Конспект урока по математике "Войди в мир степеней" 7 класс

МКООУ санаторного тип$а для детей, нуждающихся в длительном лечении,

«Санаторная школа-интернат № 82»

Урок творчества по алгебре

Тема: "Войди в мир степеней"$

7 класс

Подготовила и провела:

учитель математики,

$ Красикова Надежда Яковлевна

$Цели урока:

  • Методическая – применение элементов технологии развивающего, опережающего обучения.

  • Обучающая – закрепление навыков и умений применять свойства степеней, строить графики функций и решать линейные уравнения.

  • Развивающая – создание условий для реализации творческих способностей учащихся, развитие навыков использования изучающего материала

  • Воспитательная – воспитание ответственного отношения к кол$лективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.

Оборудование:

таблица кубов первых 10 натуральных чисел, высказывание о значении степени, индивидуальные системы координат.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, давайте распахнем дверь и войдем в мир степеней. Не зря Ломоносов так гордо заявил о значении степени в жизни человека: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”. (На доске)

Мы $будем трудиться сегодня в лаборатории по созданию школьных учебников, будем готовить к изданию пособие “Сборник задач по теме ?Степень?” для учащихся 7 класса, проявляющих интерес к изучению математики.

В нашей лаборатории 3 отдела. Каждый из вас – сотрудник лаборатории. В каждом отделе среди своих сотрудников определите редактора.

(Учитель представляет редакторов).

Уважаемые$ коллеги, разрешите обращаться к вам по именам. Вам предстоит решить сложные задачи:

  • создать задания,

  • апробировать их,

  • отредактировать,

  • отправить в печать.

Я надеюсь, на работу сегодня вы пришли не с пустыми руками, а с интересными, любопытными фактами о степени. Каждый отдел познакомит нас с результатами своей творческой деятельности.

Любопытные факты в мире степеней.$

Отделы отчитываются о результатах своей поисковой работы (материалы I-II отделов прилагаются).$

I – отдел.

Таинственная степень.

Перед доскою в классе

Я гордая стою.

Сейчас я маленькую цифру

В большую степень возведу.

Она ещё невелика,

Но скоро станет больше.

Вот степень станет высока,

Я буду думать дальше.

$

Легко узнать её по виду,

Бродягу, сложную для нас.

Мы не дадим её в обиду,

Она помощница для нас.

Она уводит нас в пространство,

Где всё таинственно, всё класс!

$ Что даст нам степень послезавтра,

Зависит в будущем от нас!

(Стихотворение сотрудницы отдела Кривенко Анны).

Этим стихотворением я постаралась выразить значение и величие степени.

II – отдел.

Мы предлагае$м вам побывать вместе с нами в микро- и макромире, в одном из его уголков.

Мозгу человека достаточно 1/24000 часа, т. е. 1/20 секунды, чтобы точно распознать образ, зафиксированный глазом в общих чертах. Каждую секунду в головном мозгу происходит около 105 химических реакций. Сеть нейронов мозга в 1,4 х 103 раз сложнее всей телефонной сети земного шара.

Наш мозг состоит из 2 х 1010 нервных клеток и способен ежедневно запомнить 8,6 х 107 бит информации. К концу жизни наша память может хранить около 1018 бит информации – число, о котором пока даже не мечтают создатели компьютерной т$ехники.

III – отдел.

Числа Мерсенна

1. Мы потрудились в библиотеке и выявили вот такие факты.

Многие функционал$ьные зависимости выражаются через степенную функцию, например, V = a3 объем куба, V = 4/3 R3 - объем шара и другие.

В прошлом году, путешествуя в мир простых числе, мы познакомились с числами Мерсенна вида Мр = 2p – 1. При помощи ЭВМ найдено одно из последних простых чисел

2216091 - 1

$ Записать цифрами это число мы не смогли бы, в нем столько цифр, что нам пришлось бы для его записи исписать целую рукописную книгу. Любопытно, что пока не удалось установить конечно или бесконечно множество таких числе.

Мы любим рисовать и фантазировать и решили степень представить так (демонстрация рисунка, изображающего Галактику).

Производственная гимнастика (гимнастика ума)

1. Какой цифрой оканчивается число 20012001?

2. Докажите, что при любом натуральном n 3?? оканчивается единицей.

3. Не производя никаких вычислений, установите четным или нечетным является число + +

$ 4. Докажите, что при любом натуральном значении n значение дроби 10n-1/9 является натуральным числом.

5. Заменить звездочку выражением:

а) (аа4)2 : * = а2;

б) (23)2 · * = 2100;

$в) (-m30)2 · * = -m100;

г) с6· (сс2)2 = *· (-с4).

6. Что представляет собой график функции у = х2+k/хk+1, где k Z? Что характерно для этой линии?

Творческая работа по созданию “Сборника задачи по теме "Степень".

Работа по созданию любого учебного пособия очень кропотливая и весьма ответственная. В готовом издании не должно быть ошибок.

Сейчас наша лаборатория будет трудиться над созданием “Сборника задачи по теме ?Степень?” для учащихся 7 класса, проявляющих интерес к математике. Каждый из вас должен показать себя творцом, создавая задачу для каждого из разделов:

$ “Преобразование выражений”.

Графики функций”.

Уравнения”.

Затем путем взаимоконтроля в отделе апробируйте плоды своей фантазии. После рецензии редакторов можно вносить задания в сборник. (Учащиеся трудятся над созданием учебных заданий).

Коллект$ивное апробирование.

Представитель I отдела записывает на доске выражение.

Представитель II отдела записывает уравнение.

Представитель III отдела записывает функцию.

Проверяют у доски выполнение этих заданий представители других отделов (по желанию).

По завершении этой работы они дают оценку заданию, а сами оцениваются тем отделом, чье з$адание выполняли.

К концу урока в каждом отделе в сборнике записаны задания по всем трем разделам. Редакторы оценивают деятельность своих сотрудников, а учитель оценивает работу учащихся.

Итог урока.

С какой целью нами проведена сегодня такая работа?

Какое значение в жизни человека имеет степень?$

Задание на дом.

Произвести художественное оформление сборников.

Задача развивающего характера (историческая задача): “Легенда о шахматной доске”. (Дается каждому учащемуся на карточке. Текст задачи прилагается).

Индивидуальные задания на карточках (прилагаются).

$

Приложение № 1.

Историческая задача

Легенда о шахматной доске”

Когда индийский царь Шерам узнал об удивительной игре в шахматы, он приказал пригласить к себе её изобретателя – ученого Сету.

$ Царь пообещал наградить бедного ученого, чем тот сам пожелает. Сета попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько получится, если на первую клетку шахматной доски положить 1 зерно, на 2-ю – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на 3-ю – 4, т. е. 22, на 4-ю – 8 (23) и так далее до 64-й клетки.

Царь удивился такой скромности ученого и велел слугам принести Сете мешок требуемой пшеницы. Слуги ушли, но… выполнить просьбу Сеты они не смогли. Почему же?

Посчитаем сколько всего зерен должны были выдать Сете в награду за изобретение шахмат. Нужно найти сумму S =

Можно непосредственно найти значение суммы. Но это займет очень много времени. А можно попробовать оценить величину этой суммы, сравнив её с каким-нибудь числом. Очевидно, что сумма $S больше, чем каждое из слагаемых её составляющих. Вот и давайте считать, что S больше последнего слагаемого 263.

263 = 260 · 2і = (210)6 · 8 = (10242)3 · 8 = (1048576)3 · 8 = 9223372036854775808.

Но может быть такое количество зерен действительно уместится в мешке? Известно, что куб, ребро которого 1 м, т. е. 1 м3, вмещает около 15 млн. зерен пшеницы.

Теперь подсчитайте, сколько таких кубических метров, заполненных зернами, нужно поставить друг на друга, чтобы в них поместилось требуемое количество зерен.

$ Какова будет высота такой “башни”? (Для сравнения: среднее расстояние от Земли до Солнца 150000000 км).

Приложение № 2.

Индивидуальные задания (на карточках)

1. Представить в виде квадрата и в виде куба алгебраических выражений частное: а32 : (а5 )3.

$ 2. Упростить:

а) аm · а3 · а8· а : аm+1;

б) 243/27 · 24.

3. Вычислить: 1 + 1 : (1/3 + 1/32 + 1/33 + 1/34) рациональным способом.

4. Вычислить:

$ а) 122 · 152/302;

б) a3-k · a5+2k : a6-k при a = 1.5 и k = 2.

5. При каком значении k уравнения 9х + kу = 3 и 1/3х + 1/2у = 1/9 будут

иметь одни и те же решения?

6. Подберите тройку натуральных чисел, которая является решением уравнения: х2 + у2 + z2 = 50.

Post Comment