Урок по математике в 4 классе “Нахождение нескольких долей целого” (УМК «Школа России» ФГОС)

Урок по математике в 4 классе (УМК «Школа России» ФГОС)

Тема: Нахождение нескольких долей целого$

Тип: изучение нового материала

Задачи: учить искать часть числа, выраженную дробью, решать текстовые задачи на нахождение нескольких долей целого;

учить логически мыслить, рассуждать

Планируемые результаты

Предметные:

Знакомиться с вычислением нескольких долей цело$го;

Решать задачи изученных видов, на нахождение нескольких долей целого, целого по его доле

Метапредметные:

$Выполнять логичекиеоперации: сравнение, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основанием;

Находить способ решения учебной задачи

Личностные:

Находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности;

Знакомиться с общественно важными профессиями

Межпредметные связи: технология:составлять план изготовления изделия, использавать текст учебника и иллюстративный материал; окружающий мир: тема «Страницы истории России»

Ресурсы урока: рабочая программа; учебник, с.65

Ход урока

Содержание деятельности учителя

$

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает сравнить величины в задании 304 на с.65 учебника;

предлагает прочитать запись на доске,$ определить сходство и различия задач.

Учитель спрашивает, у какой задачи более короткое (длинное) решение, есть ли связь между задачами. Просит соотнести задачу с моделью, записать решение самой сложной задачи:

1.Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц. В первый день он прочитал её $седьмую часть. Сколько страниц он прочитал?

2. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц он прочитал?

3. Саша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал пять седьмых долей всей книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?

Учитель организует устное выполнение задания 302 на с. 65

На доске слова: половина, четверть, километр.

Учитель предлагает найти лишнее слово.

$У: Что такое доля числа?

.

Выполняют задание устно, выражают величины одной единицей измерения.

Устно комментируют задачи. Записывают решение, объясняют:

  1. 140:7=20 (стр.) – одна седьмая доля книги

  1. 20*5=100 (стр.) – прочитал Саша

  1. 140-100=40 (стр.) –осталось прочитать

$

Устно выполняют проверку деления с остатком

Называют ответ: километр, т.к. это единица длины, а половина и четверть это доли числа.

Называют ответ: доля- это часть от целого числа. Доли в числе равны.

Мотивация познавательной деятельности

$

Просит решить задачу в стихах:

Десять солдат строились в ряд,

Десять солдат шли на парад.

Восемь десятых было носатых.

Сколько там было носатых солдат?

Предлагает сформулировать задачу урока

$

На доске высвечивает задание: вычисли:

1/2км 1/2см

1/5м 1/5дм

1/10а 1/10дм2

1/10м2 1/10см2

Предлагает сделать вывод: Как вычислить одну долю числа?

Выставляет таблички:1/4, 1/10 и 4/10.

Какая табличка указывает на несколько долей числа?

Предлагает найти несколько долей от числа.

На доске задание:

Длина отрезка 10см. Он разделён на 5 равных частей. Сколько см в четырёх пятых долях отрезка?

Предлаг$ает найти, что известно в задаче, составить план решения задачи

Просит сдел$ать вывод: как вычислить несколько долей числа?

Спрашивает: каким действием найдём 1 долю числа?

Спрашивает: каким действием найдём несколько таких долей?

Спрашивает: сколько действий нужно выполнить для нахождения нескольких долей числа?

Спрашивает: что показывает число под чертой? Что показывает число над чертой?

Называют ответ задачи: 8 солдат.

Формулируют задачу урока: учиться находить часть числа, выраженную несколькими долями целого

$Называют ответ: чтобы найти долю числа, нужно число разделить на количество долей числа.

$Называют ответ: 4/10, т.к. она показывает 4 доли, а остальные только одну.

Называют ответ: сначала нахожу, сколько см в 1доле отрезка. Затем нахожу, сколько см в 4 таких долях.

Называют ответ: сначала найдём 1долю числа, а затем нескольк$о таких долей.

Отвечают: делением.

Отвечают: умножением.

Отвечают: два: деление и умножение

Отвечают: число под чертой показывает, на сколько долей число поделили, а число под чертой, сколько таких частей взяли.

Организация познавательной деятельности

Организует решение задачи 296 на с.65. Обращает внимание на обязатель$ное условие: каждый из отрезков разделили на равные части.

Организует выполнение задания 297. Спрашивает: можно ли до выполнения задания сравнить длину искомого отрезка с 8мм?

Предлагает выполнить в парах задание 298. Дополнительно спрашивает, можно ли сравнить площади закрашенной и незакрашенной частей прямоугольника до решения задачи?

$Организует решение задачи 300 на стр. 65. Уточняет значения понятия производительность труда. Предлагает заменить величину десять часов на 9 часов. Спрашивает, можно ли решить задачу другим способом, на что можно заменить 3 часа, чтобы задача решалась следующим образом:

  1. 10:5=2 – во столько раз дольше работал бульдзер

  2. 2. 234*2=468 (кв.м.) –разровнял бульдозер за 10 часов

Предлагает самостоятельно решить задачу 299

Работают с учебником под руководством учителя, читают задачу, рассматривают чертёж.

Под руководством учителя составляют план решения задачи; задача решается умножением

Анализируют чертёж к задаче. Читают вопросы, отвечают на них. Демонстрируют результат работы классу.

$

Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомыми, при необходимости отражают её на моделях, выбирают и обясняют арифметические действия для решения задачи.

Выполняют задание

$

Подведение итогов

Предлагает оценить работу на уроке.

Организует обсуждение выполнения домашней работы –заданий 301, 303 на стр.65

Делают обобщение по теме урока.

Обсуждают выполнение домашнего задания

Еще записи

Leave a Comment