Конспект урока по Музыке "Музыка народов Закавказья" 4 класс

Урок музыки в 4 классе (по программе Д.Кабалевского)

Тема урока: Музыка народов Закавказья.

Цели урока: выявить характерные ос$обенности закавказской музыки,

определить контраст между славянской и кавказской музыкой, воспитывать любовь к музыкальному творчеству народов Закавказья, развивать вокально-хоровые навыки, разучить новую песню.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: наглядность: картины с изображением национальных костюмов, музыкальных инстр$ументов, природы; проигрыватель, пластинки, портрет А. Хачатуряна, фортепиано.

Музыкальный материал:

«Марш» на тему «Оды радости», А. Хачатурян,

«Лезгинка», грузинский народный танец,

«Цыплята», Г. Гусейнли,

«Колыбельная» из балета «Гаяне».

$ ХОД УРОКА.

1). Организационный момент.

Вход детей в класс под «Марш» (на тему «Оды радости») А. Хачатуряна.

2). Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какой тип музыки, какой кит звучал? Что под неё можно делать: танцевать, петь, шагать?

Уче$ники: Звучал марш, потому что музыка четкая, ритмичная. Под неё можно маршировать.

Учитель: А похожа ли эта музыка на русскую, украинскую, белорусскую?

Ученики: Нет, не похожа.

$Учитель: А почему? Что в ней особенного?

Ученики: Ритм, необычные инструменты.

Учитель: Верно, её не назовешь русской. А чтобы определить национальную принадлежность этого марша, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации. Что вы видите ?

Ученики: Национальные костюмы, картины природы.

Учитель: как вы думаете, каким народам принадлежат эти костюмы, инструменты, где может быть такая природа?

Ученики: это Кавказ, национальные костюмы грузинские, армянские$, азербайджанские.

Учитель: верно. Этот марш написал композитор Арам Ильич Хачатурян, армянин по националь$ности.

3). Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня мы поговорим о музыке народов Закавказья и определим её основные характерные особенности.

Музыкальное искусство закавказских народов отличается ярким тембровым колоритом. Характерные особенности музыки: острый ритм, яркие акценты, большая роль отводится ударным инструментам. Давайте послушаем грузинский народный танец «Лезгинка».

(слушание)

это живой пример кавказско$й музыки, в нем отчетливо слышны характерные особенности национальной музыки. Обратите внимание, какя большая роль отводится ударным инструментам, их звучит «много», и они поддерживают острый ритм и придают мелодии зажигательный характер.

Давайте сравним славянскую и закавказскую музыку, вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла».

(испол$няем первый куплет).

Какие элементы музыкальной речи используются в этой песне?

Ученики: Плавная, неторопливая мелодия, ровный ритм, мажорный лад. Очень контрастна по сравнению с «Лезгинкой».

4).Разучивание песни.

Учитель: Сегодня мы разучим новую песню азербайджанского композитора Г. Гусейнли «Цыплята». Послушайте её и скажите, можно ли её сравнить с русской песней, похожа ли она на русскую?

(слушание)

$Ученики: Можно сравнить с русской, так как в первой фразе поступенное движение и распевы, характерные для русских песен.

Учитель: А в чем отличие?

Ученики: В том, что в песне есть необычные интонации, поступенное движение не обычное, а вьющееся, «как змейка», в мелодии много украшений.в том отличие, что в русских песнях распевы усиливают ощущение песенности, а здесь распевы подчеркивают танцевальность.

Учитель: Правильно. $Дав$айте разучим слова.

(выучить 1 куплет)

первые слова «Цып, цып…» должны произносится легко, коротко.

(показать, спеть).

А во второй части куплета постарайтесь исполнить более напевно, с украшениями, и эти украшения – шестнадцатые – спеть надо как можно легче .

(показать, потом исполняют дети)

Если не получается, спеть втор$ую часть куплета медленнее, распевая все украшения. А потом в нужном темпе, побыстрее.

(далее разучить второй куплет, исполнить всю песню).

5). Закрепление темы.

Учитель: Молодцы, ребята.

А сейчас послушайте, пожалуйста, еще одно произведение и подумайте, что это за музыка и какой у нее характер. Кто и кому может петь так?

(слушание)

$Ученики: это песня, колыбельная; нежная, плавная, извилистая мелодия, но у неё необычные интонации, много украшений у мелодии.

Учитель: да, верно. Как бы необычно не звучала музыка, какому бы народу не принадлежала, мы все равно услышим, что это колыбельная.

Э$то «Колыбельная» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна.

(кратко рассказать о балете).

6). Итог урока.

Учитель: Итак, повторим, что узнали на уроке и еще раз назовем характерные особенности музыки народов Закавказья.

Ученики: В закавказской народной музыке преобладает острый ритм, яркие акценты, необычные интонации, вьющаяся мелодия, обилие украшений, больша$я роль ударных инструментов.

Учитель: Все правильно. Мы еще раз послушаем «Марш» Хачатуряна, но не просто послушаем, а будем участвовать в его исполнении. Сначала простое задание –подчеркнуть пульс марша движением рук сверху вниз.

(исполнили)

теперь выделим сильные доли и отметим фразировку и «пошагаем» руками.

При выходе из класса показать, как выбрать выразительное движение шага, шагать не спеша, горделиво, оттягивая носочек ноги.

(под «Марш» дети выходят из класса).

$

Post Comment