Конспект урока на тему «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

Тема: «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня».

$ Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как $правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленный придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелости ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало очень важного для каждог$о человека периода – школьного детства.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

Накопленный$ чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания, необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей$. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря расширению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схе$м, моделей, обобщенных понятий. На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. Целью педагогической работы по формированию математических представлений является:

    $

  •  накопление, обогащение и упорядочивание математических представлений;

  • $ овладение способами оперирования знаниями, переноса их в сходные и нестандартные ситуации;

  • развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы$.

В процессе образовательной работы необходимо направить усилия на совершенствование у ребенка представлений об окружающем, развитие у него умственных способностей, любознательного интереса.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях.$ Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны одного активного обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различн$ых незнакомых ситуациях. Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, обеспечивает чувственную о$снову для формирования знаний и представлений, также различные виды детской деятельности для практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажна$я роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.  В ходе игр и упражнений с занимательным математическим содержанием дети овладевают умени$ем вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, что в конечном результате приводит к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Решение  разного рода нестандартных задач в дошкольном во$зрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уж$е в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

В образовательной программе «Программа воспитания и обучения детском саду» под редакцией Васильевой М.А.,  все содержание математического развития заложено в разделе Умственное воспитание -  развитие элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике – формирование приёмов умственной деятельности,  творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего м$ира.  Важно использовать материал программы для развития четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразн$ую игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

В рамках новой гуманистической концепции дошкольного воспитания «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено максимальное содействие становления ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности Непрерывная непосредственно образовательная деятельность рассматривается в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Исключаю$тся школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инструкции взрослого, проведение большинства занятий сидя за столами.

$Все методы и приемы, дидактические средства должны быть подчинены основной цели – развитию познавательно-творческих способностей. Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разра$ботку и дальнейшее совершенствование методов практического применения.

Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В результате чего, дети знакомятся со средствами (эталоны формы, цвета, мерка), представлениями (образы предметов, их связи, модели, речь) и способами познания (уравнивание, сравнение).$ Все это реализуется во всех блоках учебно-воспитательного процесса через разные дидактические средства: учебные пособия, дидактические, развивающие, сюжетные иг$ры, учебно-познавательные книги, рабочие тетради и т. Становление логико-математического опыта ребенка успешно осуществляется в трех  основных сферах его деятельности:

  1. В повседневных видах детской деятельности. Актуализации дост взаимосвязей между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, упных ребенку связей, зависимостей, закономерностей в ходе выполнения режимных п$роцессов,  участия в труде, художественных видах деятельности. (Е.И. Тихеева)

  2. В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.

  3. $ В познавательно-игровой деятельности, направленной на систематизацию, уточнение представлений, умений, расширение области их применения и преобразования.

$Важное место в обучении дошкольников отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о ч$ислах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность. В них совершенствуется понимание отношений и причинно-следственных  взаимодействий между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, $синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствуясь правилами, считаться с желаниями всех участников, п$роявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.

Усвоение$ математических представлений с помощью дидактических игр будет результативным только при максимальном участии каждого ребенка в учебно-игровой деятельности. Нередко фронтальные формы, когда все участники получают одинаковые задания, а единственный ответ озвучивает у доски только один ребенок, становятся малоэффективными, не позволяют педагогу проконтролировать индивидуальное выполнение другими детьми игровых заданий. Дети при этом имеют возможность незаметно для педагога копировать работу товарищей, усваивают стереотипы, перестают стремиться к осознанному, самостоятельному и тв$орческому выполнению игровых заданий.

Преодолеть возникающий формализм в использовании дидактических игр возможно несколькими способами:

$ Способ первый: использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает играющего к ее выполнению. Ребенку с помощью $разнообразного наглядного материала демонстрируется вариативность в решении познавательных задач, показываются особенности общего и частного подходов в их реализации.

Способ вт$орой: введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчеств и изобретательность.

 Способ третий: работа д$етей с индивидуальными карточками. В этом случае, выполняя общую игровую задачу одновременно с другими детьми (отсчитать столько же игрушек, сколько предметов на карточке), ребенок выполняет индивидуальное задание, так как исходное условие (количество предметов на его карточке) у каждого$ участника игры будет персональным. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других детей (пересчитать предметы на своей картинке, отсчитать столько же игрушек, сколько предметов на этой карточке, обозначить количество отложенных игрушек соответствующей цифрой). Результаты определяются исходными условиями и правильностью выполнения каждого этапа игрового за$дания. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, что нередко можно наблюдать у детей, а на самостоятельное выполнение задания и получение ответа.

$ Через некоторое время, исчерпав возможности работы с данным комплектом карточек, дети обмениваются наглядным материалом с товарищами. Игра продолжается далее. Такие обмены наглядным материалом могут происходить в игре двух – трехкратно, поддерживать интерес и сохранять познавательную активность детей.

Способ четвертый$: организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются местами. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Т$еперь он стремится быстро и верно выполнить игровое задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.

В игровой паре так называемая «учебная плотность» становится высокой, что оправдывает затраченное время. В течение всей игры один участник активен, так как он придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать его так, чтобы оно было по$нятно партнеру. Другой играющий, которому адр$есовано задание, самостоятельно находит ответ, ему никто не может подсказать. Каждому ребенку в такой игровой паре необходимо достойно выполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера и избежать его критики.

Способ пятый: организация игрового общения детей в малых группах по три-четыре человека. Объединять детей в одну игровую команду может сам результат выполнения задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, найти «домик» с заданными свойствами (с четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказы$ваются партнерами и продолжают дальше совместные игровые действия. Малая группа может образо$ваться также и по выбранному символу. Например, до начала занятия каждый ребенок получает конверт и, вскрыв его, обнаруживает определенную фигуру, бантик, цветную фишку. Дети, получившие одинаковые символы, собираются в игровую команду. Ведущий в такой малой группе определяется с помощью считалки.

Способ шестой: организа$ция игры всей группой детей одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный ведущим, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, как это нередко бывает, а все дети в порядке очередности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнося ответ хором. Така$я организация игры поддерживает у детей игровую и интеллектуальную активность в том случае, если используются лаконичные ответы, «штрафы» или выбывание за оплошности.

Способ седьмой: поддержан$ие оживленного (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Во время игры бывают неуместные развернутые ответы, долгие раздумья или обстоятельные объяснения, необоснованные паузы.

Если игра проводится в парах или в малой группе, сами играющие задают темп. Педагог может похвалой или$ доброжелательными комментариями одобрить или откорректировать процесс и темп игры отдельной команды.

Когда игра проводится со всем коллективом детей, целесообразно организовать ее, сидя или стоя в кругу, разместившись полукругом перед ведущим. В этом случае, возможно использовать темпообразующий атрибут, которым может стать небольшая мягкая игрушка, передаваемая $от одного ребенка к другому. Таймер, песочные или водяные часы, звуковые сигналы и другие средства тоже поддерживающие необходимый темп.

$ Способ восьмой: создание у детей радостного настроения во время игры. Улыбки, жесты, аплодисменты, совместные переживания создают эмоциональную атмосферу, которая поддерживает интерес детей к обучению.

 

 

Источники:

журналы «Дошкольное воспитание « №1,2 -2008 г., №1 -2007г.,$

$ Т.И.Ерофеева «Знакомство с математикой»,

З.А.Михайлова «Игровые и занимательные задания для дошкольников»,

А.А.Смоленцева «Математика до школы»,

А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»,

$Е.В.Соловьева «Логика и математика дошкольников».

Post Comment