Конспект урока по Математике "Язык и логика" 10 класс

Конспект занятия по теме: «Язык и логика»

Цели урока:

  • Закрепление изученных понятий математической логики: высказывание, тема, рема, истинное высказывание и ложное высказывание;

  • развитие логического мышления, средствами математической логики;

  • развитие интереса к математике, интег$рирование знаний с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Материалы: Тетради для факультативных занятий, карандаши двух цветов, набор карточек для упражнений, компьютер для выведения заданий в формате Презентация Microsoft PowerPoint.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Я предлагаю эпиграфом нашего занятия взять слова Михаила Васильевича Ломоносова "Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит". А вы знаете кто такой Ло$моносов? Как вы понимаете эти слова?

II. Цель занятия: Сегодня на занятии мы вспомним и закрепим, уже изученные понятия математической логики.

III. Запишите в тетрадях дату и тему занятия: “Язык и логика”.

IV. Математическая разминка: (Устно)

  1. Как называется алфавит, в который входят цифры, буквы, скобки и знаки арифметических действий? (математический).

  2. Как называются математические выражения в записи, которых встречаются только числа? (числовые)

  3. Как называются математические выражен$ия в записи, которых встречаются буквы? (буквенные).

  4. Что означает: найти значение выражения? (решить пример)

V. Устный счет: У каждого на столе лежит карточка, на которой рядом с примером записана буква. Вам необходимо решить пример, найдя ответ определить какой клетке соответствует буква из вашей карточки. Мы расшифруем название уже известного нам понятия математической логики.

Решите примеры и расшифруйте название понятия математической логики:

Н

$

52•0+600:60

$

В

50* 1+0

Ы

29:(32-3) •2

З

360:6

С

(14-14) •45:9

И

320:80

А

7:7-0:24

К

900:150

Е

1•(58-47):1

$

В

800:16

Ы

2* 2:2

М

(50+50)-30

П

100•0,01+9

$

50

2

0

6

1

60

2

50

1

10

4

11

$В

Ы

С

$

К

А

З

Ы

В

А

Н

И

Е

VI. Фронтальный опрос:

  1. $Как еще называют высказывания? (утверждения)

  2. Всякое ли предложение можно назвать высказыванием? Приведите пример

  3. На какие части можно разделить всякое высказывание? (тема и рема)

Тема – то, о чем говорится

Рема – то, что говорится о теме.

VII. Тренировочные упражнения: (записаны на доске)$

Среди данных предложений выберите и запишите в тетради высказывания, и укажите в них тему и рему, подчеркнув тему красным карандашом, рему – синим карандашом. (Учащимся, которым требуется длительное время для записи можно дать заготовку.)

Когда заканчиваются летние каникулы?

Париж – столица Франции.

Тридцать три.

Который час?

Луна – спутник Земли.

15+15=30

100 – 20 = 120

  • Все ли утверждения верны?

  • Как называются верные высказывания? (истинные)

  • Как называются не верные высказы$вания? (ложные)

VIII. Тренировочные упражнения:

Назовите тему и рему следующего утверждения:

200:(100-90) •10+50=260

Проверьте истинность этого утверждения.

X. Задание на печатной основе

На карточках записаны высказывания. Найдите в них тему и рему. Основываясь на своих знаниях и опыте, определите, какие из высказываний истинны, а какие ложны. Подчеркнув тему красным карандашом, рему – синим карандашом.

  • В каждом декабре 31 день. (Истина.)

  • В неделе восемь дней. (Ложь )

  • На нуль делить нельзя$. (Истина.)

  • Картину “Три богатыря” написал художник Виктор Михайлович Васнецов. (Истина)

  • Дробь, у которой числитель меньше знаменателя – неправильная. (Ложь).

  • У каждого человека есть родители. Истина.

  • По крайней мере у двух великих немецких композиторов – классиков фамилии начинаются с буквы “Б”. (Истина. (Бах, Бетховен))

  • от 18 равно 4. ( Истина.)

  • Наименьшее натуральное число – нуль. (Ложь. (Натуральные числа – те которые используем при счете, верный ответ единица))

  • $Слово “красивый” является глаголом. Ложь (прилагательное)

  • У треугольника три угла. (Истина )

  • Третий месяц летних каникул июль. ( Ложь )

XI. (Устно) Задание воспроизводится на компьютере в формате Презентация Microsoft PowerPoint. В следующих высказываниях поменяйте местами тему и рему. Определите, получится ли после этого истинное предложение.

  1. Все люди смертны. (Все смертные люди) ложь (животные, птицы)

  2. Все люди двуногие. ( Все двуногие люди) ложь (птицы)

  3. Всякое натуральное число, делящееся на 2, является ч$етным. (Всякое натуральное четное число делится на 2.) истина

  4. Всякое натуральное число, оканчивающееся на 5, делится на 5. (Всякое натуральное число, делящееся на 5, оканчивается на 5.) ложь (может оканчиваться на 0)

XII. Итог урока:

Придумайте одно истинное и одно ложное высказывание. Укажите в них тему и рему.

Приведите примеры предложений, которые высказываниями не являются.

XIII. Заключение: С какими понятиями математ$ической логики, мы сегодня работали? (высказывания, тема, рема, истина, ложь)

XIV. Подведение итогов.

Литература:

  1. Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон. "Математика 6 класс" -М.: Баллас С-инфо. 1999.

  2. Л.Г. Петерсон. “Математика 5-6 класс. Методические материалы к учебникам Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсона.” - М.: Школа 2000… . 2003.

Post Comment