Конспект урока музыки в 4 классе по теме «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
$
Конспект урока музыки в 4 классе
$по теме: «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»
Студентка: Туганова Анастасия Юрьевна
Методист: Насонова Ирина Александровна __________$
Учитель музыки: Хохрякова Марина Александровна__________
Камышлов, 2015
УМК Критской Е. Д.
Тема. Опера «Иван Су$санин» Бал в замке польского короля. М. Глинка.
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора М.И. Глинки, к музыкальной культуре Польши с помощью фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.
$Задачи:
-
Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения; формирование чувства гражданственности и патриотизма с помощью $фрагмента из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.
-
Предметные: формирование представлений о бальных танцах полонез и мазурка, об интернациональности музыки, о понятии «опера» на примере оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» (фрагмент Бал в замке польского короля).
-
Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации, о музыкальных произведениях через анализ фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля 2 действие.
Содержание:
- 1 Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер
- 2 Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: $фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля “Полонез”, “Мазурка” Михаила Ивановича Глинки, чистые листочки для упражнения, карточки с тестом, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для электронной физминутки, фотография «Памятник Минину и Пожарскому»; видеофрагмент арии Ивана Сусанина, видеофрагменты танцев Полонез и Мазурка, карточки для сочинения синквейна
- 3 $
Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер
Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: $фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля “Полонез”, “Мазурка” Михаила Ивановича Глинки, чистые листочки для упражнения, карточки с тестом, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для электронной физминутки, фотография «Памятник Минину и Пожарскому»; видеофрагмент арии Ивана Сусанина, видеофрагменты танцев Полонез и Мазурка, карточки для сочинения синквейна
$
Время | Содержание | Формирование УУД | Методы и приемы | ||
действия учителя | действия учеников | ||||
$ I. Организационный | 1 мин | Все сумели мы собраться, | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся. | Регулятивные УУД – волевая саморегуляция | |
II. Мотивационный | 3 мин | – Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами оправимся в театр. Хотите? – Тогда отправляемся. $– Как сказал Александр Сергеевич Пушкин: $Театр уж полон; ложи блещут; – И так, мы в музыкальном театре. Вспомните, что такое театр? – А зачем люди идут в театр? – А постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра? – Правильно. А что такое опера? | – Да $ – Театр – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (твор$ца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров. – Чтобы посмотреть представления, получить впечатления и эмоции – Оперы, балеты, мюзиклы – Опера – жанр музыкального искусства; драма или комедия, положенная на музыку. | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия $Познавательные УУД – структурирование знаний Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Беседа Чтение стихотворения |
III. Постановка цели$ | 5 мин | – 4 ноября в нашей стране отмечают государственный праздник. Помните, как он называется? – Ребята, он называется День народного единства. 4 ноября 1612 года на Руси закончилась «смута». Благодаря единству, героизму и самопожертвованию. – Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено? $– Вы знаете, кому он посвящен? – Этот памятник посвящен героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Вы знаете, в чем состоит их героизм? – Ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским смогло освободить Москву от польской оккупации и сохранить русскую государственность. А ведь могло было быть и по-другому… И не было бы сейчас России, и нас с Вами. Знаете ли вы что-нибудь об этом времени? – Как я уже сказала, поляки хотели захватить Москву, но у них это не получилось. А вы знаете почему? – А почему это не получилось мы с вами узнаем познакомившись с фрагментом из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.$ – Какова же цель нашего урока? – Правильно. Сегодня мы с вами послушаем фрагмент из оперы, который называется «Бал в замке польского короля». Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока. Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». На балу у польского короля | Дети вспоминают, предлагают варианты ответа Обучающиеся вспоминают, р$ассказывают то, что они знают об этом времени $– Памятник Дети вспоминают, предлагают варианты ответа Дети вспоминают, предлагают варианты ответа – Нет – Послушать и проанализировать оперу М. И. Глинка «Иван Сусанин» Открывают тетради, записывают число, тему урока | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД – целеполагание | Беседа Иллюстрация |
IV. Открытие новых знаний | 6 мин | Давайте вспомним, кто такой Михаил Иванович Глинка. Это великий русский композитор. Запишите годы жизни композитора. (1804 – 1857). Родился Михаил Иванович в Новоспасском Смоленской губернии. Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в 10 лет. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институ$те Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же он создал свои первые сочинения. Множество произведений Глинки были написаны во время заграничных поездок. В Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Умер Глинка в Берлине. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.$ – Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. Второе название оперы «Жизнь за царя» – под таким названием состоялась премьера оперы, ее первоначальным названием было все же “Иван Сусанин”. Оно сохранялось всю репетицию и только за неделю до представления оперы по приказу высочайшегo Николая I она была переименована в “Жизнь за царя”. Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана$ Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. На слайде представлены главные действующие лица оперы. Давайте прочитаем их по цепочке: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида, его дочь, Ваня, приёмный сын Сусанина, Сигизмунд, польский король. Запишите Время действия: 1612 – 1613 годы – И так, театр приглашает нас занять поудобней места и продолжить знакомство с этой оперой. $ – Перед героической смертью Иван Сусанин исполняет арию, которая называется «Ты взойдешь, моя зоря». Давайте послушаем ее и ответим на вопрос «о чем поет Иван Сусанин?» – И так, ребята, о чем поет Иван Сусанин? – Ребята, а в чем подвиг Ивана Сусанина? – В том, что он, умирая, переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война, а не за себя, за то, что его жизнь заканчивается | Слушают рассказ учителя Записывают годы жизни композитора $ Слушают рассказ учителя $ Читают по цепочке на слайде действующие лица оперы $Записывают данные об опере Слушают арию Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря» –О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы Высказывают свое мнение | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру. Познавательные УУД – способность и умение уч$ащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации | Рассказ Беседа Чтение по цепочке Слушание оперы Анализ оперы $Упражнение Просмотр видеозаписи |
1 мин | $ Физминутка (электронная) | ||||
12 мин | – А сейчас, мы отправляемся на бал к польскому королю. Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны? – Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу. – А что такое бал? – $Бал – собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. – Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке. – Наш бал будет раскрывать образ поляков – Как называются танцы, которые танцуют на балах? – Какие вы знаете бальные танцы? – Закройте глаза и представьте: Роскошный бал в замке польского корол$я Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами – 4 танца звучат один за другим: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка. – С каким из танцев вы знакомы? – Расскажите о нём. – Давайте мы посмотрим и поближе познакомимся с этими танцами. – Посмотрите ф$рагмент бала из оперы и ответите на вопрос: Какие танцы вы узнали? – И так, ребята, какие танцы вы узнали? Почему вы так думаете? – Ребята, это были полонез и мазурка. – А чем отличаются эти танцы? – И так, наш бал открывает полонез. Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике. – Какой характер у мелодии полонеза? $– Ребята, какая динамика? (громко или тихо) $ – А такой темп у мелодии? – Какой образ польского войска нарисовала нам музыка? – Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска – восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки? – Посмотрите, перед вами на ваших партах лежат чистые листочки. Подумайте и нарисуйте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). Кто хочет рисовать линию движения танца у доски? Выходите. Я еще раз включу вам полонез, а вы под музыку будите рисовать линии. – Посмотрите на доску. У кого получились такие же линии? – А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы видели – это мазурка. – Отк$уда этот гордый танец? А родина его тоже Польша. – Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру. – – А вы знаете, почему этот танец так называется? – – Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк. – – Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вст$авайте. Готовы? Тогда слушаем. – – Молодцы. Какой характер у мелодии мазурки? – Какая динамика у этой мелодии? (громко или тихо) – – А какой темп у мелодии? – Правильно. – Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в войне. $Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью. | Выражают свое мнение Выражают свое мнение – Бальные.$ Называют танцы, которые знают Называют танец, с которыми знакомы Рассказывают о нем Смотрят фрагмент бала из оперы Выражают свое мнение – Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие. Высказывают свое мнение$ – Мелодия исполняется то громко, то тихо $– Быстрый – Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый – Акценты Рисуют линии, которые отражают движение танца – Нет $ Высказывают свое мнение – Мелодия звучит то громко, то тихо – Темп у мелодии быстрый | |||
V. Применение новых знаний | 9 мин | – Закончен бал, погасли свечи $Прощай сегодня наш театр до новой встречи. Закрылся занавес. Что ж, вспомним, где побывали мы сейчас? – С чем познакомились тот час? – Перечислите их $ – Оставим в памяти тот миг и сочиним про это стих. – А сейчас ребята, я вам предлагаю проявить творчество и сочинить стих, который называется синквейн. Вы знаете, что это такое? – В нашем стихотворении будет 5 строк. На первой строчке должно быть существительное, например – бал, на второй напишите два прилагательных, которые связаны с нашей сегодняшней темой, на третьей строчке напишите 3 глагола, на четвертой составьте предложение из 4 слов, а на пятой напишите вывод по всей теме. Ребята, самое главное условие синквейна в том, что все слова должны быть связаны с нашей темой. И так, приступайте. 1 существительное 2 прилагательных $3 глагола Предложение из 4 слов Вывод$ – И так ребята, давайте озвучим ваши варианты. Кто хочет прочитать? – Вы все большие молодцы. – А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на 5 вопросов. Те, кто ответит правильно на все вопросы, получат за урок пятерки.
А) Прокофьев Б) Глинка В) Римский-Корсаков
А) Ополченец Б) крестьянин В) князь
А) мазурка Б) полонез $В) полька
А) мазурка Б) полонез 5. Какой подвиг совершил Иван Сусанин? А) спас своих детей $ Б) пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война В) погиб в плену – Молодцы. Давайте сверим ваши ответы. Там, $где правильный ответ ставьте плюсик. – У кого 6 и 5 правильных ответов – поставьте себе оценку «5»; у кого 4 правильных ответов – отметку «4»; 3 правильных ответа – отметку «3». Остальным нужно подтянуться. | – На Балу – Бальными танцами. – Полонез, мазурка -Да/нет $Слушают правила написания синквейна Сочиняют синквейн Озвучивают варианты своих стихов Выполняют тест в парах | Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Познавательные УУД – структурирование знаний Комму$никативные УУД – формирование умения работать в парах Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний | Беседа Упражнение – сочинение стихотворения (синквейн) Опрос Работа в парах |
VI. Рефлексия | 3 мин | $- И так, ребята. Какой образ польского войска нарисовала вам музыка? – Как музыка рассказала об этом? – Какой подвиг совершил Иван Сусанин? – А в заключении я пре$длагаю вам оценить наш урок и вашу работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Раскрасьте смайлик желтым цветом – если вам понравился урок, вы активно работали на уроке и поняли материал; раскрасьте смайлик зеленым цветом – если вам понравился урок, но вы были не активны или что-то не поняли; и раскрасьте смайлик красным цветом – если вам не понравился урок, вы были не активны, и ничего не поняли. -Покажите друг другу смайлики. | – Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый – С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов – Пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война Оценивают урок, свою работу на уроке с помощью смайликов. $ | Регулятивные УУД – оценка Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний | Опрос $Письменный и устный Самоконтроль |
VII. Домашнее задание | 1 мин | – Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, как вы представляете себе бал в замке польского короля. $ Спасибо вам хочу сказать я за урок. Общаться с вами было очень мне приятно. К концу подходит время, наш урок | Записывают домашнее задание |