Тема: «Сложение двузначных чисел: 32 + 28» 7 Класс

М-2, часть 1

Урок 7.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Сложение двузначных чисел: 32 + 28»$.

Автор: Мазурина С.Е. (НОУ «Школа Сотрудничества», г. Москва).

Основные цели:

1) Сформировать умение складывать двузначные числа в случаях, когда сумма – круглое число.

2) Актуализировать умение складывать двузначные и однозначные числа, сумма которых является круглым числом; тренировать умение записывать сл$ожения столбиком.

3) Тренировать навыки устного счёта, умение решать задачи на нахождение части, целого, на разностное сравнение.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

$

1

На добрый путь всегда готовым будь!

) карточка с высказыванием:

2) изображение мышки:

3) таймер или песочные часы;

4$

32 + 28

) графические модели;

5) карточка с темой:

6) алгоритм сложения двузначного числа с однозначным$ в столбик (из урока 2-1-6):

Складываю десятки: …

7) отдельная карточка для уто$чнения алгоритма:

8) опорный сигнал сложения двузначного и однозначного чисел в столбик (из урока 2-1-6):

9) опорный сигнал сложения двузначных чисел в столбик:

$

10) карточка с опорным сигналом для распознавания нового типа примеров:

Р

76 + 4 = 25 + 5 = 43 + 7 =

аздаточный материал:

1) листы с заданием для актуализации:

2) чистого листа в клетку на каждого;

3) графические модели: «Треугольники и точки»;

4) алгоритм сложения двузначного и $однозначного чисел в столбик на отдельных карточках и одна чистая карточка для уточнения алгоритма (по количеству групп);

$5) «листочки настроения»:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность путём обсуждения высказывания и появления героя-помощника;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: новый пр$иём сложения двузначных чисел.

Организация учебного процесса на этапе 1:

$Открыть на доске карточку с высказыванием:

На добрый путь всегда готовым будь!

Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? (…)

И вы, как всегда, отправитесь в добрый путь за знаниями. Расскажите, что ждёт вас в пути? (Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем-то новым. Мы попробуем его выполнить и, скорее $всего, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ…)

А сопровождать вас в пути и помогать вам вместе со мной будет наша маленькая гостья – мышка.

Прикрепить изображение мышки на доску.

Но прежде, давайте вспомним, с какими новыми примерами вы познакомились на прошлом уроке? (На сложение двузначного и однозначного чисел, когда в сумме получается круглое число.)

Сегодня на пути к знаниям вы продолжите изучать тему «Сложение двузначных чисел».

2. Актуализация и пробное учебное действие.

$Цель:

1) актуализировать умение складывать двузначные и однозначные числа, сумма которых является круглым числом; тренировать умение записывать сложение столбиком;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) актуализировать норму пр$обного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) $Сложение двузначного числа и однозначного, когда сумма – круглое число.

Ребята, покажите мышке, что вы умеете работать самостоятельно, и работаете быстро. Я раздам листочки с заданием для каждого, а вы должны по моей команде за 30 секунд выполнить задание, в котором надо решить примеры. Запишите только ответы!

$

76 + 4 = 25 + 5 = 43 + 7 =

Внимание! Начали!

Учитель включает таймер.

Стоп! Проверим первый пример. Расскажите способ его решения. (Складываем единицы: $

6 + 4 = 10. Количество десятков увеличиваем на 1, в разряде единиц запишем 0. Ответ – 80.)

Найдите в своих опорных конспектах соответствующий эталон и покажите.

После показа эталона детьми учитель вывешивает соответствующий эталон на доску:

Если есть неверные ответы – исправьте.

Аналогично разбирается ход решения второго и третьего примеров.

$ – Итак, какой способ решения примеров я выбрала для повторения? (Способ сложения двузначного числа с однозначным, когда при сложении единиц получается 10.)

2) Задание для пробного действия.

Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

Верно. Задание – решить пример. Рассмотрите пример и скажите$, что в нём для вас ново.

Открыть на доске: 32 + 28.

Какое действие надо выполнить? (Сложение.)

Какие числа надо сложить? (Двузначные.)

$ Повесить на доску часть опорного сигнала:

Чем этот пример похож на примеры на карточке? (При сложении единиц получается 10.)

Дополнить опорный сигнал:

Что же в этом примере для вас ново? (Мы ещё не складывали двузначные числа, когда при сложении единиц получается 10.)

И как вы поступите, ведь вы такого типа примеры ещё не решали? (Мы попробуем его решить.)

Пробуйте. Решите пример и запишите ответ на листе в клетку.

$ – Назовите ответ примера. (50; 60; …)

Выписать на доску все варианты ответов детей.

Не исключена вероятность того, что, все учащиеся решат пример одинаково верно, поэтому далее предложены два варианта о$тветов детей: первый – если есть разные варианты ответов, второй – если все решили одинаково.

Что же получилось? (Мнения разделились. Все решили одинаково.)

Как (с помощью какого эталона) доказать, кто прав (что вы правы)? (Такого эталона нет.)

Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить пример 32 + 28. Мы не можем доказать, что решили пример верно.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталон;

2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;

$3) организовать выявление учащимися причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Вы зафиксировали, что у вас есть затруднение, значит, … (Надо остановиться и подумать.)

Какое задание вы выполняли? (Решали пример 32 + 28.)

Что в этом типе примера было для вас ново? (Мы не складывали двузначные числа, когда при сложении единиц получается 10.)

$– На какой эталон вы опирались, решая этот пример? (На эталон сложения двузначного числа с однозначным, когда при сложении единиц получается 10.)

Расскажите, опираясь на этот эталон, как вы действовали. И назовите место, где вы засомневались. (…)

$Почему же возникло затруднение? (У нас нет нужного способа для решения примеров такого типа.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) согла$совать тему урока;

3) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Что же вам следует выяснить? (Способ сложения двузначных чисел, когда при сложении единиц получается 10.)

$

Как же тогда назвать урок, чтобы зафиксировать эту цель? (Сложение двузначных чисел, когда при сложении единиц получается 10.)

32 + 28

Название темы очень длинное, поэтому я заменю ее карточкой с примером.

Повесить карточку с темой на доску:

Итак, вам необходимо построить с$пособ решения таких примеров. Что вам поможет (какие средства)? (Графические модели, запись в столбик, …)

Чем сначала воспользуетесь? (Графическими моделями.)

А потом? (Запишем решение этого примера в столбик.)

А вы будете строить новый алгоритм или дополните уже известный? (Можно использовать алгоритм сложения двузначного и однозначного числа, но нужно его немножко изменить.)

Учитель может на доске зафиксировать план действий.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) создать условия для построения детьми нового с$пособа решения примеров на сложение двузначных чисел, для случая 32 + 28, с использованием графических моделей;

$

2) применить новый способ действий для решения примера, вызвавшего затруднение;

3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Итак, действуем по плану. Что сначала? (Выложим графическую модель примера и решим его с помощью графических моделей.)

Один учащийся$ на доске, остальные – на партах.

По какому правилу будем складывать? (Десятки с десятками, единицы с единицами.)

Что получилось? (При сложении десятков получилось 5 десятков, а при сложении единиц – 10.)

Что же можете теперь сделать? (Заменить 10 единиц десятком.)

Отлично! Значит, чем вы можете заменить 10 единиц на графической модели? (Одним десятком.)

Сделайте это.

Что вы заметили? (В ответе получилось круглое число, количеств$о десятков увеличилось на один.)

Значит, какой ответ этого примера? (60.)

Что дальше по плану? (Запишем решение этого примера в столбик.)

Один учащийся у доски с объяснением, остальные работают в тетрадях.

Скажите ещё раз, чем этот пример отличается от примеров, которые вы научились решать на предыдущем уроке? (Мы складывали двузначное число с однозначным числом, а в этом примере оба слагаемых двузначные.)

$Что дальше? (Надо изменить известный алгоритм сложения двузначного числа с однозначным числом.)

Раздать алгоритм сложения двузначного и однозначного чисел в столбик на отдельных карточках с одной чистой карточкой.

Разделить детей на группы по 3-4 человека, как это принято в классе.

Посовещайтесь в группах и уточните алгоритм, вписав недостающий шаг на чистую карточку.

$- Что надо помнить при работе в группах? (…)

Учащиеся воспроизводят правила работы в группах.

$Посмотрим, что у вас получилось.

Каждая группа представляет дополненный алгоритм. В ходе обсуждений выбирается лучший вариант и помещается на доску. В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид:

Как же дополнить опорный сигнал сложения в столбик? (Добавим еще один квадрат, обозначающий десятки, во второе слагаемое.)

Учитель достраивает опорный сигнал 6 урока со слов детей (дорисовывает квадрат).

Дополните эталон сложения в столбик в тетрадях для опорных конспектов. (Если нет пособия «Построй свою математику».)

$Если пособие «Построй свою математику» есть, то раздать детям соответствующий лис$т.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Как вы думаете, чем следует заняться дальше? (Надо потренироваться в решении примеров на новый способ.)

1) 3, стр. 12.

Открой$те учебник на странице 12. Посмотрите, наша мышка встречает нас там. Она хочет поработать с вами и порадоваться вашим успехам. Выполните 3. Прочитайте задание.

Задание:

Реши примеры по образцу. Что ты замечаешь? Составь и реши аналогичный пример.

С какого разряда начинаете складывать? (С разряда единиц.)

$Объясните решение первого примера. (54 + 36. Единицы записаны под единицами, десятки под десятками. Начинаю складывать с разряда единиц: 4 + 6 = 10. Ноль пишу под единицами, один десяток запоминаю: записываю 1 над разрядом десятков. Складываю десятки: 5 + 3 = 8, к сумме прибавляю 1, получи$тся 9. Пишу 9 под разрядом десятков. Ответ 90.)

Остальные примеры решите в парах, проговаривая способ, который используете при выполнении задания.

Далее решаются остальные примеры до тех пор, пока дети не заметят закономерность. В момент, когда дети заметили, что во всех примерах ответ 90, диалог построить следующим образом:

Что вы замети$ли? (Во всех примерах ответ 90.)

Можно ли утверждать, что и в остальных примерах ответ тоже 90? (Нет, здесь нет никакой закономерности.)

Проверьте, будет ли ответ таким же в остальных примерах, а затем придумайте и решите аналогичный пример.

Оставшиеся примеры распределяю$тся по вариантам. Тот, кто за отведённое время (1–2 минуты) успеет выполнить задание, в оставшееся время придумывает и решает свой пример.

Расскажите друг другу в паре, как вы решали один из примеров.

Отлично, мышка за вас очень рада.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на нахождение примеров нового вида и на применение нового способа действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

$Организация учебного процесса на этапе 7:

Давайте порадуем мышку тем, что покажете ей, как вы умеете самостоятельно справляться с более трудными заданиями, а заодно проверите свои силы в решении приме$ров на новый вычислительный приём.

Какой приём был для нас новым на сегодняшнем уроке? (Сложение двузначных чисел, когда при сложении единиц получается 10.)

Выполните 5 (а), стр. 13.

Задание:

Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём:

34 + 46 89 – 19 62 + 18 56 – 14

75 + 12 21 + 39 45 + 25 27 + 53


$

Прочитайте задание. (Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём.)

1) – Задание состоит из двух частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)

$– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике галочки рядом с выбранными вами примерами.

Проверьте.

Открыть на доске эталон к этой части задания.

Какие трудности возникли при выполнении? (Не обратили внимание на знак, не сложили единицы, чтобы у$знать тип примера, …)

Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? (Мы сначала смотрели на знак – «+», затем складывали единицы. Если при сложении единиц получалось 10, то ставили галочку, так как пример нашего нового типа.)

Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.

У кого всё получилось? Нарисуйте на полях учебника улыбку.

2) – Прочитайте вторую часть задания. (Решить примеры на новый вычислительный приём.)

Выберите любые два примера и решите их в тетради самостоятельно.

Проверьте.

$

Открыть на доске эталон решения примеров.

Проговаривается выполнение каждого примера во внешней речи.

Какие трудности возникли при решении примеров? (Забыли увеличить количество десятков на 1, …)$

У кого всё получилось? Нарисуйте на полях тетради еще одну улыбку.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

повторить решение составных задач на разностное сравнение, на нахождение целого и части.

Организация учебного процесса на этапе 8:

$1) 8, стр. 13.

А теперь, мышка поведёт вас в сказку. Выполним сказочное задание. Это задача 8 на странице 13. Прочитайте задачу.

Задание:

В некотором царстве всего два дома. В первом доме живут 7 детей и 6 взрослых, а во втором доме – 17 человек, из которых 9 взрослых. Составь$ по схеме вопросы к этому условию и ответь на них. Что ещё можно спросить?

$Почему я назвала её сказочной? (Со слов «В некотором царстве…» начинаются сказки.)

Что известно в задаче? (Имеется два дома. В первом доме живут 7 детей и 6 взрослых, а во втором доме – 17 человек, из которых 9 взрослых.)

Что обозначает на схеме первый отрезок и его части? (Количество $человек, живущих в первом доме. Первая часть обозначает количество взрослых, вторая – количество детей.)

Что обозначает второй отрезок и его части? (Количество человек, живущих во втором доме. Первая часть – количество взрослых, вторая часть – количество детей.)

Что обозначает двойная стрелка? (Надо узнать, на сколько детей в одном доме больше или меньше, чем в другом.)

Что обозначает первый вопрос возле фигурной скобки? (Сколько всего человек живут в двух домах.)

Что обозначает второй вопрос возле фигурной скобки? (Сколько взрослых живут в двух домах.)

Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Сколько всего человек живут в первом доме.)

Ответьте на этот вопрос. (Чтобы ответить на этот вопрос, надо сложить количество взрослых и детей, живущих в первом доме, т.к. ищем целое. Мы можем сразу ответить на этот $вопрос, т.к. известны обе части: 6 + 7 = 13 человек – живут в первом доме.)

Какие ещё вопросы можно задать по схеме?

Далее устный разбор задач по каждому из вопрос$ов идёт аналогично. Решение задач выполняется по усмотрению учителя в устной форме в зависимости от количества оставшегося времени.

(На сколько детей в первом доме меньше, чем во втором?)

(Сколько взрослых живут в двух домах вместе?)

(Сколько всего жителей в двух домах?)

(Сколько детей живут во втором доме?)

Что ещё можно спросить?

(На сколько взрослых во втором доме больше, чем в первом?)

(Сколько детей живут в двух домах?) и т.д.

Вы отлично справились со сложной задачей, а вот мышке пора в свою норку.$

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать самооценку учениками собственной уче$бной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Но перед расставанием, давайте напомним ей, с какими прим$ерами вы познакомились сегодня на уроке? (Сложение двузначных чисел, когда при сложении единиц получается 10, а в ответе – круглое число.)

Как найти ответ в этих примерах? (В разряде единиц записать 0, а сумму десятков увеличить на 1.)

У кого остались вопросы?

У кого всё получилось?

$Оцените свою работу.

Что вы скажем мышке на прощанье?

Ребята, знаете, чтобы мышка не скучала в своей норке, давайте напишем ей письма. В них вы сообщите, как вы работали на уроке.

Раздать «листы настроения».

Обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию, и мы пошлём ваши «письма» мышке.

Собрать «листы настроения».

$

Домашнее задание:

 № 5 (б), 7 (на выбор), 9, стр.13;

☺ № 10, стр. 13.

9

Post Comment