Мастер – класс по математике в 3 классе «Внетабличное умножение. Умножение трехзначного числа на однозначное»

Палазова Жанна Федоровна

МАОУ «СОШ № 12» г. Губкина с углубленным

изучением отдельных предметов

учитель начальных классов$

Мастер – класс (по математике 3 класс (система Занкова Л. В.))

«Внетабличное умножение. Умножение трехзначного числа на однозначное»

1. Представление системы учебных занятий.

Слайд 2

Хочется начать своё выступление словами Л.Н.Толстого.

«Знания только тогда знания,

$когда они приобретаются усилиями

мысли, а не одной памятью»

Л.Н.Толстой

Слайд 3

Цель: продемонстрировать способы управления качеством образовательного процесса путем применения мысле-деятельностной педагогики на основе системы Л.В.Занкова.

Слайд 4

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из ведущих и самых «трудоемких» тем начальной школы. При формировании вычислительных навыков у младших школьников, учитель может использовать два пути: п$рямой и косвенный.

Прямой путь в чистом виде предполагает сообщение учащимся образца, алгоритма выполнения операции, на основании которого школьники многократно ее выполняют.

В результате такой репродуктивной деятельности достигается запоминание предложенного алгоритма и вырабатывается запланированный навык.

Косвенный путь предполагает, прежде всего, включение учеников в продуктивную творческую деятельность, в самостоятельной поиск алгоритма выполнения операции.

В системе о$бщего развития Л.В. Занкова главным является именно косвенный путь формирования вычислительных навыков, прямой же использовать в нужной мере также необходимо.

Слайд 5

Работая в системе Л.В. Занкова, процесс формирования вычислительных навыков провожу в три этапа:

поиск путей выполнения изучаемой операции, создание алгоритма ее выполнения;

$формирование умения правильно выполнять операции;

формирование навыка быстрого выполнения.

Слайд 6

Теперь о детях, с которыми я работаю.

Результаты диагностического обследования готовности к школьному обучению таковы

Общий уровень готовности: высокий уровень готовности – 45 %,

средний уровень готовности – 45 %,

низкий уровень готовности – 10 %.

$Поэтому у меня была благодатная почва для формирования вычислительных навыков на основе создания алгоритмов, используя продуктивную творческую деятельность учащихся.

Слайд 7$

Результаты

Качество знаний третьеклассников по темам

«Сложение и вычитание двузначных чисел» - 95%

«Сложение и вычитание трехзначных чисел» - 88 %

« Умножение и деление двузначных чисел» - 91 %

Высокий уровень качества знаний показывает, форсированность вычислительных навыков у моих учеников, которые я вырабатывала на основе создания алгоритмов косвенным путем.

Слайд 8

2. Практическая часть

Перейдем к практической части

Тема урока: «Внетабличное умножение. Умножение трехзначного числа на однозначное»

Цель: создание алгоритма умножение трехзначного числа на однозначное на основе распределительного закона умножения относительно сложения.

$Слайд 9

Посмотрите внимательно на эти произведения:

47×2 138×3 16×6 347×2

$По какому принципу можно разбить эти произведения на 2 группы?

47×2 138×3

16×6 347×2

(В один столбик произведения, где умножаются двузначные числа на однозначные, а в другой столбик – трехзначные на однозначные)

Значение каких произведений мы уже умеем находить?

( Умножение двузначного числа на однозначное)

Нужно ли уметь умножать трехзначные числа на однозначные? Зачем?

$(Нужно. Чтобы быть умнее. Для того чтобы ходить в магазин и считать деньги)

Сформулируйте тему урока.

(Умножение трехзначных чисел на однозначные)

Слайд10

На какой закон мы опирались при умножении двузначного числа на однозначное?

(Распределительный закон ( а + в)×с = а × с + в × с )

Почему?

(Потому что мы должны представить число в виде суммы разрядных слагаемых, потом каждое слагаемое умножить на данное число и полученные результаты$ сложить. Это показано в распределительном законе)

Слайд 11

Давайте 47 × 2, сделав подробную запись решения.

((47 × 2 = (40 + 7) × 2 = 40 × 2 + 7 × 2 = 80 + 14 = 94)

Слайд 12

Кто догадается, как удобно найти значение произведения 347×2?

$( 347 × 2 = (300 + 40 + 7) × 2 = 300 × 2 + 40 × 2 + 7 × 2 = 600 + 80 + 14 = 694 )

Сверим наше решение с решением этого примера в учебнике.

Найдите № 165 на странице 75.

Что можете сказать?

( Мы правильно умножили 347 × 2)

Слайд 13

Как же умножить трехзначное число на однозначное? Составим алгоритм.

Алгоритм

(1. Представь первый множитель в виде суммы разрядных слаг$аемых.)

(2. Сотни умножь на второй множитель.)

(3. Десятки умножь на второй множитель.)

(4. Единицы умножь на второй множитель.)

(5. Сложи полученные результаты.)

Кто не запомнил порядок выполнения умножения трехз$начного числа на однозначное может взять памятки и пользоваться ими.

Слайд 14

Давайте найдем короткий способ нахождения значения произведения 347×2.

600 80 14

( 347 × 2 = 300 × 2 + 40 × 2 + 7 × 2 = 694 )- желательно у доски

( Мы решали пример 47 × 2 = 94, значит 347 × 2 = 300 × 2 + 94 = 694 )- желательно у доски

Для закрепления выполним № 165 (5), стр. 75 . При объяснении можно использовать удобный способ рассуждения.

При работе с этой темой у детей затруднений не возникло.

Слайд 15

3. Имитация опыта$

Теперь я обращаюсь к вам как к коллегам.

$Где вы можете применить прием создания алгоритма?

( При делении трехзначных чисел на однозначное число, четырехзначных …)

( При умножении четырехзначных чисел на однозначное, … )

( При решении задач одного вида)

( В русском языке тоже можно создавать алгоритмы на определенные правила)

Слайд 16

4. Рефлексия

Продолжите фразу

  • хотелось бы ...

  • мне запомнилось ...

  • я попробую ...

  • сегодня я узнала…

  • было интересно$…

  • было трудно …

  • теперь я могу…

  • я почувст$вовала, что…

  • я приобрел…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Памятка 1

Алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд.

1. Дополни первое слагаемое единицами второго слагаемого до десятка.

2. Прибавь оставшиеся единицы второго слагаемого.

3. Назови ответ

Памятка 2

$Алгоритм вычитания трехзначного числа

из трехзначного без перехода через разряд

1. Из сотен вычитай сотни.

2. Из десятков вычитай десятки.

3. Из единиц вычитай единицы.

4. Назови ответ.

Памятка 3

$Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное

1. Представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Десятки умножим на данное число.

3. Единицы умножим на данное число.

4. Сложим полученные значения произведений.

Памятка 4

Алгоритм деления двузначного числа на однозначное

$Вариант 1

1. Представь делимое в суммы разрядных слагаемых.

2. Десятки раздели на делитель.

3. Единицы раздели на делитель.

4. Полученные результаты сложи.

$

Вариант 2

1. Представь делимое в виде суммы удобных слагаемых.

2. Первое удобное слагаемое раздели на делитель.

3. Второе удобное слагаемое раздели на делитель.

4. Полученные результаты сложи.

Памятка 5

Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.

1. Представить первый множитель в виде суммы разрядн$ых слагаемых.

2. Сотни умножь на второй множитель.

3 Десятки умножь на второй множитель.

4. Единицы умножь на второй множитель.

5. Сложи пол$ученные результаты.

Источники материалов:

http://www.openclass.ru/wiki-pages/122415

http://do.gendocs.ru/docs/index-355731.html

http://blog-ychitel.ru/metodika/formirovanie-vychislitelnyx-navykov.html

Post Comment