Урок – конспект по музыке для 2 класса “Путешествие в мир знакомой музыки”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с углубленным изучением отдельных предметов №78

городского округа город Воронеж

Открытый у$рок

Путешествие в мир знакомой музыки ”

подготовила

учитель музыки

Пчелинцева Лариса Петровна

$2010 г.

Тема четверти: «О чем говорит музыка».

Тема урока: $«Путешествие в мир знакомой музыки».

Цели: выявить, как ученики научились понимать и передавать в своем исполнении характер, настроение и чувства музыки.

Задачи: – обобщить знания учащихся по темам «Три «кита» и «О чем говорит музыка?»; на знакомом учащимся материале проверить, насколько хорошо дети могут ориентироваться в трех сферах музыки (марш, танец, песня), в знакомом им песенном и музыкальном материале; насколько способны почувствовать и эмоционально передать в своем исполнении (в разных видах деятельности – пение, движение под музыку, музицировании, в пластическом интонировании) различные настроения и характеры музыки; показать связь музыки и изобразительного искусства с жизнью;

воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; музыкальную культуру учащихся; воспитать любовь к родной природе; умение сопереживать;

– развить навык$ вслушивания в музыку, желание выразительно исполнить ее; фантазию детей, любовь к музыке; музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); певческий голос; артистические способност$и; творческое воображение.

Тип урока: закрепляющее – обобщающий.

Методы и приемы: словесный, наглядный, сопереживания, размышления о музыке, контрастных сопоставлений, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы.

Музыкальный материал:

1. «Песенка Бременских музыкантов» Г.Гладкова.

2. Музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.

3. Марш Л.Бетховена.

$4. Два варианта марша Д.Кабалевского.

5. «Танец маленьких утят» Т.Вернер.

6. Вальс из балета «Спящая красавица» П.Чайковского.

7. Полька С.Рахманинова.

$8. Инструментальный вариант русского народного песни-танца «Барыня».

9. Попевка «Березки» И.Арсеева.

10. «Перепелочка» белорусская народная песня.

11. Музыка к загадкам из звукового файла («волшебство»)

12. Голос перепелки из звукового файла.

13. Песни по выбору учащихся:

14.«Гномики» К.Костин;

15. «Песня Бременских музыкантов». Г.Гладков – Ю.Энтин;

16. «Друзья» Алексеева;

17. «Пусть всегда будет солнце». А.Островский – Л.Ошанин;

18. «Веселый музыкант». А.Филиппенко – Т.Волгина.

$Оборудование: фортепиано, доска, ноты, карточки – оценки.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

$Ход урока

I. Вход в класс (звучит «Песня Бременских музыкантов» Г.Гладкова). (Слайд 2.)

Приветствие: «Здравствуйте».

$II. Введение в тему урока.

У: – В этом полугодии мы вместе с вами совершили много путешествий в мир музыки, узнали много интересного о музыке и о себе. Вам понравились наши путешествия? Хотели бы совершить еще одно? Это будет путешествие в прошлое – в мир уже знакомой вам музыки. А помогут нам путешествовать…, как вы думаете кто? (Варианты ответов детей.) (Слайд 3.)

У: – Как же зовут наших помощников «китов»? Все вместе. (Учащиеся дают ответ всем классом.)

Д:- Марш, танец, песня.

У:- Молодцы. Вы готовы к путешествию?

Д:- Да.

У:- Тогда сели удобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и свое настроение от музыки дв$ижениями рук, корпусом в такт звучащей музыки. И так, в путь!

III. Работа по теме урока.

$МАРШ

У:- Путешествие первое (Звучит музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.).

(Слайд 4.)

У:- …и начинается оно с загадки. Будьте внимательны! Ответ дадим хором. $(Слайд 5.) (Учитель читает текст загадки.)

Д:- Марш!

У:- Молодцы! И так, мы с вами попали в страну марша. Вспомним, что такое «Марш»?

Д:- Марш – это шаг, шагать.

У:- Вы умеете маршировать? (Да.) Хотите показать? (Да.) Будьте внимательны! В своих движениях будем передавать все изменения музыки: если музыка звучит тихо, и мы будем маршировать на носочках; музыка звучит громче – мы шагаем активнее, но не топаем. И не забудьте передать настроение этой музыки. (Звучит Марш Л.Бетховена. Дети встают, маршируют.)

У:- Очень хорошо! Садите$сь, пожалуйста. Где и когда звучит марш?

Д:- На парадах, в школе, на праздниках и т.п.

У:- Как звучат марши? Что всегда в них слышно?

$Д:- Марши четкие, громкие, слышны шаги (и т.п.).

У:- Кто может маршировать под марш?

Д:- Солдаты, спортсмены, дети и игрушечные солдатики.

У:- Давайте проверим ваши ответы. (Слайд 6.)

У: – Замечательно! Продолжим игру в загадки?

Д:- Да.

У:- Загадка музыкальная, а, значит, и слушать ее надо очень внимательно. Я исполню на фортепиано фрагменты двух марша. Вы постарайтесь догадаться, кого из изображенных на этих фотографиях изображает первый марш, а кого – второй.

$(Учитель на ф-но исполняет фрагмент варианта солдатского и игрушечного марша на одну мелодию.)

Д:- Под первый маршируют солдаты, а под второй игрушечные солдатики.

У:- Как вы догадались?

Д:- Музыка первого громкая, тяжелая, много звуков слышно; музыка второго легкая, тихая, быстрая, очень веселая (и т.п.).

У:- Почему же марши звучат по-разному?

Д:- Потому что солдаты вооружены оружием, на них тяжелые сапоги. Солдаты взрослые, большие (и п$р.). А игрушки маленькие, легкие, ножки короткие, оружие игрушечное (и пр.).

У:- С какими чувствами маршируют солдаты и игрушки?

Д:- С гордостью, с уверенность (и т.п.)

У:- А почему у них такие чувства?

Д:- Потому что они защитники.

У:- Молодцы. А кого они защищают?

$Д:- Они защищают людей от врага.

У:- Игрушечные солдатики тоже защищают людей?

Д:- Нет (дети смеются).$ Они защищают кукол.

У:- В этом путешествии вы показали себя знатоками марша. Молодцы!

ТАНЕЦ

У:- Продолжим путешествие. (Слайд 7.) (Звучит музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.)

У:- И вновь загадка. (Учитель читает текст загадки. Дети дают ответ хором.) (Слайд 8.)

Д:$Танец.

У:- Отлично!

У:- В какую страну мы $попали? Назовите ее?

Д:- Страна танца.

У:- Может быть, вы сможете назвать танец, который мы сейчас станцуем?

Д:- «Танец маленьких утят».

У:- Тогда тихо встаем и постараемся не только изобразить этих утят, но и предать в танце их настроение. $(Дети встают, танцуют «Танец маленьких утят» Т.Вернера.)

У:- Молодцы! Какое настроение у вас сейчас? (Веселое! Отличное!) Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся на свои места.)

У:- Где можно встретиться с танцами?

Д:- В школе, в танцевальной студии, на праздниках и пр.

У:- Следующая загадка. (Слайд 9.) (Учитель читает загадку о вальсе. Дети дают ответ хором.)

Д:- Вальс.

У:- Что представляет собой этот танец? Как зву$чит музыка вальса?

Д:- Он плавный, мягкий, кружащийся (и т.п.).

У:- Вы так красиво говорили о вальсе, что очень захотелось его станцевать. Но в классе мало места. Давайте потанцуем его сидя. Танцуют наши ручки, голова и туловище. Только все ваши движения должны следовать точно за музыкой. И не забудьте о настроении.

$(Звучит фрагмент вальса из балета «Спящая красавица» П.Чайковского. Дети исполняют вальс.)

У:- Расскажите, что вы сейчас чувствуете?

Д:- Легкость, нежность, любовь, хочется летать (и т.п.).

У:- Интересно, какие еще сюрпризы ожидают вас в стране танца? (Слайд 10.) (Учитель читает загадку о польке. Дети дают ответ хором.)

У:- Вам знаком этот танец? $(Да.) Как танцуют польку?

Д:- Под не$го подпрыгивают, он легкий (и т.п.).

У:- А давайте его потанцуем?

Д:- Да!

У:- Тихо встаем из-за столов. Встали позади стульев. Предлагаю на каждую сильную долю легонько приседать, поворачивая корпус то вправо, то влево, сопровождая эти движения легкими хлопками на каждую долю. И не забудьте передать настроение. (Звучит Полька С.Рахманинова. Дети «танцуют» польку.)

У:- Замечательно! Изменилось ли ваше настроение? Что вы сейчас ощущаете?

Д:- Стало еще веселее, радостнее; хорошее настроение, хочется прыгать (и т.п.).

У:- А вот еще загадка. (Слайд 11.) (Учитель читает загадку о народном танце «Барыня». Дети отгадывают.)

$У:- Молодцы! Но давайте не станцуем, а сыграем этот русский народный танец на русских народных инструментах – баян и балалайка. Мальчики взяли в руки «баян», девочки «балалайку». Каждому инструменту нужно вступить в свое время. Помним о настроении. (Звучит «Барыня». Дети выполняют задание.)

$У:- Какой хороший оркестр у нас получился. А что такое «оркестр»?

Д:- Когда все музыканты играют вместе.

У:- Вам понравилось в стране танца?

Д:- Да!

У:- Давайте назовем все танцы. Которые вы исполнили. (Слайд 12.)

$

ПЕСНЯ

У:- Да вы просто знатоки танцев! А наше путешествие продолжается дальше. (Слайд 13.) (Звучит музыка к телепередаче «В мире животных» П.Мориа.)

У:- Куда же мы попали? Давайте послушаем тишину и в ней найдем ответ на мой вопрос. (Дети «сделали» тишину. Учитель на ф-но исполняет мелодию попевки «Березки» И.Арсеева.) (Слайд 14.)

У:- Какой это «кит»?

$Д:- Это песня «Березки».

У:- Правильно!

У:- Давайте сядем хорошо, споем попевочку. (Дети исполняют попевку.) Какими изображены березки?

Д:- Тоненькие, мечтательные, нежные (и т.п.).

У:- Как это слышно в музыке?

$Д:- Мелодия тихая, мягкая, нежная, легкая, воздушная и т.п.

У:- О чем мечтают березки? Чему они радуются?

Д:- Мечтают о новом дне, о солнышке; радуются лету, теплу, красоте (и т.п.).

У:- Давайте исполним эту попевочку так, что бы всем нам стало теплее, солнечнее$ на душе; что бы стало ясно, что березки рады новому дню, рады жизни. (Повторное исполнение попевки.) (Слайд 15.)

У:- Перед вами картина русского художника И.Левитана. Похожи наши березки на те, которые здесь изображены художником?

Д:- Похожи. Потому что картина солнечная, березки нежные, тоненькие как мелодия в попевочке (и т.п.).

У:- Откуда художник взял эти березки?

Д:- Он их увидел в природе и нарисовал.

У:- А композитор, откуда взял березки?

$Д:- Он их тоже увидел в природе.

У:- Получается, что и художник и композитор подсмотрели у природы свои березки?

Д:- Да. Они любили природу.

У:- Почему художник и композитор посвятили свои произведения березкам?

Д:- Они любят березку, природу.

У:- Если посмотреть внимательнее, то можно на картине увидеть птичку. Художник И.Левитан не писал ее. Она залетела сюда случайно. Ведь в лесах и рощах много птиц. Вы узнали ее? (Учитель на ф-но играет начало мелодии белорусской народной песни «Перепелочка».)

Д:- Это же перепелочка.$

У:- Вспомните, о чем она рассказывала нам?

Д:- Она стала старенькая, у нее заболели ножки и спинка; ей одиноко, тоскливо.

У:- Давайте исполним для птички песенку «Перепелочка». Некоторые ребята помогут нам игрой на музыкальных инструментах. А мы с вами постараемся так спеть, чтобы перепелке стало легче. (Детям раздаются музыкальные инструменты – треугольник и металлофон. Один ученик играет на ф-но.)

У:- Какие чувства у вас появились, когда исполняли песню?

Д:- Грусть, печаль, жалость, сострадание (и т.п.).

$У:- Стало ли перепелке спокойнее на душе? Удалось ли нам ее успокоить?

Д:- Да.

У:- Давайте послушаем, что нам ответит сама перепелка$. (Звучит голос перепелки.) (Слайд 15.)

Д:- Ее голос звучит веселее.

У:- Доброе дело сделали. Молодцы! А что же там, впереди? (Слайд 16.) $(Звучит звуковой файл «волшебство».)

Д:- Загадки!

У:- За этими картинками спрятаны знакомые вам песни. Я буду показывать картинку. Звучит музыка. Вы ее внимательно слушаете и называете песню. (Слайд 17.)

У:- Отлично! Начинаем наш концерт. С какой песни хотите начать?

(Дети называют песню. Исполне$ние песни стоя.)

IV. Обобщение темы.

У:- Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?

Д:- Да.

У:- Кто нам помогал путешествовать?

Д:- Киты: марш, танец, песня.

У:- Кого нам помогла увидеть музыка?

Д:- Перепелочку, березки, солдат… (и т.п.).

$У:- Какие настроения и чувства нам помогли пережить три «кита»?

Д:- Радость, веселье, грусть, волнение, сопереживание, любовь (и т.п.)

У:- Чему должен научиться человек, чтобы понимать и любить музыку?

Д:- Научиться слушать музыку.

V. Итог урока.

У:- Вы все очень хорошо работали. Все получили «5». Спасибо!

А вот мое вам пожелание (Слайд 18.):$ (учитель зачитывает его ребятам)

До свидания! (Дети встают. Исполняют попевку «До свидания».)

Построение и выход из класса (звучит «Песня Бременских музыкантов» Г.Гладкова).

$

Список использованной литературы:

  1. Т.А.Затямина «Современный урок музыки». «Глобус», 2007г.

  2. Е.А.Смолина «Современный урок музыки». Академия развития, 2006.

  3. $Программа по музыке 1-8 классы. Д.Б.Кабалевский, Просвещение 2006г.

  4. Музыкальный материал:

http://musicrossosh.my1.ru/

http://www.muznarod.net/

http://alekseev.numi.ru/

http://mp3minusovki.ru/

http://mp3ostrov.com/

$ http://zvuki-tut.narod.ru/

  1. Источники заимствования картинок:

http://www.zel- grushka.ru/index.php?productID=281i3

www.socialdance.ru

http://finalday.ru/1/1/muzika-dlya-valsa-na-vipusknoy.html

http://idancer.tv/news/reports/507/

http://ria.ru/sport/20110530/381970676.html

http://sfw.org.ua/1148850877-pionerskaja-podborka.-nostalgija..h$tml

http://hq-pictures.ru/hq.php?hd=72161

http://saintpetersburg.olx.ru/iid-95786618

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post104954900/

$ http://cccp-kino.narod.ru/multiki_cccp/bremenskie_muzikanti.html http://suetyak.blog.ru/?year=2009&month=03&day=31

http://www.krassota.com/deti.htm

  1. Дополнительный материал:

http://detkam.e-papa.ru/mp/90/957.html

http://zvuki-tut.narod.ru/

Еще записи

Leave a Comment