Конспект урока математики для 5 класса «Деление с остатком»

Конспект урока математики для 5 класса

«Деление с остатком»

Составил учитель МБОУ СОШ №61 г. Иваново Орлова Т.Г.

Цель: организация деятельности учащихся на закрепление умений находить неизвестные компоненты деления с остатком, создание условий для формирования н$овой учебной информации.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): закрепить умения выполнять деление с остатком, находить неизвестные компоненты деления с остатком через решение упражнений и задач.

Развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД):$ учить формулировать цель деятельности, выражать мысли в устной речи, делать выводы, подводить итог, находить и читать данные по информационным источникам, формировать навыки самоконтроля.

Воспитательные (формирование личностных УУД): учить слушать и принимать точку зрения других, воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к предмету.

Тип урока: комбиниро$ванный.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки для устной работы, кодированные упражнения, математическое лото, пазлы, медали малые и большие, карточки с самостоятельной работой, карточки с ответами к самостоятельной работе.

Методы обучения: частично-поисковый метод, репродуктивный, обобщающий.

Формы работы: фронт$альный опрос, работа в парах, работа в группах, самопроверка.

План урока.

Конспект урока рассчитан на 1 учебный час (45 мин.).

  1. Организационный этап(1 мин.)

  2. Целеполагание (2 мин)

  3. Устная работа (13 мин.)

  4. Повторение теоретического материала, проверка знаний (5 мин.)

  5. $

  6. Тренировочные упражнения (6 мин.)

  7. Релаксация (1 мин.)

  8. Получение и закрепление новых знаний (10 мин)

  9. Самостоятельная работа (4 мин.)

  10. Итог уро$ка, рефлексия. (3 мин.)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап (1мин)

Здравствуйте, ребята!

Какое значимое спортивное событие скоро произойдет в нашей стране и в целом мире?

Я предлагаю посвятить наш урок белой олимпиаде в Сочи. Согласны?

Посмотрите в информационную распечатку. Какие по счету буду$т эти игры?

На время проведения олимпийских игр в мире прекращались войны. Давайте и мы забудем обиды поприветствуем друг друга. Положите ладони на плечи и поприветствуйте друг друга локотками: правый с правым, левый с левым. А теперь пожелайте себе удачи на уроке: соедините свои локоточки – 3 раза.

Отвечают:

Зимняя олимпиада в Сочи.

$

Да.

Работают с информационной таблицей.

Учащиеся выполняют упражнение в парах

Целеполагание (1-2 мин)

Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? Мы продолжим эту тему. Запишите ее в тетради.

Среди слов

делимое, делитель, неполное частное, остаток, честность, делимость, остановка, частное

выберите те, которые соответствуют теме нашего урока. Расположите их в нужном порядке.

Что мы делали на прошлом уроке?

Какой $будет цель урока?

Отвечают.

Записывают тему урока в тетрадях.

Учащиеся отвечают фронтально.

1 ученик располагает карточки на доске:

делимое, делитель, неполное частное, остаток.

Отвечают фронтально.

Определяют цель урока.

$

Повторение теоретического материала, проверка (5 мин)

Ребята, приготовьтесь задавать вопросы своим одноклассникам по теме «Деление» (стр.74 учебника).

1 ученик получает карточку с математическим лото.

После проверки учитель сообщает, что

ЮГОСЛАВИЯ – страна, $в которой прошли XIV олимпийские игры.

В каком году и в каком городе проходили эти игры?

США – страна, в которой белая олимпиада проходила наибольшее число раз. Назовите, какие это были игры, в каком году и в каком городе?

2 и 3 ученики получают карточки с кодированными упражнениями.

После проверки учитель сообщает, что полученный ответ-код

1940 и 1944 –в эти годы олимпиада не пров$одилась. Как вы думаете, по какой причине?

4 и 5 ученики: Решите уравнение:

1) 12х+32=116 2)630:(у-16)=90

Ответ: 1)х=7 февраля состоится открытие зимней олимпиады;

2) у=23 февраля состоится церемония закрытия олимпиады.

Учащиеся задают вопросы, опираясь на текст учебника, корректно обращаясь к однокласснику.

1 ученик $(отвечает на вопрос по теме «Деление») + работает с математическим лото(приложение 1).

Находят информацию на распечатках и отвечают.

2 и 3 ученики (отвечают на вопрос по теме «Деление»)+ работают с кодированными упражнениями (приложение 2)

Отвечают, что шла Вторая мировая война.

4 и 5 ученики ( отвечает на вопрос по теме «Деление»)+решают уравнения на доске

$

Устная деятельность(13 мин)

$

Какие вы знаете зимние виды спорта?

ЗАДАНИЕ 1:

СЛАЛОМ – спуск с горы на лыжах по извилистой трассе длиной 450—500 м, размеченной флажками.

Мы примем участие в таком спуске, выполнив задание на желтых карточках.

Цифры в квадратах-1924- обозначают год проведения первой зимней олимпиады.

В какой стране, в каком городе она состоялась?

Составьте из чисел в квадратах примеры на деление с остатком. Какое из этих чисел может быть делимым?

Назовите делимое, делитель, неполное частное. Какие остатки могут получиться при делении на 2, на 4?

$

ЗАДАЧА( к этому равенству):

  • Группе спортсменов из 9 человек надо разделиться на 2 команды. Поставьте вопрос к задаче.

  • Команду спортсменов из 9 человек надо расселить в комнаты по 4 человека. Поставьте вопрос к задаче.

Соотнесите полученные результаты в треугольниках с данными первой строки вашей информационной таблицы. Что обозначают эти числа?

  • Разделите большее число на меньшее.

  • Делимое 14, делитель 4. Чему равно неполное частное?

  • Делимое 16, делитель 14. Чему равен остаток?

    $

ЗАДАНИЕ 2:

Не выполняя вычисления, расположите пазлы с произведениями в порядке возрастания.

Переверните пазлы. Какое число у вас получилось?

$

2010 год проведения последней XXI зимней олимпиады

В какой стране, в каком городе она проходила?

Называют зимние виды спорта.

Работают в парах, один из них записывает результат в распечатках (Приложение 3). Выполняют вычисления на карточках. Отвечают фронтально по цепочке.

Работают с информационной таблицей (первая строка). Озвучивают полученные результаты.

Записывают в тетрадях, 1 ученик на доске.

Отвечают фронтально.

9:4=2(ост 1)

9$:2=4(ост 1)

Фронтально ставят вопросы и отвечают на них.

  • Сколько человек будет в команде? Сколько остане$тся запасных?

  • Сколько комнат будет заселено полностью? Сколько человек будет в той комнате, которая не заселена полностью? Сколько всего надо комнат?

Отвечают по информационной таблице.

280:4=70

14:4=3 (ост2)

16:14=1(ост2)

Выполняют задание в группах (Приложение 4)

Озвучивают данные информационной таблицы: в Канаде в городе Ванкувер.

Тренировочные упражнения (6 мин)

$

№533(в,г,ж)

Дополнительные вопросы

1 ученик. Может ли остаток быть больше делителя?

2 ученик. Может ли остаток от деления быть равным делителю?

3 ученик. Может ли остаток от деления быть равным нулю?

Вычеркните те ячейки волшебной таблицы, в которых записаны остатки от деления. Какое слово получилось?

Егорова Ирина Николаевна – почетный гражданин города Иваново, серебряный призер IX зимних олимпийских игр в 1964 году в Инсбруке по скоростному бегу на коньках на 50$0 и 1000 м.

Именно ей доверили этап зажжения олимпийского огня в Иванове.

На доске по очереди и отвечают на вопросы:

в) 1 ученик. 384:10=38(ост 4)

г) 2 ученик. 10000:3=333$3(ост1)

ж) 3ученик. 12080:63=191(ост47)

В парах работают с волшебной таблицей (приложение 5)

ЕГОРОВА

Релаксация (1 мин)

$

Лыжные гонкивид спорта, подаривший нашей стране наибольшее число многократных олимпийских чемпионов.

На доске клетчатое поле 3Х3, в центре поля лыжник. На лыжную дистанцию мы отправимся вместе с нашим забавным лыжником. Руками покажем е$го путь на клетчатом поле. Но как только он сойдет с дистанции (выйдет за пределы поля), хлопаем в ладоши.

Даются команды: вправо, влево, вверх, вниз.

Выполняют упражнение по команде учителя.

Получение новых знаний(10 мин)

532

  1. Что известно?

Что надо найти?

Как найдем?

Выполните деление с оста$тком.

Какой результат получился?

Как выполнить проверку?

  1. Что известно?

Что надо найти?

Как найдем?

Выполните деление с остатком.

Какой результат получился?

Как выполнить проверку?

  1. Что мы находили, выполняя проверку?

Как же найти делимое при делении с остатком? Составьте схему из табличек)

Найдите неизвестное делимое.

    $

  1. (устно)

  • Лыжник ехал 2 часа со скоростью12 км/ч, ему осталось проехать еще 3 км. Какова длина маршрута?

  • Биатлонист на трех огневых рубежах поразил по 4 мишени, а на четвертом только 3. Сколько по$паданий у биатлониста?

Сколько промахов?

Отвечают фронтально:

-делимое, делитель;

-неполное частное и остаток;

-выполним деление.

1 ученик на доске:

647:81=7 (ост80)

Проверка: 7*81+80+647

-делимое, неполное частное;

-делитель, остаток;

-разделим делимое на неполное частное.

2 ученик на доске

397:10=39(ост7)

Проверка: 39*10+7=397

Делимое

Ученик на доске составляет схему из табличек

Делимое=

неполное частное*делитель+ос$таток

Ученик на доске

25*84+11=2111

Решают устно фронтально:

12*2+3=27

4*3+3=15 попаданий

5 промахов

Самостоятельная работа (4 мин)

Сейчас мы проведем турнир биатлонистов. Возьмите текст работы на голубых листах (приложение 6).

Вам надо поразить мишени и открыть спрятавшиеся числа. Решения$ записывайте прямо в листочках.

Расположите полученные числа в порядке возрастания.

Выполним проверку: ваши ответы в кружочках на доске.

1 ученик - возьми кружки с ответами 1 огневого рубежа;

2 ученик – с ответами 2 огневого рубежа

и расположите их в порядке возрастания.

Переверните. Что получилось?

$Ваша оценка соответствует количеству правильно выбитых мишеней. Поставьте оценку на медальку.

Учащиеся выполняют работу, самопроверку и самооценку.

$

На доске:

1 ученик:5

Ж Е Л А Ю

2 ученик: 4

У Д А Ч И

Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

Запишите домашнее задание.

Найдите эти упражнения в учебнике. Посмотрите, справитесь л$и вы с домашним заданием.

Что мы сегодня повторяли?

Что нового узнали? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель?

Закончите предложение:

Мы желаем нашим спортсменам…

Мы желаем себе…

Возьмите медальку и напишите на ней одно слово пожелание спортсменам. Выходя из кабинета, прикрепите медаль на ту большую медаль на доске, которая соответствует вашей оценке за самостоят$ельную работу.

Записывают в дневник.

Отвечают.

Учащиеся прикрепляют медали на доске.

Post Comment