Технологическая карта по музыке в 1 классе на тему: «Что нам осень принесет?»

Технологическая карта по музыке в 1 классе на тему: « Что нам осень принесет?»

Аннотация

Урок «Что нам осень принесет?» – это 3 урок 1 четверти программы по музыке и пению. Урок проводится с использованием информационных технологий: представлена презентация в программе PowerPoint, а также используются элементы интеграции трех видов искусств: музыка, ИЗО, поэзия. Использование распевания в игровой форме, благодаря которой происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, что способствует оздоровлению детского организма и вызывает интерес у обучающихся$ к пению, уроку музыки. В конце урока проводится рефлексия путем поздравления с отличным уроком: ребята похлопывают по плечу своего товарища, т. е. происходит создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте и создании ситуации успеха.

$

Технологическая карта урока, направленная на формирование УУД

Предмет __ музыка.

Учитель Горшкова Н.В. Класс 1

$

Тема урока – «Что нам осень принесет?»

Место урока в теме – 3 урок 1 четверти.

Тип урока – изучения новых знаний.

Форма урока – коллективная форма (хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение).

Блок целеполагания:

Общедидактическая цель

(в зависимости от типа урока)

$

Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии.

$ Задачи:

Воспитательные

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом;

Воспитывать художестве$нный вкус, нравственные и эстетические чувства

коррекционно-развивающие

Коррекция и развитие связной устной речи;

Коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

образовательные$

Формировать умения слушать, слышать и анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

Развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос;

Развивать творческий потенциал воспитанников;

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Формировать умение воспроизводить и систематизировать полученную информацию

$ Предметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию;

Развитие готовности в решении творческих задач в учебной и внеучебной деятельности.

Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов.

Управление своей деятельностью,

инициативность,

самостоятельность.

Контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Потребность в общении с учителем и одноклассниками.

Умение слушать, вступать в диалог, работать в $коллективе.

Способствовать развитию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

Инструментальный блок.$

Основные понятия:

$

– предметные – анализ результатов сравнения., владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание

– метапредметные – произведения искусства.

Межпредметные связи

ИЗО, чтение, основы компьютерной грамотности

Формы организации деяельности

Индивидуальная, групповая.

Технология

$

Технологии сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Ресурсы

– для учителя: презентация.

– для обучающихся: интерактивная доска.

Организационно – деятельностный блок.

п/п

Этапы урока

Цели этапа

$

Методы и

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Орг. момент (мотивация к учебной деятельности)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Простые вопросы

Устный опрос.

$ Приветствие учителя:

– Прозвенел звонок?

– Начался урок?

– Здравствуйте ребята!

$ !

Проверяет готовность и настраивает детей на занятие.

– Здравствуйте

Личностные:

– самоопределение

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний

$ Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Вступительная беседа:

Звучит пьеса

С. Прокофьева

« Фея Осени».

Сядьте удобнее, сейчас вы сможете увидеть, услышать и почувствовать только с помощью музыки.

Так же нам в этом помогут закрытые глаза и расслабленное, раскрытое звукам, наше тело. Сожмитесь в «комочек» – «Напряжение», а теперь встаньте как «мягкая тряпочка» «Расслабление» (повтор 3 раза).

На фоне музыки:

Незаметно деревья и кусты наряжаются в разноцветную листву. Воздух наполняется тонким ароматом: запахом дынь, яблок, арбузов. Наступает срок появления на Земле феи. Она несет с собой дождь, слякоть, но иногда радует нас теплыми, погожими деньками. Тогда мы берем в руки корзинки и идем в лес собирать грибы. Начина$ется царство новой феи.

Что это за фея?

Какой вы представляете Фею Осени, слушая эту музыку?

Мотивация

Сегодня на уроке мы с помощью музыки постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу.

Посмотрите за окно. Какие изменения происходят в природе осенью? С человеком? С животными?

Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой.

Захотели мы услышать музыку, и мы её услышали, а захотели мы увидеть музыку и мы её увидели, а захотели мы почувствовать музыку и мы её почувствовали.

1. Скажите, а зачем нам нужна музыка?

2. Чему мы можем научиться у музыки$?

3. А что нам поможет этому научиться?

$ 4. Скажите, что значит слушать и слышать музыку ?

5. Что нам нужно, для того чтобы научиться понимать музыку?

6. Как урок музыки нам может в этом помочь?

Слайд 2

$

Дети слушают музыку с закрытыми глазами

Дети учатся расслабляться и избавляться от зажимов и подготавливаться к восприятию музыки.

$

Открывают глаза

Фея Осени

С помощью воображения. Мы представили образ, который нам показала музыка с помощью звуков и характера музыки.

Колючая, резкая, мрачная

Птицы улетают, листья желтые, холодно становится, идут дожди.

$

1. Музыка это наш друг. Она может нас веселить и вместе с нами грустить, может ласково убаюкать, а может наоборот поднять нам настроение.

2.Сочувствовать, сопереживать доброму отношению к людям, видеть красивое, представлять, фантазировать …

$

3. Поможет то, как внимательно мы будем её слушать и наше желание услышать и увидеть музыку

4.Нет. Слышать это значит – понимать музыку.

5.Чтобы нам научиться понимать музыку, надо учиться прежде всего слушать и слышать самого себя и окружающий мир звуков.

6. Такой урок, как музыка, помогает нам зна$комится с миром звуков и музыки.

Познавательные

– Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные:

-умение соотносить то, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные:

-Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные

– Способность взаимодействию с товарищами в группе;

– Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

3

$

Определение темы урока.

Применение нового знания в типовых заданиях.

Соотношение увиденного, с услышанным

$

Тема нашего урока это «Что нам осень принесет?».

Сегодня на уроке мы попытаемся услышать музыку в произведениях искусства художников и поэтов, и попробуем не только услышать, но и увидеть и почувствовать её.

Будем учиться слушать и слышать музыку с помощью музыкального произведения русского композитора С.С. Прокофьева.

А так же на уроке продолжаем развивать свой голосовой аппарат: будем учиться правильно петь и разучим новую песню.

Слайд 3.

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы.

$  

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения.

4

Осознание и осмысление блока новой учебной информации

  • Построение проекта выхода из затруднения

$

  • Реализация построенного проекта

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

построение и $фиксация нового знания.

Работа с иллюстрациями

Создание проблемной ситуации

«Сопоставление музыка- рисунок – произведение.»

Однажды к композитору художнику и поэту пришла в гости муза и спросила: что нужно им для того чтобы нарисовать картину природы: «Осень»?

Как вы думаете, что ответил каждый из них?

И каждый ответил по-свое$му.

Посмотрите внимательно на экран:

1) Где изображён художник, а где композитор? Как вы догадались? (Дети рассматривают картины известных художников через показ проектора).

2) Какой показана осень на картинах художников?

Какие чувства вызывает у вас осенняя природа?

А как может звучать музыка осени в стихотворениях поэтов?

Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

Послушайте стихотворение

А. Плещеева.

Осень наступила,
Высохли цветы, 
И глядят уныло 
Голые кусты. 
Вянет и желтеет 
Травка на лугах, 
Только зеленеет 
Озимь на полях. 
Туча небо кроет, 
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет, 
Дождик моросит.
Зашумели воды 
Быстрого ручья, 
Птички улетели 
В теплые края. 

Внимательно рассмотрите репродукции.

Можно ли сказать, что настроение этих произведений искусства похоже? Почему?

Желтая, голубая, красная$, краски – ответил художник.

Скрипка, фортепиано, флейта – ответил композитор.

Слайд 4

Художник с кистью в руках, рядом краски.

Композитор с нотной тетрадью, музыкальными инструментами.

Слайд 5

Грустная, веселая, унылая.

Хочется плакать, грустно.

Плавно, напевно, в рифмах.

Слайд 6

$

$ Слайд 7

Да. В этих произведениях осень унылая.

Да, потому, что цвета, краски и слова вызывают похожие печальные чувства, похожее грустное настроение.

Познавательные:

– анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные:

-осознание ответственности за общее дело.

$  Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 

Работа

с фонограммой

Развитие творческих способностей.

Прослушивание произведения.

Вы прослушали «Вариацию Феи осени» С. Прокофьева.

$ Какой показана осень в этом музыкальном произведении?

Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?

Ответы могут быть самые непредсказуемые (это допустимо) все ответы детей принимаются.

Да, отличается, характер музыки стремительный тревожный, а характер стихотворений печальный , спокойный, грустный, тоскливый.

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

 

Коммуникативные:

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

$

Распевание,

4 мин.

Развитие творческих способностей, певческих навыков

Хоровое, индивидуальное пение

А теперь мы вместе с Феей Осени отправимся на прогулку по осеннему лес$у. (распевание, упражнения на дыхание).

Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осенним днём?

Итак, мы вышли на прогулку. Пришли в лес, встали на опоре и сделали глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха. Встречаем природу с распростёртыми руками (воздух попадает в живот, плечи опущены) и заключаем её в объятия при выдохе (руками показываем как воздух при выдохе постепенно уходит из живота).

3 коротких вдоха через нос и 1 длинный выдох через рот; 1 длинный вдох через нос и 3 коротких выдоха через рот. Все дыхательные упр. повторяются по 3 раза

Приходилось ли вам в лесу кричать?

Беззвучно прокричали звук «ААА$…» и «А..УУУ…»

А теперь давайте распоёмся и вспомним: как же звучал этот осенний день.

Шелестела листва – шшшш…,

пролетела муха – жжжж….,

а за ней маленький комарик – ззззз….,

и опять муха – жжжжж….

Тут подул лёгкий ветерок – фф…вввв…., который завывал всё сильней и сильней – уууууу….

И принёс нам издалека звук выстрелов охотников – кх…кх…кх…..,

мы и звери в лесу немного напугались – аааааааа……,

но тут кто-то запел песенку – ля-ля-ля-ля… мы с песенкой весело вышли из леса и сели на мотоцикл – рррррр….., рядом по дороге ехали машины разных марок – б(губами)…. Но наш мотоцикл круче и мы обогнали все машины – ррррррр…..

И похохотали – ха-ха-ха-хааа…(работа над диафрагмой).

Слайд 8

Дети встают в круг и выполняют задания в движении по кругу

$

Дети выполняют упражнения на дыхание.

$

Распевание.

Личностные

– Способность взаимодействовать с товарищами в группе

Предметные результаты

– Построение нового знания о музыке $осени.

Регулятивные

– Оценка того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные

– Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

– Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Разучивание песни.

Развитие памяти, певческих навыков

Проговаривание песни с движениями

А теперь настало время познакомиться с новой осенней$ песенкой, которая называется

«Что нам осень принесет?»

Попробуйте сами придумать красивые движения к песенке, слушайте внимательно текст, мелодию и ритм песенки.

Какое настроение создаёт нам эта песенка? Начинайте свой ответ со слов – «Оказывается осенняя музыка может быть…».

Повторное слушание песенки вместе с движением.

Повторяем за мной слова и запоминаем ритм, и мелодию нашей осенней песенки. Постарайтесь запомнить припев и уже пойте его вместе с нами.

$ А сейчас мы с этим же весёлым, добрым, хорошим настроением споём эту песенку.

Слайд 9

Слушание песни, придумывание движений.

Весёлое!

Осенняя музыка может быть и весёлой и задорной, а не только грустной, унылой, жалобной, печальной и тоскливой

$

Пение песни с движениями

Дети стоя поют песню «Что нам осень принесет?».

Регулятивные:

– планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– оценивание качества и уро$вня усвоения; коррекция.

Закрепление.

Какие произведения искусства создают поэты, художники и композиторы?

Какая Фея приходила к нам сегодня на урок?

Какой у неё был характер?

Кто создал это музыкальное произведение искусства?

Какую песенку сегодня на уроке мы с вами разучивали?

С каким настроением надо исполнять эту осеннюю песенку?

А какое у вас сейчас настроение?

Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

Как вы думаете, какой б$удет тема следующего урока?

Стихотворения, картины, музыкальные произведения.

Фея осени.

$

Веселый, задорный

Композитор С. Прокофьев.

«Что нам осень принесет»

Веселым, хорошим, радостным.

Грустное, веселое, радостное.

Что такое произведения, что они бывают разные у разных авторов.

Золотая осень, урожай…

$

Познавательные:

-умение проводить анализ, оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

умение прогнозировать

изучение последующих тем.

Список литературы:

1. Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская «Музыка. Планируемые результаты». Москва «Просвещение» 2013 год.

2. М.Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду» Ярославль, Академия развития.2006 год.

3. М.А. Довыдова «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва. «ВАКО» 2006 год.

4. М.А. Довыдова «Уроки музыки 1- 4 классы». Москва. «ВАКО». 2010 год.

$ 5. Л.В. Золина «Уроки музыки 1-8 классов с применением информационных технологий. Москва. «Планета». 2010 год.

6. И.В. Евтушенко «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей- сирот» Москва «Академа»» 2003 год.

7. http://vmusice.net

8. http://viki.rdf.ru

9. http://www.uchportal.ru

10. http://infourok.ru.

Еще записи

Leave a Comment