Конспект урока на тему “Развитие логического мышления на уроках математики”

Муниципальная общеобразовательная учереждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Козьмодемьянска»

Республика Марий Эл

$

Развитие логического мышления на уроках математики

Автор: Григорьева

Любовь Константиновна,

$учитель начальных классов МОУ СОШ №3

г. Козьмодемьянска РМЭ

Г.Козьмодемьянск,2012г.

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагог$ического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от$ сформированности у учащихся познавательных интересов. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех исследованных в школе.

Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Чему можно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать. Высказывать догадки, проверять. Правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Основные задачи логического развития детей:

$

  • воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;

  • строить простые высказывания о сущности выполненного действия;

  • находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;

  • активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;

  • $свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.

  1. Сравнение – это сопо$ставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

  2. Анализ – логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.

  3. Синтез – логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое. Сравнение подготавливает почву для применения аналогии. С помощью аналогии сходство предметов, выявленное в результате их сравнения, распространяется на новое свойство (или новые свойства).

  4. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

  5. Обобщение – мысленное объединение предметов$ и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и об$общения противоположен процесс конкретизации.

  6. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

ОС “Школа 2100” предусмотрена системная работа по формированию логического мышления у младших школьников:

  1. В 1-м классе вводится понятие “совокупность” предметов или фигур (обладающих общим признаком)

  2. Во 2-м классе учащиеся знакомятся с понятиями “операция” (прямая, обратная), “объект операции”, “результат операции”. При изучении геометрического материала вводится понятие “сети линий”, “пути”.

  3. В 3-м классе изучаются элементы математической логики. Знакомство с понятием множества, элементами множества, подмножес$тва (классификация). Операции над множествами, изучение их свойств. Рассматривается диаграмма Венна. Вводится понятие “формула”.

  4. В 4-м классе дети осваивают диаграммы и графики. Вводится тема “Координаты на луче и плоскости”.

  1. Приём сравнения предметов. 

  • $Сравнение

  • Что изменилось?

  • Найди лишний ряд”

  • Какая фигура лишняя?”

  1. Прием анализа и синтеза

1.Малыш и Карлсон играли в иг$ру: поочерёдно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу.

– Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.

Карлсон 9,4,7,11,19,3,8,6…

Малыш 2,1,4,3,6,5…

$2. Из различных цифр я сделала бусы.

Но бусы были порваны.

Кто сможет их помочь собрать,

Тому поставлю пять!

3.“Магический квадрат”.

  1. Прием обобщения

Назови, одним словом”.

$2, 4, 6, 8 ________

1, 3, 5, 7, 9 ________

18, 25, 33 _______

131, 139, 216 ______

Зачеркни лишнее выражение”.

Чем похожи числа?” $

6 и 61; 41 и 48; 84 и 14.

Чем различаются?”

5 и 15, 88 и 18; 12 и 31;

Общие признаки?”

1 и 11; 20 и 10; 126 и 345

  1. Прием классификации

Разб$ей на группы

по цвету по форме по размеру

Найди числа кратные 8”

15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74,

28, 8, 12, 56, 64, 38,54, 32, 54, 81, 72.

Разбей на группы числа” 2,13,46,6,55,18,79,108,200,132

а) чётные в)однозначные д)круглые

$б) нечётные г)двузначные е)трёхзначные

  1. Закономерность

  • Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа:

  • 3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35).

+4 +4 +4

  • 16, 12, 15, 11, 14, 10, … (13, 9, 12).

-4 +3 -4 +3 -4

  • $Вставь число”.

  • Помоги заполнить таблицу”.

  • $Установи правило и впиши знаки + или -”

Организация различных форм работы с логическими задачами

1. Объяснение готового решения задачи 

2. Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование:

а) с помощью отрезков.

$б) с помощью рисунка.

в) с помощью чертежа.

3. Решение задач с помощью таблицы.

4. Построение дерева возможностей.

6. Объяснение хода выполнения решения задачи, используя слова “если не…,то”.

7. Самостоятельное составление задач учащимися.

8. Решение задач с недостающими или лишними данными.

9Постановка или изменение вопроса задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.$
11. Закончить решение задачи.
12. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

Большинство элементов развития логического мышления носят игровой смысл, но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали игр или сказок, так как игра не должна являться самоцелью, а обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке и во внеурочное время. $

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье$ ребенка.

Список использованной литературы

  1. Истомина Н.Б.Учебное пособие «Методика обучения математике в начальной школе», 2$000.

  2. Орлова Е.В., Воровщиков Сергей, Каюда Г.П. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. -Изд.: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2008г.

  3. Петерсон Л.Г. Математика. 1-4 класс. М.: «Ювента», 2010.$

  4. Светлова Инна. Логика. –Изд.:Эксмо, 2004.

  5. Смирнов С.А. Учебное пособие «Педагогические теории, системы, технологии», 2000.

  6. ШведоваЛ.М. Открой в себе гения. Развитие логического мышления и интеллекта.- Изд.: БАО, 2007.

Еще записи

Leave a Comment