Презентация по МХК на тему «Художественные промыслы Нижегородской области» скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: Здравствуйте, я учитель начальных классов МБОУ Буревестниковской средней общеобразовательной школы Богородского района Нижегородской области Шашкова Ирина Михайловна. В нашей школе проходит акция«Мир моих увлечений». Многие из нас увлекаютс$я путешествием, но к сожалению многие стремятся в дальние стр$аны. А так ли хорошо вы знаете свой родной край, его историю, традиции, народные промыслы? Тогда я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по Нижегородчине. Презентация в полной версии управляется по щелчку, в сокращенной — по сноскам слайда 4.


Слайд №2


Слайд №3

$

Текст слайда: Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникаль-ными резными образцами из кости и камня, искусством ре$зьбы по дереву. Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это — драгоценное наследие Нижегородского края


Слайд №4

Текст слайда: Полховско-Майданская роспись Балахнинские изразцы Ножевой промысел Хохломская роспись $Козаковская филигрань


Слайд №5

Текст слайда: Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный укл$ад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.


Слайд №6

Текст слайда: Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.


Слайд №7

$

Текст слайда: Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.


Слайд $№8

Текст слайда: Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы». Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла — олифы. Деревя$нные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет.


Слайд №9

Текст слайда: Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начина$я с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, $разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.


Слайд №10

Текст слайда: Искусство хохломы — это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальнос$тей этот сложный процесс.


Слайд №11

Текст слайда: Городецкая роспись и резьба по дереву Городецкая роспись — один из самых знаменитых Среди самых распространенных сюжетов росписи –гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насы-щена богатством красок рус$ского лета с его луго-вым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным све-том пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.


Слайд №12

Текст слайда: Малоплодородные земли балахнинских окраин издавна давали скудные урожаи, и местное население было вынуждено заниматься различными про$мыслами и торговлей. Близость к Нижнему Новгороду, а значит и удобство сбыта продукции позволили балахнинским мастерам во 2‑ой половине XVI век$а освоить производство изразцов.


Слайд №13

Текст слайда: Материалом для этого промысла служила огнеупорная глина, которую многократно перемешивали, чтобы она стала эласти$чной и однородной, и две-три зимы вымораживали. Эта трудоемкая работа нужна для того, чтобы при обжиге изразец не вышел из печи с трещинами. Но прежде чем изделие, радуя глаз, засверкает всеми цветами радуги, мастер с большим терпением и упорством воплощал свой замысел в дереве и только тогда, когда рисунок становился достаточно красив, переносил его на глину.


Слайд №14

Текст слайда:$ Первые изразцы производились одного тона и назывались муравлеными. В основном были зеленые поливы. Такие изразцы в большом количестве сохранились в Москве, Юрьевце, Катунках, Костроме. Зеленые изразцы употреблялись для внешней облицовки архитектурных памятников, для облицовки домашних печей. По материалу, технике исполнения они отличались большим разнообразием, живописными красками и замысловатыми фигурами. Мастера искусно соединяли несовместимые на первый взгляд цвета, так что они сос$тавляли гармоничное целое.


Слайд №15

Текст слайда: Многие изразцы украшены цветными ф$игурами людей, птиц, зверей и фантастических животных. Особенно четких форм удалось добиться в изображении львов, павлинов, диковинных птиц, растительного орнамента в синих, коричневых, фиолетовых тонах. Эти изразцы сказочно красивы.


Слайд №16

Текст слайда: В начале XVIII века под западным влиянием в Балахне стали выделывать гладкие изразцы, на которых по гладкому полю рукою мастера, словно кистью $художника на полотне, выполнялись живописные рисунки. Такая техника широко применялась для выкладки печей. Изразцовая печь служила украшением в доме и играла не меньшую роль, чем красивая мебель. Печи балахнинских мастеров можно встретить в различных уголках России: в Гранатовитой палате московского Кремля, в Н$. Новгороде, Муроме, Гороховце, Катунках, Пучеже, в бывших романовских покоях в Костроме. Эти изразцовые печи по праву можно сравнить с полотнами прославленных художников.


Слайд №17

Текст слайда: Гончарный промысел Гончарный промысел в Богородске суще$ствует с начала основания села Богородское в 1570 году. Расцвет промысла приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.


Слайд №18

Текст слайда: Производство знаменитых игрушек-тарарушек с ярк$ой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. СЕМЕНОВСКАЯ и


Слайд №19

Текст слайда: В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В$ начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село п$ривез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина.


Слайд №20

Текст слайда: Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Т$емниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные $игрушки мастера Полховского Майдана.


Слайд №21

Текст слайда: С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных издел$ий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.


Слайд №22

Текст слайда: Сувениры и матрешки, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «п$естрение», «домики».


Слайд №23

Текст слайда: Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.


$Слайд №24

Текст слайда: Семеновская роспись Одним из символов России является традиционная семеновская русская матрешка — яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородско$й земле в Семенове.


Слайд №25

Текст слайда: Художественная обработка металла С давних времен славился Нижегородс-кий край традициями металлообработ-ки. Одним из центров кузнечного и но-жевого промыслов был и остается дре-вний город Павлово, расположенный на берегу красавицы -реки Оки. В конце XVI$I века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел. В Эрмитаже, например, хранятся ружья с надписью «Афанасий Овсянников». Село «Павло-во», а большинство мастеров Оружей-ной палаты при Петре I набирались именно из Павлово. Позднее промысел металлообработки нашел свое развитие в производстве предметов бытового назначения: ножей, замков, ножниц.


Слайд №26

$

Текст слайда: Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, из$готавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы.


Слайд №27

Текст слайда: Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Д$а еще какие! Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты.


Слайд №28

Текст слайда: $Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии.


Слайд №29

Текст слайда: На благо$датной почве шло развитие ножевого производства в селе Ворсма.В начале XX века при подведении итогов деятельности Нижегородской ярмарки было указано, что знаком качества в виде клейма царского двуглавого орла были награждены стальные изделия и ножи с гравировкой по металлу, произведенные кустарями. В годы советской власти г.Ворсма стал «ножевой столицей


$Слайд №30

Текст слайда: Нож – свинка. 100 предметов.


Слайд №31

$

Текст слайда: Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского — свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших ме$таллических шариков


Слайд №32

Текст слайда: На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области.


$

Слайд №33

Текст слайда: Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время — освоили ножевое и вилочное производство.


Слайд №34

$Текст слайда: филигрань


Слайд №35

Текст слайда: Варнавинская резьба по кости В основе варнавинской резьбы по к$ости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.


Слайд №36

Текст слайда: Резьба по камню История камнерезного промы$сла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издав$на эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов.


Слайд №37

Текст слайда: Кожевенный промысел Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам ( г.Богородск). Его возникновению способствовало наличие местных материал: дубового сырья, извести поташа. Промысел $был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из$ них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.


Слайд №38

Текст слайда: Узорно-ремизное ткачество Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла — было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах- в Шахунье (село Пижма и Сява). Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в отт$енках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность и пользовались спросом.


Слайд №39

Текст слайда: Чкаловский гипюр $В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивк$а напоминает кружево.Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно.


$

Слайд №40

Текст слайда: Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гарде$роба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.


Слайд №41

$Текст слайда: Стеклодувное производство Стеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60-х годах прошлого века. Стеклодувы тогда работали по старинке и использовали для выдувки нехитрые керосиновые горелки. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов. В творчестве мастеров стеклодувного промысла сохраняется постоянство и верность стилевым направлениям. На фабрике выпускаются изделия разных форм: шар$ы, колокольчики, подсвечники, медальоны, сосульки, макушки и различные игрушки


Слайд №42

Текст слайда: Спасибо за внимание


Еще записи

Leave a Comment