хорошо владеете ими. «Разминка для ума»

Учитель диктует задачу, дети записывают только ответы:

  • Уменьшаемое 14 вычитаемое 7, чему равна разность.

    $

  • Найдите сумму чисел 10 и 30.

  • Найдите разность 10 и 7.

  • Запишите число, в котором 5 десятков и 3

  • отдельных единицы.

  • Запишите число, в котором 6 десятков и 0 отдельных единиц.

  • Высота одной ступеньки под троном Арифметики -1 метр, всего ступеней - 5. На какой высоте восседает царица?

  • Сколько букв, в сл$ове арифметика?

Выполняют устные арифметические действия, записывают только ответы.

Самостоя- тельная работа учащихся

  • Проверим наши вычисления

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите зеленые ручки, проверяем.

Детям выдаются распечатанные полоски с ответ$ами.

7 40 3 53 60 5 10

Взаимопроверка

Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку по образцу.

Ошибки, исправляют зеленой ручкой.

Взаимопро- верка по образцу

  • Возвращаем тетради владельцам.

  • Оцените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков ! и

  • Встаньте те, кто получил восклицательный знак. Молодцы!

Дети обмениваются тетрадями.

!- выполнил работу правильно и самостоятельно

- нашел сам ошибку и исправил ее.

Ученики оценивают свою работу

$Самооценка

  • Продолжаем работать с числовым рядом. Возьмите в руки синий карандаш и среди ваших ответов все круглые числа обведите в кружок, однозначные - подчеркните.

  • Какие числа называются круглыми?

  • Однозначными?

  • Проверим.

Дети самостоятельно выполняют в тетрадях задание.

Называют соответствующие числа, остальные проверяют.

Самостоятельная работа учащихся

Фронтальная проверка

Формулируем тему и цели урока.

Посмотрите на доску:

10 – 7 = 3

20 - 7 = 13

Сравните выражения.

  • $Чем похожи?

  • Чем отличаются?

Ответы детей:

  • Уменьшаемое – круглое число

  • Вычитаемое – однозначное

  • Оба примера на вычитание, разные числа в записи.

  • В первом примере разность – однозначное число, во втором – двузначное.

Диалог

  • Посмотрите на схему.

  • Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

Учитель показывает схему, распечатанную на листе, вывешивает ее на доску

$

Дети сами формулируют тему урока

  • Вычитание из круглого числа.

Декодирова-ние информации

  • Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

$ На доске:

Дети с помощью учителя формулируют цель урока

  • Научиться вычитать из круглого числа однозначное, как в математических выражениях, так и при решении задач

Изучение нового материала. Составление алгоритма вычитания.

$

Откройте учебники и найдите наш урок.

На какой странице?

Рассмотрите рисунок и обсудите в парах, какие числа нужно вставить в окошки?

Одна пара вызывается для работы к доске.

30 – 4 = 20 + ( - 4) = 20 + =

Проверим.

  • Какое число должно стоять в первом окошечке и почему?

  • Как появилось число 20?

  • Какое число должно стоять во втором окошечке и почему?

  • Какого числа не хватает в третьем окошечке и почему?

Учитель, корректирует ответы детей

$

Перед вами полоски с алгоритмом .

(Полоски с этапами рассуждений лежат на партах. Один увеличенный вариант выдаётся паре, работающей у доски.)

Обсудите в парах, В какой последовательности следует выполнять вычитание.

Проверим…

Посмотрите на доску. Кто не согласен с решением?

У кого также?

Дети обсуждают в парах.

Одна пара вызывается для работы к доске.

Ответы детей:

  • $

    В первом окошке должно стоять число 10, потому что удобнее вычитать из 10.

  • Представляем число 30 в виде суммы удобных слагаемых.

  • Это второе удобное слагаемое.

  • Число 6, т.к. мы вычитаем из 10-4=6

  • Число 26, т.к. складываем, .к 20+6 и читаем ответ - 26.

Ученики обсуждают проблему, выкладывают на парте полоски с действиями в определенном порядке. Одна пара составляет алгоритм у доски.

На доске алгоритм из полосок.

Заменяю суммой удобных

слагаемых

Вычитаю…

Складываю…

Читаю ответ…

$

Проблемная ситуация.

Работа в парах.

Дети сами, путем рассуждении, с помощью вопросов, открывают для себя способ вычитания.

Работа в парах.

Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация.

Работа в парах.

Первичное закрепление

  • Выполняем задание №1, используя алгоритм.

На доске появляется надпись:

30-2= 20+(10-2)=20+8=28

40-4=30+(10-4)=30+6=36

Учитель контролирует процесс решения.

2 примера с комментированием решают у доски 2 ребенка.

$2 примера в парах (один пример I вариант объясняет II, затем второй - первому)/

$2 примера дети решают самостоятельно.

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Самостоятельная работа.

Фронтальная проверка

Для тех, кто справился с заданием раньше других, дается задание придумать аналогичный пример и решить его.

  • Проверим.

  • Оцените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков ! и .

  • Чему мы учились?

Ученики рассказывают, как производили вычисления

$

  • Вычитать из круглого числа в математических выражениях.

Самооценка

Физкультминутка

$

Под музыку «Мы споем сейчас для вас …»

Дети танцуют у своих мест, разученный ранее танец.

Здоровье созидательная технология

Закрепление. Решение задачи

  • Вспомните цель урока.

  • Чему мы уже научились?

  • Где еще, мы должны применить новые знания?

  • Задача №3. Читают задачу:

Футболом увлекаются 30 ребят из первых классов, а из вторых – на 3 человека меньше. Сколько всего ребят увлекается футболом?

$

  • Что обозначает число 30?

  • Что обозначает число 3?

  • Каков вопрос задачи?

  • Запишите условие.

  • Можем сразу ответить на вопрос задачи?

  • Что для этого надо знать?

  • Что мы найдем в первом действии?

  • Каким действием?

  • Что мы найдем затем?

  • Каким действием?

  • Решаем самостоятельно.

  • (Некоторым выдаются карточки-помощники)

  • Проверка. На доске.

$

  • Оцените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков !

Ответы детей:

  • Вычитать из круглого числа в математических выражениях.

  • В решении задач.

Один ребенок читает задачу.

Ответы детей.

$

Один ребенок записывает условие на доске.

Задача

1класс -30 реб. ?

2класс - ?, на 3 чел. М.

.

$

На доске появляется решение.

$

Самостоятельная работа учащихся

Фронтальная проверка.

Самооценка.

Обобщение и систематизация

  • Как звучала тема урока?

  • Чему мы учились?

  • Как вычесть из круглого числа$?

  • Составьте план урока: что мы делали и зачем.

  • Достигли ли мы цели урока?

  • Благодаря чему?

  • Какие вы все молодцы! Вы действительно с тщанием работали на уроке. Вас всех можно по праву назвать мудролюбивыми отроками.

Ответы детей:

  • $Вычитание из круглого числа.

  • Мы учились вычитать из круглого числа в математических выражениях и при решении задач.

1) Отвечали на вопросы к учебнику «Арифметики».

$ 2) «Разминка для ума».

3) Формулировали тему и цель урока

4) Составляли алгоритм

5) Вычисляли значение математических выражений

6) Физкультминутка.

7) Решали задачу

8) Составляем план урока

  • Работали с тщанием.

Систематизация.

$ Рефлексия

  • В заключение нашего урока я предлагаю вам продолжить фразу…

( на доске – лист с началом фраз)

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я могу себя похвалить за…

Дети заканчивают фразу начатую учителем.

самоанализ

Инструктаж Д/З

  • Закрепим наши знания дома.

  • Придумайте задачу, которая бы решалась математическим выра$жением: составьте задачу к выражению: 20+(20-8) и решите её.

  • Урок окончен. Спасибо за урок!

Записывают выражение в тетрадь.

СТР. №1

СТР.№2

Раздаточный материал

Вопросы к тексту «Арифметики» Л. Магницкого стр. №1

1) Назовите, какой науке посвящена эта книга?

2) Кто повелел издать этот учебник?

3) Для кого издан этот учебник?

Вопросы к картинке «Арифметики» Л. Магницкого стр. №2

4) Чей образ, по вашему мнению, изображен на картинке?

5) Какие надписи и почему изображены на символических колоннах?$

6) Какие надписи и почему лежат в основании трона?

«Разминка для ума»

7 40 3 53 60 5 10

Карточки- помощники для решения задачи

Задача

1 класс -30 реб.

2 класс - ?, на 3 чел. М. – ?

  1. -

  2. +

$

Полоски для составления алгоритма

Заменяю суммой удобных слагаемых

Вычитаю…

$ Складываю…

Читаю ответ…

Литература:

1) «Арифметика» Магницкий Л.Ф.- М.: Печатный двор, 1703

Post Comment