Конспект урока по Музыке "Музыкальная живопись" 5 класс

Разработка урока музыки в 5 классе

«Музыкальная живопись»

ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись .»

ЦЕЛЬ УРОКА: Р$аскрывать новые грани взаимодействия музыки и живописи.

ЗАДАЧИ:

  1. Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  2. Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства$ и музыкального произведения.

  3. Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Ноутбук;$

2.Интерактивная доска;

3.мп3 файлы и СД - диски;

4.Раздаточный материал.

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ

  2. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»

  3. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ

Распевание;

Работа над первым куплетом;

Пение по фразам. Выразительность исполнения.$

Разучивание второго куплета;

Работа над текстом.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и$ литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

  1. Как вы считаете, р$ассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?

  2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?$

  3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?

  4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Давайте$ на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

5.БЕСЕДА ПОС$ЛЕ СЛУШАНИЯ.

  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)

  • Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)

  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, му$зыка звучит довольно тихо)

  • Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

$ «Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой$ радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

$

  • Согласны ли мы с вами с этим утверждением?

  • Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» велик$ого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. «Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.

Не то, что мните вы, природа,

$

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский двори$к». К.Моне «Впечатление»):

  • Какими словами можно передать настроение этих полотен?

  • Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргск$ого?

  • Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?

  • Какие чувства возникают у вас – слушателя-з$рителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?

  • Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?

  • Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт

$

6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

  • А какая она по характеру средняя часть этого произведения?

  • Как вы считаете,$ сколько частей в этом произведении?

  • Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Неж$ный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.

  • Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?

  • Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкаль$ной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только ис$кренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мус$оргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.

9. ИТОГИ$ УРОКА.

Post Comment