Урок для 10 класса по теме: "Графы в нашей жизни"

Тема: Графы в нашей жизни

Класс: 10

Цели урока: $

          • Образовательные: усвоение новых знаний, закрепление практических умений;

          • Развивающие: развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах;

          • Воспитательные: воспитание уважения к мнению другого, умение вести диалог, воспитание ответственности за свою работу в коллективе;

Задачи урока:

      • Расширение представлений учащихся о видах информационных моделей;

      • Формирование представление о графах, как наглядном средстве представления структуры и состава системы;

      • Активизация взаимодействия между учащимися, работа в группах;

      • Установить метапредметные связи;

      • Повышение интереса к предмету;

      • подготовка к ЕГЭ (базовый уровень).

Тип $урока: урок усвоения нового учебного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебное пособие УМК Семакин 10 класс, презентация к уроку.

Технология: проблемное обучение, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве.

План

  1. Организационный момент – 2 мин

  2. Актуализация – фронтальный опрос - 5мин

  3. Теоретический материал – (повторение, пантомима)- 5-7 мин

  4. Физкультминутка (гимнастика $для глаз) – 2 мин

  5. Решение задач -10 мин

  6. Связь с ЕГЭ (заполнение КИМ) -3 мин

  7. Практическое задание - 15 мин

  8. Рефлексия-2 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент: Сообщить учащимся тему урока, поставить цели и задачи, техника безопасности.

  2. Актуализация – фронтальный опрос – в виде теста по презентации (работаем вместе)

Тест:

1. закончите пр$едложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется….»

  1. Моделью

  2. Копией

  3. Предметом

  4. Оригиналом.

2. Закончите предложение «Модель по сравнению с объектом – оригиналом, содержит……»

  1. $Меньше информации

  2. Столько же информации

  3. Больше информации

3. Закончите предложение «Моделью называется объект, имеющий……»

  1. Внешнее сходство с объектом

  2. Все признаки объекта-оригинала

  3. Существенные признаки объекта-оригинала

  4. Особенности поведения объекта –оригинала

4 . Укажите примеры натурных моделей:

  1. Физическая карта

  2. Глобус

  3. График зависимости расстояния от времени

  4. Макет здания

  5. Схема узора для вязания крючком

  6. Муляж яблока

  7. Манекен

  8. Схема метро

5. Укажите примеры информационных моделей:

  1. Физическая карта

  2. $Глобус

  3. График зависимости расстояния от времени

  4. Макет здания

  5. $

  6. Схема узора для вязания крючком

  7. Муляж яблока

  8. Манекен

  9. Схема метро

6. Укажите примеры знаковых информационных

моделей:

  1. Рисунок

  2. Фотография

  3. Словесное описание

  4. Формула

7. Укажите примеры образных информационных

моделей

            1. Рисунок

            2. Фотография

            3. Словесное описание$

            4. Формула

Теоретический материал (углубление знаний по данной теме)

(мультимедийная презентация с речевым сопровождением)

Первичное закрепление знаний – В нашей жизни мы часто слышим и опираемся на словесное(вербальное ) описание информационных моделей: Наш район состоит из пяти поселков: Борисково, Мирный, Петровский, Ферма -2 , деревня Универсиада. По такому описанию довольно трудно представить и сориентироваться в Приволжском районе. И найти нужное нам место. А если наш район со временем будет развиваться и к нему присоединят ещё поселки и их настанет намного больше, чем в настоящее время. То нам просто необходимо не только словесное описание ,но и графическое обозначение местности, которое может быть представлена не только картой, $а также графами:

2

Давайте возьмем две самые дальние вершины нашего графа и попробуем найти

1 3 1 расстояние между этими точками. Здесь возможно несколько вариантов:

2 1. У-Ф-Б-М-П 2. У-Ф-М-П Попробуем рассчитать расстояние в 1 -7км. ,2 – 6км.

Вывод: 2 путь короче.

Необходимо определить тип связи: название, ориентированность (ребро или дуга);

$Рисуется граф: вершины с именами, линиям связи следует добавить их названия.

Пантомима А давайте попробуем изобразить данный граф. Сколько вершин у графа?(5). Значит 5 человек выходят к доске. Беремся за руки в таком порядке как у нас на рисунке.

  1. Физкультминутка

  2. С помощью такого метода можно ещё и рассмотреть и смысловую нагрузку любого предложения, выражения, четверостишия, и.т.д

Давайте рассмотрим примере: Определим структуру фразы «С утра на улице шёл тёплый грибной дождь» : для этого сначала надо выделить главные члены предложения: подлежащие, сказуемое (дождь шёл)

Возьмем строчку из поэмы Николая Некрасова «Крестьянские дети»: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел...» Представим в виде графа связи в следующем предложении: для этого сначала надо выделить главные члены предложения: подлежащие, сказуемое и.т.д$

А теперь задание на оборот «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж черепа человека чрезвычайно чётко на чердаке в четверг».

  1. Такие задачи могут быть представлены и в табличном виде. Вопрос: Какие виды связей в таблицах вы знаете?(объект-свойство, объект – объект, двойная матрица). И для решения таких зад$ач мы должны построить граф. Давайте рассмотрим такие задачи:

Между населенными пунктами A,B, C,D, Е построены дороги, протяженность которых указана в таблице. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D

A

B

C

$

D

E

A

3

4

B

3

$

$

2

C

1

D

$4

2

4

E

$

1

4

Решение: Построим граф по данной таблицы:

4

3 2 4
1

    $

  1. Связь с ЕГЭ (КИМ, правила заполнения) сайт http://www.fipi.ru,

    Анализ запутанных ситуаций.

Post Comment