Конспект урока по Математике "Изображение чисел на числовом луче"

Тема: «Изображение чисел на числовом луче» (1 урок)

$Задачи урока:

знакомство с числовым лучом как способом изображения чисел с точки зрения

порядка их следования;

освоение понятия «единичный отрезок»;

формирование УУД: приемы работы с циркулем и линейкой, развитие математической речи, самоконтроль на основе сличения собственных чертежей с иллюстрациями учебника, развитие образ$ного мышления (выбор длины единичного отрезка на числовом луче с учетом возможности воспроизведения точек, изображающих данные числа).

Пропедевтика: диаграммы сравнения.

$Повторение: числовой луч, натуральный ряд чисел.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала по заданиям и вопросам учебника с опорой на развернутые ответы учащихся и самостоятельное построение точек, изображающих числа, на числовом луче.

Учебно-методическое обеспечение: У-1, карандаш, циркуль, линейка, конверт со стрелками; демонстрационные линейка и циркуль для работы у классной доски.

$Вводная часть урока

Сами называем тему урока («Изображение чисел на числовом луче»), предлагая рассмотреть с. 110–111.

Спрашиваем: какие числа не только изображены на числовых лучах с помощью точек, но и подписаны цифрами?

Объясняем: на числовом луче с помощью точки можно изобразить любое число, но расположение этой точки —$ не произвольно. Отчего же зависит расположение точек? Можно ли на числовом луче изобразить число 100 или 200 или 1000? Ответам на эти вопросы и будет посвящен наш урок.

Продолжение урока

Задание № 380 (У-1, с. 110)

Просим рассмотреть луч, измерить и назвать расстояние от начала луча до точки, обозначающей ч$исло 1

Объясняем, что на данном чис$ловом луче 1 см — это длина единичного отрезка, то есть того, который определяет расположение всех остальных чисел на числовом луче.

Просим выяснить с помощью линейки, какие числа изображены на числовом луче, длина единичного отрезка которого равна 1 см. (1, 2, 3, 4, 5).

Предлагаем начертить числовой луч, единичный отрезок которого равен 1 см, и изобразить на нем числа 2, 3, 4, 5.

$Подводим итог, объясняя, что после выбора длины единичного отрезка все остальные числа занимают строго определенные места на числовом луче: число 2 отстоит от начала луча на два единичных отрезка, число 3 — на три единичных отрезка.

Просим объяснить: на сколько единичных отрезков от начала луча отстоят числа 4, 5, 6?

Задание № 381 (У-1, с. 110)

Предлагаем:

1) начертить в тетрадях числовой луч;

2) с помощью лине$йки найти на числовом луче точку, удаленную от начала луча на 8 см, и обозначить ее числом 40 (пауза).

Беглым просмотром проверяем, все ли ученики правильно выполнили задание.

Просим учащихся внимательно посмотреть на числовой луч с изображением числа 40, объясняя, что эта т$очка отстоит от начала луча на 40 единичных отрезков. Для того чтобы изобразить число 40 на числовом луче, длину единичного отрезка пришлось взять намного меньше, чем 1 см.

Спрашиваем: как на числовом луче изобразить число 20, зная местоположение точки, изображающей число 40?

Аналог$ично выясняем, как на данном луче определить расположение точки с изображением числа 10.

Предлагаем изобразить на луче число 30, зная местоположение на нем числа 10.

Спрашиваем: как найти местоположение точки с$ изображением числа 30?

Просим выполнить построение точки, изображающей число 30.

Предлагаем сличить сделанные учениками чертежи с рисунком учебника, поясняя, что на данном луче отмечена точка, изображающая число 30.

Задание № 382 (У-1, с. 110)

Учащиеся с помощью линейки и циркуля перечерчивают в свои тетради числовой луч с изображением числа 10.

Предлагаем изобразить на числовом луче число 30, при условии, что на нем изображено число 10. Спрашиваем: как это можно сделать?

$

Предлагаем с помощью циркуля изобразить на луче число 60

Сами объясняем, как с помощью числового $луча выполнить кратное сравнение расстояний, на которые отстоят от начала луча точки, изображающие числа 30 и 60.

Расстояние от начала луча до точки, изображающей число 60, — 60 единичных отрезков.

Расстояние от начала луча до точки, изображающей число 30, — 30 единичных отрезков: 60 ед. отр.: 30 ед. отр. = 2 (раза).

$Ответ: расстояние от начала луча до точки, изображающей число 60, в два раза больше расстояния от начала луча до точки, изображающей число 30.

Задание № 154 (Т-1, с. 70)

Предлагаем учащимся на луче, где изображен единичный отрезок, самостоятельно изобразить числа 4 и 12.

Спрашиваем: как были найдены точки, изображающие числа 4 и 12?

Читаем вторую часть задания: выполни кратное сравнение расстояний, на которые отстоят от начала луча числа 4 и 12.

Ответ: расстояние от начала луча до точки, изображающей число 12, в три$ раза больше расстояния от начала луча до точки, изображающей число 4.

$Задание № 384 (У-1, с. 111)

Предлагаем учащимся прочитать задание и высказать предположение о том, какое число обозначает точка на числовом луче.

Предлагаем проверить предположение с помощью измерений.

Задание № 385 (У-1, с. 111)

Сами читаем задание и спрашиваем: сколько чисел надо изобразить на числовом луче, чтобы ответить на требование задания? (Два числа — 12 и 36.)

Вызываем к доске ученика, который с помощью циркуля находит местоположение точки, которая отстоит в два раза дальше от начала числового л$уча, чем точка, изображающая число 12 (12 · 2 = 24).

Дополняем рисунок, изображая на луче число 24.

Предлагаем $самостоятельно найти местоположение точки, которая отстоит в три раза дальше от начала числового луча, чем точка, изображающая число 12 (12 · 3 = 36).

Подписываем на числовом луче число 36.

Задание № 386 (У-1, с. 111)

Учащиес$я читают задание: «Начерти луч и выбери единичный отрезок так, чтобы на луче можно было изобразить числа 50 и 100».

Задаем вопрос: почему при выборе единичного отрезка нельзя взять отрезок, длина которого 1 см?

Обращаем внимание на то, что 50 и 100 — «круглые» числа.

Предлагаем, без указания единич$ного отрезка, выбрать на числовом луче местоположение точки, изображающей 1 дес. Эта точка может быть удалена от начала луча, например, на длину «одной клеточки».

Просим изобразить числовой луч, отметить точку, соответствующую числу 10,

и изобразить на луче числа 50 и 100.

Задание на дом: № 152, 153, 155 (Т-1, с. 69–70).

Post Comment