Конспект урока по теме: "Вычитание числа из суммы"

Тема урока – Вычитание числа из суммы.

Тип урока по типологии деятельностного метода (Л.Г.Петерсон) – урок «открытия нового знания»

Форма урока – деловая игра.

Цели: формирование представления о свойст$ве вычитания числа из суммы, способности к использованию этого свойства для рационализации вычислений

Формирование УУД на уроке:

  1. Познавательные: познакомить со свойством вычитания числа из суммы, формировать умение использовать это свойство для рационализации вычислений, отрабатывать навыки устных вычислений с помощью компьютерной программы, познакомить учащихся с элементами системы работы банка.

  2. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, формировать у детей умения анализировать, сравнивать и обобщать.

  3. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру $диалогового общения.

  4. Личностные: формировать интерес к изучению математики, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Ход урока

I- Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите, какое красивое высказывание я нашла.

На слайде:

В математике есть все: и красота, и мудрость, и вычисления.

-Ребята, а где в жизни мы встречаемся с вычислениями?

$(В магазине, в банке)

- Действительно, в банке много вычислений.

- Что такое банк? (ответы детей)

- У вас много мнений. А где можно узнать точное значение слова? (В словаре)

- Посмотрим в словаре Сергея Ивановича Ожегова.

На слайде:

Банк – крупное кредитное учреждение. Государственный банк.

- Мы сегодня будем сотрудниками Государс$твенного банка России. (учитель вешает на доску надпись БАНК)

- Давайте завяжем такой шарф - отличительный знак работника нашего банка. (Дети завязывают)

Ну вот, кого тут вижу я?

Вы – сотрудники банка, друзья!

Сейчас мы с вами поиграем,

Кто на что горазд узнаем.

Почет и хвала тому будет,

Кто больше золота в банк добудет.

- Основная цель любого банка – получение прибыли (дохода). И мы к этому будем стремиться.

Вот та$кие золотые слитки мы будем зарабатывать для нашего банка.

А чтобы наш банк начал работать, необходимо получить лицензию $– разрешение на деятельность.

Внимание, внимание, друзья!

Первое задание объявляю я.

Числа скорее вставляйте

И лицензию банка получайте.

Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа.

$Кто быстрее назовет все числа этого ряда?

3

6

9

12

15

18

21

24

Ну что же, с радостью я объявляю,

С двойной удачей поздравляю:

Во-первых, лицензию мы получили,

А во-вторых, счет в банке открыли.

(Учитель вешает лицензию и 1-й слиток)$

- Итак, наш банк получил разрешение на деятельность. Можно работать.

- Ребята, скажите, а какими качествами должен обладать сотрудник банка?

- А еще он должен быть очень внимательным. Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный сотрудник?

2) Возьмите в папках желтый лист. Перед нами финансовый отчет.

Найдите все цифры 1 и ручкой обведите. Кто первый справится - пусть встанет.

Итак, у нас есть са$мый внимательный сотрудник. Сколько цифр 1 ты нашел? (5)

Давайте посмотрим, где же они прятались? (показывает на слайде)

Еще один слиток получает наш банк.

Сейчас кассиров банка я приглашаю

И суперзадание вам предлагаю.

Кто с числами быстро управится,

У банка финансы поправятся.

Ребята, сейчас вы будете работать с ноутбуками. Работать будете в паре, в команде. Нужно быстро и правильно решить все примеры. Та команда принесет золото в банк, у кого быстрее человечек крикнет «Ура!». Вы команда – помогайте друг другу$.

Итак, нажимаем на кнопку старт.

Нужно мышкой..

$(учитель помогает детям)

Финансы в кассе подсчитаны,

……….

ФИЗМИНУТКА

III

Дорогие друзья!

Вы напористы и очень способны.

Банк наш крепкий и доходный

Вы умны и развиты физически,

И должны мыслить логически.

Ребята, в нашем банке есть работа для финансовых аналитиков. Это люди, которые ищут и предлагают лучшие способы работы.

У вас на $зеленых листочках записаны два выражения. Я предлагаю найти значение этих выражений.

145- (45+50)

(145+50) - 45

Дети решают.

-Давайте проверим.

1. Прочитайте первое выражение и назовите его значение. (Из 145 вычесть сумму чисел 45 и 50 равно 50)

$-А как ты нашел значение этого выражения? (Сначала нашли сумму чисел. А потом из числа 145 вычли эту сумму)

2. Скажите, а кто по-другому нашел значение этого выражения?

(Из числа вычли первое слагаемое, а потом второе)

$-А какой самый удобный способ? (Сначала вычесть одно слагаемое, а потом другое)

- Какое правило мы применяли? (Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть одно слагаемое, а потом другое)

3. Прочитаем второе выражение, назовем значение этого выражения.

(Дети называют разные ответы)

-Ребята, давайте сравним эти выражения.

Чем они похожи? (Числа одинаковые, два действия)

- Выражения похожи, а ответы разные. Почему? В первом выражении, где вычитали сумму из числа – вы все справились. Вы это знаете.

А там, где мы вычитали число из суммы – получилось затруднение.$

Значит, чему мы должны научиться сегодня? (Вычитать число из суммы)

А ка$кая тема урока? (Вычитание числа из суммы)

Вернемся к этому выражению позже, а сейчас исследуем другое выражение.

(15+24)-5

Прочитаем выражение. Найдем его значение. (34)

Как решали?

  1. (15+24)-5=39-5=34

Попробуем решить по-другому.

  1. (15+24)-5=(15-5)+24=34

Как решали? (Из первого слагаемого 15 вычли 5 и прибавили 24)

  1. (15+24)-5=15+ (24-5)=34

Мы решали разными способами – значения полу$чили одинаковые.

Какой способ самый удобный, рациональный?

$Интересно, а только для этого выражения подходят данные способы решения?

Проверим на другом выражении. (устно)

(29+37) – 19

Как можно найти значение выражения?

  1. Из суммы чисел 29 и 37 вычесть число 19

  2. Из 29 вычесть 19 и прибавить 37

  3. Из 37 вычесть 19 и прибавить 29

- Какой способ самый удобный? Посчитаем удобным способом.

(29+37)-19 = (29-19)+37 = 47

Значит, как можно вычесть число из суммы?

$Чтобы вычесть число из суммы…..(можно вычесть его из одного слагаемого и прибавить второе слагаемое)

Сравним наш вывод с выводом учебника (на листочках)

Прочитаем его (читает один ребенок)

Вот какие мы молодцы!

Новое знание открыли

Снова прибыль получили.

$(учитель вешает слиток)

А теперь вернемся снова к нашему выражению.

(145+50) – 45

$Как можно было удобнее посчитать?

(145+50)-45= (145-45)+50= 150

Снова слиток золота.

А вот и сюрприз напоследок. Сказать?

В банке нужно клад отыскать.

Слитки золота кое-где ждут

Данные все зашифрованы тут.

На листочках у детей:

КАЛД АЗ ДОКСОЙ

Клад за доской. Давайте проверим.

На слитках:

$(345+217)-245

Из слитков золота составлено выражение. Предложите наиболее удобный способ вычисления. (Один ребенок выходит к доске)

(345-245)+217= 317

Умница! Блестящее решение!

Все слитки в нашем банке.

-Чему мы должны были научиться на уроке?

$(Вычитать число из суммы)

- Как можно вычесть число из суммы?

(Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть его из одного слагаемого и прибавить второе слагаемое)

$А теперь посмотрите, в нашем банке три пустых сундука. А у вас у каждого есть золотая монета.

Если вы научились на уроке, и можете помочь другим, опустите монету в первый сундук.

Если все вам понятно, но нужно еще потренироваться – во второй сундук.

Если нужна помощь – в третий сундук.

Я рада видеть, что вам на уроке было все понятно.

Пора подводить итоги, друзья.

Играли на славу мы и не зря.

В дальнейшей жизни без сомнения,

Всегда пригодятся вам ваши умения.

-Ребята, из одного золотого слитка нашего банка я попросила сделать вот такие колокольчики и бубенцы. Скоро наступит новый год. В год лошади пусть звон этих бубенцов принесет вам удачу, счастье, и конечно, успехов в учебе.

$

Post Comment