Конспект урока музыки в 4 классе по теме «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

$

Конспект урока музыки в 4 классе

$по теме: «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»

Студентка: Туганова Анастасия Юрьевна

Методист: Насонова Ирина Александровна __________$

Учитель музыки: Хохрякова Марина Александровна__________

Камышлов, 2015

УМК Критской Е. Д.

Тема. Опера «Иван Су$санин» Бал в замке польского короля. М. Глинка.

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора М.И. Глинки, к музыкальной культуре Польши с помощью фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

$Задачи:

  1. Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения; формирование чувства гражданственности и патриотизма с помощью $фрагмента из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

  2. Предметные: формирование представлений о бальных танцах полонез и мазурка, об интернациональности музыки, о понятии «опера» на примере оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» (фрагмент Бал в замке польского короля).

  3. Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации, о музыкальных произведениях через анализ фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля 2 действие.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер

Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: $фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля “Полонез”, “Мазурка” Михаила Ивановича Глинки, чистые листочки для упражнения, карточки с тестом, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для электронной физминутки, фотография «Памятник Минину и Пожарскому»; видеофрагмент арии Ивана Сусанина, видеофрагменты танцев Полонез и Мазурка, карточки для сочинения синквейна

$

Этапурока

$

Время

Содержание

Формирование УУД

Методы и приемы

действия учителя

действия учеников

$

I. Организационный

1 мин

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Буд$ем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

II. Мотивационный

3 мин

– Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами оправимся в театр. Хотите?

– Тогда отправляемся.

$– Как сказал Александр Сергеевич Пушкин:

$Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

– И так, мы в музыкальном театре. Вспомните, что такое театр?

– А зачем люди идут в театр?

– А постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра?

– Правильно. А что такое опера?

– Да

$

– Театр – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (твор$ца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

– Чтобы посмотреть представления, получить впечатления и эмоции

Оперы, балеты, мюзиклы

– Опера – жанр музыкального искусства; драма или комедия, положенная на музыку.

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия

$Познавательные УУД – структурирование знаний

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Беседа

Чтение стихотворения

III. Постановка цели$

5 мин

– 4 ноября в нашей стране отмечают государственный праздник. Помните, как он называется?

– Ребята, он называется День народного единства.

4 ноября 1612 года на Руси закончилась «смута». Благодаря единству, героизму и самопожертвованию.

– Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено?

$– Вы знаете, кому он посвящен?

– Этот памятник посвящен героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Вы знаете, в чем состоит их героизм?

– Ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским смогло освободить Москву от польской оккупации и сохранить русскую государственность. А ведь могло было быть и по-другому…  И не было бы сейчас России, и нас с Вами. Знаете ли вы что-нибудь об этом времени?

– Как я уже сказала, поляки хотели захватить Москву, но у них это не получилось. А вы знаете почему?

– А почему это не получилось мы с вами узнаем познакомившись с фрагментом из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.$

– Какова же цель нашего урока?

– Правильно. Сегодня мы с вами послушаем фрагмент из оперы, который называется «Бал в замке польского короля».

Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока. Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». На балу у польского короля

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Обучающиеся вспоминают, р$ассказывают то, что они знают об этом времени

$– Памятник

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

– Нет

– Послушать и проанализировать оперу М. И. Глинка «Иван Сусанин»

Открывают тетради, записывают число, тему урока

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД – целеполагание

Беседа

Иллюстрация

IV. Открытие новых знаний

6 мин

Давайте вспомним, кто такой Михаил Иванович Глинка. Это великий русский композитор. Запишите годы жизни композитора. (1804 – 1857). Родился Михаил Иванович в Новоспасском Смоленской губернии. Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в 10 лет. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институ$те Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же он создал свои первые сочинения. Множество произведений Глинки были написаны во время заграничных поездок. В Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Умер Глинка в Берлине. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.$ 

– Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. Второе название оперы «Жизнь за царя» – под таким названием состоялась премьера оперы, ее первоначальным названием было все же “Иван Сусанин”. Оно сохранялось всю репетицию и только за неделю до представления оперы по приказу высочайшегo Николая I она была переименована в “Жизнь за царя”.

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана$ Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

На слайде представлены главные действующие лица оперы. Давайте прочитаем их по цепочке: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида, его дочь, Ваня, приёмный сын Сусанина, Сигизмунд, польский король.

Запишите Время действия: 1612 – 1613 годы

– И так, театр приглашает нас занять поудобней места и продолжить знакомство с этой оперой.

$ – Перед героической смертью Иван Сусанин исполняет арию, которая называется «Ты взойдешь, моя зоря». Давайте послушаем ее и ответим на вопрос «о чем поет Иван Сусанин?»

– И так, ребята, о чем поет Иван Сусанин?

– Ребята, а в чем подвиг Ивана Сусанина?

– В том, что он, умирая, переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война, а не за себя, за то, что его жизнь заканчивается

Слушают рассказ учителя

Записывают годы жизни композитора

$

Слушают рассказ учителя

$

Читают по цепочке на слайде действующие лица оперы

$Записывают данные об опере

Слушают арию Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря»

О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы

Высказывают свое мнение

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

Познавательные УУД – способность и умение уч$ащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации

Рассказ

Беседа

Чтение по цепочке

Слушание оперы

Анализ оперы

$Упражнение

Просмотр видеозаписи

1 мин

$

Физминутка (электронная)

12 мин

– А сейчас, мы отправляемся на бал к польскому королю. Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны?

– Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу.

– А что такое бал?

$Бал – собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.

– Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.

– Наш бал будет раскрывать образ поляков

– Как называются танцы, которые танцуют на балах?

– Какие вы знаете бальные танцы?

– Закройте глаза и представьте: Роскошный бал в замке польского корол$я Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами – 4 танца звучат один за другим: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

– С каким из танцев вы знакомы?

– Расскажите о нём.

– Давайте мы посмотрим и поближе познакомимся с этими танцами.

– Посмотрите ф$рагмент бала из оперы и ответите на вопрос: Какие танцы вы узнали?

– И так, ребята, какие танцы вы узнали? Почему вы так думаете?

– Ребята, это были полонез и мазурка.

– А чем отличаются эти танцы?

– И так, наш бал открывает полонез. Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

– Какой характер у мелодии полонеза?

$– Ребята, какая динамика? (громко или тихо)

$ – А такой темп у мелодии?

– Какой образ польского войска нарисовала нам музыка?

– Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска – восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки?

– Посмотрите, перед вами на ваших партах лежат чистые листочки. Подумайте и нарисуйте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). Кто хочет рисовать линию движения танца у доски? Выходите. Я еще раз включу вам полонез, а вы под музыку будите рисовать линии.

– Посмотрите на доску. У кого получились такие же линии?
– А у кого получились другие? Покажите их своим соседним партам.

– А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы видели – это мазурка.

– Отк$уда этот гордый танец? А родина его тоже Польша.

– Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

– – А вы знаете, почему этот танец так называется?

– – Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк.

– – Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вст$авайте. Готовы? Тогда слушаем.

– – Молодцы. Какой характер у мелодии мазурки?

– Какая динамика у этой мелодии? (громко или тихо)

– – А какой темп у мелодии?

– Правильно.

– Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в войне. $Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Выражают свое мнение

Выражают свое мнение

– Бальные.$

Называют танцы, которые знают

Называют танец, с которыми знакомы

Рассказывают о нем

Смотрят фрагмент бала из оперы

Выражают свое мнение

– Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие.

Высказывают свое мнение$

– Мелодия исполняется то громко, то тихо

$– Быстрый

– Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый

– Акценты

Рисуют линии, которые отражают движение танца

– Нет

$

Высказывают свое мнение

– Мелодия звучит то громко, то тихо

– Темп у мелодии быстрый

V. Применение новых знаний

9 мин

– Закончен бал, погасли свечи

$Прощай сегодня наш театр до новой встречи.

Закрылся занавес. Что ж, вспомним, где побывали мы сейчас?

– С чем познакомились тот час?

– Перечислите их

$ – Оставим в памяти тот миг и сочиним про это стих.

– А сейчас ребята, я вам предлагаю проявить творчество и сочинить стих, который называется синквейн. Вы знаете, что это такое?

– В нашем стихотворении будет 5 строк. На первой строчке должно быть существительное, например – бал, на второй напишите два прилагательных, которые связаны с нашей сегодняшней темой, на третьей строчке напишите 3 глагола, на четвертой составьте предложение из 4 слов, а на пятой напишите вывод по всей теме. Ребята, самое главное условие синквейна в том, что все слова должны быть связаны с нашей темой. И так, приступайте.

1 существительное

2 прилагательных

$3 глагола

Предложение из 4 слов

Вывод$

– И так ребята, давайте озвучим ваши варианты. Кто хочет прочитать?

– Вы все большие молодцы.

– А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на 5 вопросов. Те, кто ответит правильно на все вопросы, получат за урок пятерки.

  1. Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»?

А) Прокофьев

Б) Глинка

В) Римский-Корсаков

  1. Кем был Иван Сусанин?

А) Ополченец

Б) крестьянин

В) князь

  1. Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианты ответа)

А) мазурка

Б) полонез

$В) полька

  1. В каком танце движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

А) мазурка

Б) полонез

5. Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

А) спас своих детей

$ Б) пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

В) погиб в плену

– Молодцы. Давайте сверим ваши ответы. Там, $где правильный ответ ставьте плюсик.

– У кого 6 и 5 правильных ответов – поставьте себе оценку «5»; у кого 4 правильных ответов – отметку «4»; 3 правильных ответа – отметку «3». Остальным нужно подтянуться.

– На Балу

– Бальными танцами.

– Полонез, мазурка

-Да/нет

$Слушают правила написания синквейна

Сочиняют синквейн

Озвучивают варианты своих стихов

Выполняют тест в парах

Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – структурирование знаний

Комму$никативные УУД – формирование умения работать в парах

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

Беседа

Упражнение – сочинение стихотворения (синквейн)

Опрос

Работа в парах

VI. Рефлексия

3 мин

$- И так, ребята. Какой образ польского войска нарисовала вам музыка?

– Как музыка рассказала об этом?

– Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

– А в заключении я пре$длагаю вам оценить наш урок и вашу работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Раскрасьте смайлик желтым цветом – если вам понравился урок, вы активно работали на уроке и поняли материал; раскрасьте смайлик зеленым цветом – если вам понравился урок, но вы были не активны или что-то не поняли; и раскрасьте смайлик красным цветом – если вам не понравился урок, вы были не активны, и ничего не поняли.

-Покажите друг другу смайлики.

– Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый

– С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов

– Пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

Оценивают урок, свою работу на уроке с помощью смайликов.

$

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний

Опрос

$Письменный и устный Самоконтроль

VII. Домашнее задание

1 мин

– Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, как вы представляете себе бал в замке польского короля. $

Спасибо вам хочу сказать я за урок.

Общаться с вами было очень мне приятно.

К концу подходит время, наш урок
В душей своей оставлю, 
Ну, так что ж, желаю вам успехов всем, ребята!

Записывают домашнее задание

Еще записи

Leave a Comment