Конспект урока музыки в 4 классе по теме «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

$

Конспект урока музыки в 4 классе

$по теме: «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»

Студентка: Туганова Анастасия Юрьевна

Методист: Насонова Ирина Александровна __________$

Учитель музыки: Хохрякова Марина Александровна__________

Камышлов, 2015

УМК Критской Е. Д.

Тема. Опера «Иван Су$санин» Бал в замке польского короля. М. Глинка.

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора М.И. Глинки, к музыкальной культуре Польши с помощью фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

$Задачи:

  1. Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения; формирование чувства гражданственности и патриотизма с помощью $фрагмента из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

  2. Предметные: формирование представлений о бальных танцах полонез и мазурка, об интернациональности музыки, о понятии «опера» на примере оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» (фрагмент Бал в замке польского короля).

  3. Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации, о музыкальных произведениях через анализ фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля 2 действие.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер

Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: $фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля "Полонез", "Мазурка" Михаила Ивановича Глинки, чистые листочки для упражнения, карточки с тестом, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для электронной физминутки, фотография «Памятник Минину и Пожарскому»; видеофрагмент арии Ивана Сусанина, видеофрагменты танцев Полонез и Мазурка, карточки для сочинения синквейна

$

Этапурока

$

Время

Содержание

Формирование УУД

Методы и приемы

действия учителя

действия учеников

$

I. Организационный

1 мин

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Буд$ем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

II. Мотивационный

3 мин

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами оправимся в театр. Хотите?

- Тогда отправляемся.

$- Как сказал Александр Сергеевич Пушкин:

$Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

- И так, мы в музыкальном театре. Вспомните, что такое театр?

- А зачем люди идут в театр?

- А постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра?

- Правильно. А что такое опера?

- Да

$

- Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (твор$ца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

- Чтобы посмотреть представления, получить впечатления и эмоции

- Оперы, балеты, мюзиклы

- Опера – жанр музыкального искусства; драма или комедия, положенная на музыку.

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия

$Познавательные УУД – структурирование знаний

Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Беседа

Чтение стихотворения

III. Постановка цели$

5 мин

- 4 ноября в нашей стране отмечают государственный праздник. Помните, как он называется?

- Ребята, он называется День народного единства.

4 ноября 1612 года на Руси закончилась «смута». Благодаря единству, героизму и самопожертвованию.

- Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено?

$- Вы знаете, кому он посвящен?

- Этот памятник посвящен героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Вы знаете, в чем состоит их героизм?

- Ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским смогло освободить Москву от польской оккупации и сохранить русскую государственность. А ведь могло было быть и по-другому…  И не было бы сейчас России, и нас с Вами. Знаете ли вы что-нибудь об этом времени?

- Как я уже сказала, поляки хотели захватить Москву, но у них это не получилось. А вы знаете почему?

- А почему это не получилось мы с вами узнаем познакомившись с фрагментом из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.$

- Какова же цель нашего урока?

- Правильно. Сегодня мы с вами послушаем фрагмент из оперы, который называется «Бал в замке польского короля».

Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока. Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». На балу у польского короля

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Обучающиеся вспоминают, р$ассказывают то, что они знают об этом времени

$- Памятник

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

- Нет

- Послушать и проанализировать оперу М. И. Глинка «Иван Сусанин»

Открывают тетради, записывают число, тему урока

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД – целеполагание

Беседа

Иллюстрация

IV. Открытие новых знаний

6 мин

Давайте вспомним, кто такой Михаил Иванович Глинка. Это великий русский композитор. Запишите годы жизни композитора. (1804 - 1857). Родился Михаил Иванович в Новоспасском Смоленской губернии. Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в 10 лет. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институ$те Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же он создал свои первые сочинения. Множество произведений Глинки были написаны во время заграничных поездок. В Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Умер Глинка в Берлине. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.$ 

- Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. Второе название оперы «Жизнь за царя» - под таким названием состоялась премьера оперы, ее первоначальным названием было все же "Иван Сусанин". Оно сохранялось всю репетицию и только за неделю до представления оперы по приказу высочайшегo Николая I она была переименована в "Жизнь за царя".

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана$ Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

На слайде представлены главные действующие лица оперы. Давайте прочитаем их по цепочке: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида, его дочь, Ваня, приёмный сын Сусанина, Сигизмунд, польский король.

Запишите Время действия: 1612 – 1613 годы

- И так, театр приглашает нас занять поудобней места и продолжить знакомство с этой оперой.

$ - Перед героической смертью Иван Сусанин исполняет арию, которая называется «Ты взойдешь, моя зоря». Давайте послушаем ее и ответим на вопрос «о чем поет Иван Сусанин?»

- И так, ребята, о чем поет Иван Сусанин?

- Ребята, а в чем подвиг Ивана Сусанина?

- В том, что он, умирая, переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война, а не за себя, за то, что его жизнь заканчивается

Слушают рассказ учителя

Записывают годы жизни композитора

$

Слушают рассказ учителя

$

Читают по цепочке на слайде действующие лица оперы

$Записывают данные об опере

Слушают арию Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря»

-О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы

Высказывают свое мнение

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

Познавательные УУД – способность и умение уч$ащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации

Рассказ

Беседа

Чтение по цепочке

Слушание оперы

Анализ оперы

$Упражнение

Просмотр видеозаписи

1 мин

$

Физминутка (электронная)

12 мин

- А сейчас, мы отправляемся на бал к польскому королю. Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны?

- Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу.

- А что такое бал?

- $Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.

- Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.

- Наш бал будет раскрывать образ поляков

- Как называются танцы, которые танцуют на балах?

- Какие вы знаете бальные танцы?

- Закройте глаза и представьте: Роскошный бал в замке польского корол$я Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами - 4 танца звучат один за другим: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

- С каким из танцев вы знакомы?

- Расскажите о нём.

- Давайте мы посмотрим и поближе познакомимся с этими танцами.

- Посмотрите ф$рагмент бала из оперы и ответите на вопрос: Какие танцы вы узнали?

- И так, ребята, какие танцы вы узнали? Почему вы так думаете?

- Ребята, это были полонез и мазурка.

- А чем отличаются эти танцы?

- И так, наш бал открывает полонез. Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

- Какой характер у мелодии полонеза?

$- Ребята, какая динамика? (громко или тихо)

$ - А такой темп у мелодии?

- Какой образ польского войска нарисовала нам музыка?

- Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска - восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки?

- Посмотрите, перед вами на ваших партах лежат чистые листочки. Подумайте и нарисуйте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). Кто хочет рисовать линию движения танца у доски? Выходите. Я еще раз включу вам полонез, а вы под музыку будите рисовать линии.

- Посмотрите на доску. У кого получились такие же линии?
- А у кого получились другие? Покажите их своим соседним партам.

- А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы видели - это мазурка.

- Отк$уда этот гордый танец? А родина его тоже Польша.

- Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

- - А вы знаете, почему этот танец так называется?

- - Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк.

- - Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вст$авайте. Готовы? Тогда слушаем.

- - Молодцы. Какой характер у мелодии мазурки?

- Какая динамика у этой мелодии? (громко или тихо)

- - А какой темп у мелодии?

- Правильно.

- Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в войне. $Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Выражают свое мнение

Выражают свое мнение

- Бальные.$

Называют танцы, которые знают

Называют танец, с которыми знакомы

Рассказывают о нем

Смотрят фрагмент бала из оперы

Выражают свое мнение

- Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие.

Высказывают свое мнение$

- Мелодия исполняется то громко, то тихо

$- Быстрый

- Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый

- Акценты

Рисуют линии, которые отражают движение танца

- Нет

$

Высказывают свое мнение

- Мелодия звучит то громко, то тихо

- Темп у мелодии быстрый

V. Применение новых знаний

9 мин

- Закончен бал, погасли свечи

$Прощай сегодня наш театр до новой встречи.

Закрылся занавес. Что ж, вспомним, где побывали мы сейчас?

- С чем познакомились тот час?

- Перечислите их

$ - Оставим в памяти тот миг и сочиним про это стих.

- А сейчас ребята, я вам предлагаю проявить творчество и сочинить стих, который называется синквейн. Вы знаете, что это такое?

- В нашем стихотворении будет 5 строк. На первой строчке должно быть существительное, например – бал, на второй напишите два прилагательных, которые связаны с нашей сегодняшней темой, на третьей строчке напишите 3 глагола, на четвертой составьте предложение из 4 слов, а на пятой напишите вывод по всей теме. Ребята, самое главное условие синквейна в том, что все слова должны быть связаны с нашей темой. И так, приступайте.

1 существительное

2 прилагательных

$3 глагола

Предложение из 4 слов

Вывод$

- И так ребята, давайте озвучим ваши варианты. Кто хочет прочитать?

- Вы все большие молодцы.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на 5 вопросов. Те, кто ответит правильно на все вопросы, получат за урок пятерки.

  1. Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»?

А) Прокофьев

Б) Глинка

В) Римский-Корсаков

  1. Кем был Иван Сусанин?

А) Ополченец

Б) крестьянин

В) князь

  1. Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианты ответа)

А) мазурка

Б) полонез

$В) полька

  1. В каком танце движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

А) мазурка

Б) полонез

5. Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

А) спас своих детей

$ Б) пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

В) погиб в плену

- Молодцы. Давайте сверим ваши ответы. Там, $где правильный ответ ставьте плюсик.

- У кого 6 и 5 правильных ответов – поставьте себе оценку «5»; у кого 4 правильных ответов – отметку «4»; 3 правильных ответа – отметку «3». Остальным нужно подтянуться.

- На Балу

- Бальными танцами.

- Полонез, мазурка

-Да/нет

$Слушают правила написания синквейна

Сочиняют синквейн

Озвучивают варианты своих стихов

Выполняют тест в парах

Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – структурирование знаний

Комму$никативные УУД – формирование умения работать в парах

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

Беседа

Упражнение – сочинение стихотворения (синквейн)

Опрос

Работа в парах

VI. Рефлексия

3 мин

$- И так, ребята. Какой образ польского войска нарисовала вам музыка?

- Как музыка рассказала об этом?

- Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

- А в заключении я пре$длагаю вам оценить наш урок и вашу работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Раскрасьте смайлик желтым цветом – если вам понравился урок, вы активно работали на уроке и поняли материал; раскрасьте смайлик зеленым цветом – если вам понравился урок, но вы были не активны или что-то не поняли; и раскрасьте смайлик красным цветом – если вам не понравился урок, вы были не активны, и ничего не поняли.

-Покажите друг другу смайлики.

- Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый

- С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов

- Пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

Оценивают урок, свою работу на уроке с помощью смайликов.

$

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний

Опрос

$Письменный и устный Самоконтроль

VII. Домашнее задание

1 мин

- Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, как вы представляете себе бал в замке польского короля. $

Спасибо вам хочу сказать я за урок.

Общаться с вами было очень мне приятно.

К концу подходит время, наш урок
В душей своей оставлю, 
Ну, так что ж, желаю вам успехов всем, ребята!

Записывают домашнее задание

Post Comment