Конспект урока математики для 4 класса по теме "Дроби"

МОУ СОШ №1

г.п. п. Чистые Боры Буйского муниципального района

Костромской области

Разработка урока математики в 4 классе

по теме «Дроби»

в Образовательной сист$еме «Школа 2100»

(авторская разработка)

Собол$ева Т.А.

учитель начальных классов

2010

Тема: «Дроби»

Цели: сформировать представление о дробях;

развивать логическое мышление, речь учащихся.

Тип урока: «открытие» детьми нового знания.$

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2009.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Орг. момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

1 мин

Актуализация ЗУН.

Выпишите $все числа, которые встречаются в стихотворении (см. Приложение №1)

Разбейте числа на группы

Запишите доли в общем виде (на доске и в тетрадях)

Работают само$стоятельно

1/6 1/12 1/7 5 1/2 4

Разбивают числа на группы.

1-я группа – доли

1/6 1/12 1/7 1/2

2-я группа – натуральные числа

5 4

Записывают доли в порядке возрастания, убывания (по вариантам)

В порядке возрастания – 1/12 1/7 1/6 1/2

В порядке убывания – 1/2 1/6 1/7 1/12

Взаимопроверка.

1/п

5 мин

Постановка учебной задачи.

Запишите число, которое повторяется в следующем стихотворении (см. Приложение №2)

К какой группе его можно отнести? Почему?

Чем оно отличается от чисел этой группы?

Как записать в общем виде?

Что обозначает число3/10?

Как называются в математике эти числа?

Цель урока?

4 человека работают у доски.

3/10

$

Фронтальная работа

Ни к какой, т.к. это не натуральное число и не доля

Для записи числа потребовалось две цифры: одна над чертой, другая под чертой. Цифра над чертой больше 1.

Не знаем

Не знаем

Не знаем

Узнать, как называются в математике эти числа.

7 мин

«Открытие» детьми нового знания.

Учебник с.79

Как называются в математике эти числа?

$ Тема урока?

В чем были правы?

Что новое узнали?

Читают статью учебника

Дроби

Дроби

Опорный конспект (пишут учащиеся на доске после ответа на соответствующий вопрос)

m/n – дробь

m - числитель

n – знаменатель

m /100 = m%

10 мин

Первичное закрепление (с проговариванием в громкой речи).

$

Учебник с.79 №1

Какая часть фигуры закрашена? Какая часть фигуры не закрашена?

Запиши эти дроби

$ Учебник с.80 №3

Прочитай дроби. Назови числитель и знаменатель каждой дроби. Что они обозначают?

Учебник с.80 №4,

Прочитай дроби и запиши их с помощью знака %.

Учебник с.80 №5

Запиши проценты в виде дроби со знаменателем 100. Прочитай дроби и объясни их смысл

Фронтальная работа

Закрашена четвертая часть фигуры, не закрашена 5 часть.

4/9 5/10 10/20 6/9 ¾ 5/8 4/6 3/6

Фронтальная работа

Две девятых; 2 – числитель, 9 – знаменатель. Целое разделили на 9 частей и взяли 2 такие части

Работа в парах (один учащийся читает и записывает, другой проверяет и исправляет, если есть ошибки; затем меняются ролями)

2/100 – две сотых, 2%

6/100 – шесть сотых, 6%

25/100 – двадцать пять сотых, 25%

$ 41/100 – сорок одна сотая, 41%

Работа в парах (один учащийся записывает, другой проверяет и исправляет, если есть ошибки; затем меняются ролями)

15% - 15/100, пятнадцать сотых

43% - 43/100, сорок три сотых

8% - 8/100, восемь сотых

56% - 56/100, пятьдесят сотых

10 мин

Самоанализ и самоконтроль

$

Учебник с. 80 №2

Закрась указанные части фигур

3/9

Самостоятельная работа

3/9

$

5 мин

Итог урока. Рефлексия.

Какой была цель урока?

Кто может ответить на этот вопрос?

Что еще узнали?

Кому было трудно на уроке? Кому легко?

$

Узнать, как называются в математике эти числа.

Дроби

m/n – дробь

m - числитель

n – знаменатель

m /100 = m%

$

2 мин

Приложение №1

Диофант

Здесь погребен Диофант, и камень могильный

При счете искусном расскажет нам, Сколь долог был его век.

Велением бога он мальчиком был

Шестую часть своей жизни.

В двенадцатой части затем прошла его светлая юность.

Седьмую часть жизни прибавим –

Пред нами очаг Гименея.

Пять лет пролетело, и прислал Гименей ему сына.

Но горе ребенок! Едва половину он прожил

Тех лет, что отец, как скончался, несчастный.

Четыре года страдал Диофант от утраты той тяжкой

И умер, прожив для науки. Скажи мне,

Сколь лет достигнув, смерть воспринял Диофант?

$ Приложение №2

Три десятых

Это кто из портфеля

Швыряет в досаде

Ненавистный задачник,

Пенал и тетради?

И сует свой дневник,

Не краснея при этом,

Под дубовый буфет,

Чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста:

Костя Жигалкин –

Жертва вечных придирок,

Он снова провален!

И шипит, на растрепанный

Глядя задачник:

- Просто мне не везет!

Просто я – неудачник!..

В чем причина

Обиды его и досады?

Что ответ не сошелся

Лишь на три десятых!

И к нему, безусловно,

Придирается строгая

Марья Петровна.

Три десятых…

Скажи про такую ошибку –

И, пожалуй, на лицах

Увидишь улыбку.

Три десятых…

И все же об этой ошибке

Я прошу вас

$ Послушать меня без улыбки…

Если б, строя ваш дом,

Тот, в котором живете,

Архитектор немножко

Ошибся в расчете,

Чтоб случилось,

Ты знаешь ли, Костя Жигалкин?

Этот дом превратился бы

В груду развалин!

Используемая литература

Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2009.

http://math$em-poem.narod.ru/nach/chisla/3cif.htm - стихотворение В. Лифшица «Три десятых»

http://diofant.na.by/diofantb.htm - стихотворение-загадка «Диофант»

© Соболева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района

Post Comment