Урок для 1 класса по теме: "ЗАДАЧА. НАХОЖДЕНИЕ И ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Торжок Тверской области

РЫБАКОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель начальных классов

1 класс. МАТЕМАТИКА

Учебник "Математика" 1 класс в двух частях. Ч$асть2. А. Л. Чекин Под редакцией Р. Г. Чураковой.

М.:Академкнига/учебник 2011

$"Перспективная начальная школа".

Тема урока:

ЗАДАЧА. НАХОЖДЕНИЕ И ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ.

Цель:

Учить обучающихся организовывать свою познавательную деятельность:

-находить и записывать решение задачи:

$-получать информацию из учебника, из текстов на карточках, из других дополнительных источников;

-совершенствовать вычислительные навыки;

-делать выводы и обобщение.

УУД: личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план; осознание

значимости умения решать учебную задачу.

регулятивные: усвоение понятия термина «Решение», оформление записи решения задачи;

познавательные: поиск и отбор способов решения учебной задачи, логические действия и операц$ии;

коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать других, планировать и согласованно выполнять

совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Тип урока

Комбинированный

Технологии

Развивающее проблемное обучение, элементы исследовательской работы, репродуктивные технологии, диалог

Форма организации деятельности учащихся

$

Индивидуальная (для сильных обучающихся), в парах, групповая

Оборудование

-компьютер, мультимедиапроектор, доска Smart Board, стр.Notebook, галерея изображений Smart Notebook

$-учебник, ТПО.

Программное обеспечение$

Операционная система Windows XP, Microsoft Word 2010, программа для презентаций “Power Point 2007”.

Демонстрационный материал

-Мультимедийная презентация.

-Универсальное мультимедийное пособие: «Тренажер по математике» (Начальная школа). М.: Издательство «Экзамен» 2010г

Раздаточный материал

$

  • Карточки для инд. работы (схема, тест, таблица)

  • Карточки c текстовым заданием

  • Цветные карандаши.

  • $Предметные картинки -цветочек, собачка, бабочка

  • Смайлики-веселый, задумчивый и грустный

Межпредметные связи

Чтение, Изо, Окружающий мир

Внутрипредметные связи

Вспомнить: время суток. Однозначные и двузначные числа. Круглое число. Математическое выражение.

$Основные понятия

Задача. Условие. Требование. Решение

Планируемый результат

Учащиеся должны

-знать: что решение задачи зависит от правильно выбранного арифметического действия;

что требование и решение задачи взаимосвязаны;

-уметь: внимательно читать и выделять главное, анализировать текст задачи;

планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия, записывать $

его в тетрадь;

контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;

-понимать: что полученные знания нужны для решения практических задач;

-применять навыки коммуникативных компетенций

ХОД УРОКА

Этап урока.

Содержание/

Форма работы

Действия (слова учителя)

$

Действия (слова) учеников

Вид слайда. Пояснения

1.Мотивация

(самоопределение) $к учебной деятельности.

Пробуждение интереса. (1-2 мин)

Цель:

1. мотивировать учащихся к учебной деятельности (хочу)

2. создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность через создание доброжелательной атмосферы в классе (могу)

Слайд 1

$Звенит звонок

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Что мы делаем в начале каждого урока?

1 шаг-…

2 шаг…

Вспоминаем, какие два обязательных шага мы должны сделать, чтобы получить знания?

-надо понять «Чего я не знаю?»

-сам попытаюсь найти способ…

Слайд 2

Обращение Маши и Миши к детям

Наш знакомый КОТ прислал письмо по электронной почте. Прочитайте его, пожалуйста.

Слайд 3

$

Письмо КОТА из Волшебного леса.

Дорогие друзья!

Сегодня на уроке вашими гостями будут герои сказок: Буратино, Чебурашка, Крокодил Гена и маленькие шалуны – котята Они вам помогут в работе и в отдыхе. Встречайте их в 10 часов 20 минут.

Желаю успехов. Ваш друг КОТ из ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА

II Актуализация знаний. (5-6 мин)

Цель:

1.Совершенствовать вычислительные навыки.

$2. Закрепить знание нумерации двузначных чисел

3.Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

$

Слайд 4

Повторение знаний:

о времени суток, о числе 10, о круглом числе, о двузначных числах и круглых числах

Самостоятельная индивидуальная работа проводится параллельно работе с классом

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Фронтальное

о$бсуждение

По сигналу самостоятельная индивидуальная работа, которая шла параллельно работе класса прекращается.

10-20. Это утро или вечер?

Который сейчас час?

Мы еще успеем повторить ранее изученный материал.

Что можем сказать про число 10?

Какие числа мы называем круглыми?

Ответы детей…

1 уч. Работает за компьютером (№2)по теме «Сложение трех чисел в пределах 20» (Контроль знаний)

Работа по карточкам (инд. Зад.)

2 уч. Работа по карточке (схема)

3 уч. Работа с тестом.

4 уч. Работа с таблицей (геометрические фигуры)

Оно круглое, самое маленькое двузначное число, следует за чи$слом 9, предшествует числу 11, четное

Круглыми называются числа, которые оканчиваются 0,

Например: 40, 50...

УМП «Тренажер по м-ке.» Начальная школа. Задание №4/3 Контроль знаний.

См. приложение № 1

-Таблица

См. приложение № 2

См. приложение № 3

10-20

Клик мышкой- число 20 закрыто.

Слайд 5

Гости приехали? ("выглядывают в окно")

Крокодил Гена внимательно смотрит на нумерацию домов в нашем городе. Помоги$те ему.

1 вариант. Выпишите из данных чисел круглые в порядке возрастания

2 вариант. Выпишите из данных чисел двузначные числа, но не круглые

18 2 10 45 90 25 60 5 80 1 40 39

Какие числа выписали?

На какой улице находится наша школа??

Между какими круглыми числами нужно искать номер здания школы?

Самопроверка

ул. К. Маркса

Между числами 10 и 40

Дом № 25

Клик мышк$ой. Остаются числа:

10 40 60 80 90

45 39 25 18

Слайд 6

- Что в руках у Буратино?

Шарики

Убрать 1 шарик. Клик мышкой

III. Пробное учебное действие по теме урока (2-3 мин)

Цель:

1.Организовать выполнение зад$ания для пробного действия

2. Организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия

Внимательно следите за шариками.

-Составьте рассказ.

-Если мы говорим задача, то какой частью задачи будет этот рассказ?

-Сформулируйте требование данной задачи?

-Сколько ост$алось шариков?

А теперь попробуйте найти решение.

Что у вас вызвало затруднение?

Дети составляют рассказ

Условие.

Ответы детей…

IV. Выявление места и причины затруднения (1 мин)

Цель:

Организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Не все смогли выполнить задание.

Какая у нас проблема?

Перед решением $проблемы нужно отдохнуть.

Произвольные ответы детей

-Не знаем, что такое решение.

Муз. Физкультминутка (1 мин) Учащиеся под музыку

повторяют движения

проводит ученик, ответственный за проведение ф/м

$V. Построение проекта выхода из затруднения (2-3 мин)

Цель:

1. определить содержательные (тематические) рамки урока

2.Сформулировать цель учебной деятельности

3. Выбрать способ и средства для построения нового знания.

Слайд 7

Слайд 8

-Первый обязательный шаг мы сделали. Поняли, где затруднение?

-Какая у нас будет цель?

$

$Каким будет второй шаг?

Сообщение темы и цели урока.

(Обобщение ответов детей)

Что надо сделать, чтобы найти выход из создавшегося затруднения?

Обобщение ответов детей:

-Очень внимательно читать условие и требование задачи, уметь представить (вообразить) то, о чем говорится в задаче, а главное, правильно выбрать действие над данными числами.

-Понять (разобраться), что такое решение задачи.

Как его выполнять.

-Постараемся самостоятельно найти выход из создавшегося затруднения.

Произвольные

ответы детей

$

VI. Работа над новой темой. Реализация построенного проекта

(8-10 мин)

Цель:

1. Зафиксировать новое знание

2.Зафиксировать преодоление возникшего затруднения

Работа по учебнику с.36 №1

$

А помогут нам Маша и Миша.

Чтение текста «про себя» и вслух

Слайд 9

1.Учебник стр.36. Вывод.

2. Чтение слов (вывода)

Буратино

Какие вопросы задает нам Буратино?

Нужно ли выполнять действия над числами при отгадывании загадки?

Что вы ответите?

-Мы выполнили второй шаг? Справились с проблемой? Узнали, что значит «Решить» задачу?

Что значит «отгадать загадку»?

Что значит «решить задачу»?

Ответы детей с последующим чтением вывода на странице 36.

Буратино:

«Я понял:

Если я правильно выберу действие над числами, значит, решение задачи будет верным!»

Решени$е -Правильно выбрать действие над данными числами

Клик мышкой, появляется вывод, сделанный Буратино.

Слайд 10

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

(Задание на карточках).

  • Работа в группах.

В этом задании Чебурашка предлагает учащимся проанализировать несколько текстов на предмет их принадлежности к задачам.

Каждый текст сопровождается двумя выражениями, которые содержат числа из текста.

Информация для учителя.

$Текст 1 в строгом смысле слова арифметической задачей не является, так как не требует решения в том смысле, о котором мы говорили выше. Действие, которое нужно выполнить, названо в условии, и остается выполнить только нужные вычисления.

Текст 2 является загадкой. Об этом можно судить по типу вопроса.

Текст 3 – это задача. Решением этой задачи является выражение 6+6. Его ученик обводят в рамку.

Текст 4 – это задача. Решение 7-3

$

Текст 5 в строгом смысле слова задачей не является, так как в условии не даны числа, выполняя действия над которыми можно было бы ответить на данное требование. Процесс подсчета букв в слове не рассматривается как решение, так как перед учащимися не стоит проблема выбора действия, а требуется только выполнение счета.

Учащиеся читают тексты и доказывают, является ли они задачей.

1.Математическое выражение: сумма чисел

2. Загадка

3.Задача.Есть требование и решение -6+6

4.Задача. Есть тре$бование и решение - решение

5.Это слово, в котором нужно сосчитать кол-во букв. Решения нет, т.к. нет требования

Карточки с заданиями.

См. приложение №4

Электронная физкультминутка для глаз (20сек)

Слайд 11

Дети принимают расслабленную позу и внимательно следят глазами за движением предметов на экране

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3-4 мин)

Цель:

Создать условия для выполнения типовых заданий на использование нового знания

Работа в ТПО стр. 63

Теперь потренируемся в применении наших знаний. Задача №1.

Подумайте, какое решение этой задачи?

Вам поможет схема.

Под диктовку ученика делаю запись решения задачи (образец)

Задача №2.

$

Чтение задачи и ответы детей с проговариванием выбора действия.

Запись решения в ТПО

Аналогичная работа.

Переключить доску на интерактивный режим.

Страница Notebook:

ЗАДАНИЕ В ТПО стр. 63 № 1.

Учитель делает

запись решения задачи (образец)

Ученик делает запись решения задачи

VIII.$ Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5мин)

Цель:

1.Организовать самостоятельную работу

2.Организовать самооценку детьми правильности выполнения задания

3.Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

ТПО стр.64 № 3, 4

-Поднимите руку те, у кого были трудности, есть ошибки.

-(Если есть ошибки) Где допущены ошибки? Почему?

-Оцените свою работу.$

Показать несколько лучших работ

Самопроверка

-К доске выходят ученики, у которых лучшие работы.

-Те дети, которые справились раньше, могут раскрасить рисунки

Переключить доску на интерактивный режим.

Страница Notebook

проверяется работа по эталону учителя.

(Используется «Утилита множества» при изображении предметов)

$IХ. Включение в систему знаний и повторения (5-6 мин)

Цель:

Тренировать способность и развивать умение правильно находить решение задачи

Слайд 12

Задание КОТЯТ.

Прибежали котята и тоже стали задавать вопросы.

1.Из каких частей состоит задача?

2. Просьба котят.

3. Следите внимательно.

-Назовите условие этой задачи.

- Как звучит требование в этой задаче?

- А могли бы вы сразу да$ть ответ?

- Почему?

- Какое?

Ответы детей.

-Нет.

$

-Нужно выполнить решение.

6 + 1

Клик мышкой:

- 1;

- 2;

- 3 - (появляется еще один котенок)

Слайд 13

Задание Ученого КОТА

Ученый КОТ прислал для вас свое задание.

Прочитайте математические выражения

(Выдержать небольшую паузу, чтобы дети внимательно всмотрелись в записи)

1.Открыть рисунки

2. Попробуйте узнать, какая из сумм является решением задач, изображенных на рисунках?

(Клик мышкой выполняет учитель)

Показывают предметные картинки, соответствующие решению задачи: цветочек, собачку, бабочку$

Клик мышкой:

1.Исчезает прямоугольник.

2.пошагово соединить стрелками решения и рисунки

3+6 - (бабочки) 4+2 - (собачки) 7+5 -(цветы)

X$. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Слайд 14

-Какова была цель нашего урока?

-Мы достигли цели?

-Гости предлагают повторить, что такое «Решение» задачи

-Что интересного было на уроке?

-Над чем было интересно работать?

-Оцените свою работу на уроке.

За активность на уроке детей благодарят «гости- герои- сказок, Маша и Миша и учитель».

Ответы детей.

Показ СМАЙЛИКОВ

$

Клик мышкой:

  1. МОЛОДЦЫ!

2.ДО СВИДАНИЯ!

Слайд 15

$

Приложение.

1. Задание. Запиши номера фигур, изображённых на рисунке, в соответствующие клетки таблицы.

1 2 3 4

Фигура

Все стороны

равны

Имеет только

один прямой угол

Четырехугольник

$

Треугольник

Ответ:

Фигура

Все стороны

равны

Имеет только

один прямой угол

Четырехугольник

1

3

Треугольник

4

2

. .

$2. Задание. Запиши разность чисел 6 и 2. Вычисли и запиши значение разности, используя схему.

$

-Запиши соответствующую сумму и её значение

. .

3. Задание. ТЕСТ.

$1. Действие сложения обозначают знаком + - =

5-1 это разность или сумма? Обведи нужный ответ.

2. Число, которое обозначает отсутствие предметов это 5, 0, 1

Обведи нужный ответ.

3. Действие вычитание обозначают знаком + - =

3+2 это разность или сумма? Обведи нужный ответ.

4. На елку повесили $3 красных шара и 4 синих шара. Сколько всего шаров повесили на елку?

2 5 7 8 Обведи нужный ответ.

. .

4. -КАРТОЧКИ С ТЕКСТОВЫМ ЗАДАНИЕМ.

1. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите

Даны числа 6 и 3. Найди их сумму.

6+3 3+6

2. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите

Стоит Антошка на одной ножке. Что это такое?

1+1 1+0

3. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите

Сколько карандашей в двух коробках, если в каждой лежит по 6 карандашей?

6+2 6+6

4. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите

Сколько ещё задач нужно решить ученику, если он решил 3 из всех 7, которые ему задали?

3+7 7-$3

5. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите

МАТЕМАТИКА. Сколько в этом слове букв?

5+5 8+2

Используемые материалы :

Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Методическое пособие / Под ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2007

Post Comment