Урок музыки в 1 классе на тему "Мажорики и минорики"

Мажорики и минорики.(Музыкальное занятие соревнование).

$Наглядно-демонстрационные материалы:

рисунки, синтезатор, раздаточный материал, запись на кассете, партитура песен, эмблема команд.

Вводная часть:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Он у нас будет в виде игр и соревнований. Нас с вами ждет много всего интересного. А начнем мы вот с чего, ответим на вопросы:

Что такое музыка?

Где мы встречаем музыку?

$От чего зависит настроение музыки?

Основная часть:

- Ребята, я вам предлагаю послушать сказку, и ответить на вопрос, т чего же зависит настроение музыки.

С давних времен живут в музыкальной стране Ладии два брата – лада. Крепко друг за друга держаться, но и поспорить любят.

- Мажор – радуется один, что значит – я больше тебя.

- Я Минор- грустит другой,- что значит я меньше тебя.

А почему больше, почему меньше если оба лада строятся из восьми одинаковых по названию звуков например: До, ре, ми, фа, соль, си, до.

$А главное дело тут в расстоянии (интервале). У минора – интервал чуть меньше. У мажора – он чуть больше. И представьте себе этого чуть вполне достаточно, чтобы – смотрел светлым радостным взглядом на мир, а минор грустным, печальным.

По этому их можно легко узнать.

А вот еще может быть самая важная примета, по которой музыка узнается.

$- И так ребята вы прослушали сказку: О чем она?

- Как звали братьев?

-Где они жили?

$- Какой был мажор (минор)?

- Как вы думаете, кто важнее в музыке – мажор или минор, почему?

- Назовите уже изученные произведения, которые звучат грустно (весело)?

- Молодцы. Давайте закрепим все что прошли по нотной грамоте. А для этого разделимся на две команды: Мажорики и Минорики.А кто кем будет сейчас узнаем. Организация соревнований по командам.

Я прочитаю загадку, а чья группа угадает о каком ладе говорится, теми и будут:

Веселятся музыканты, улыбается дирижер.

Лад в котором мы играем называется … (мажор)

Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,

$Этот лад, ужасно грустный, называется…(минор)

- Умнички получите эмблемы и приступим (раздача эмблем)

1) (Звучит запись в мажоре (миноре)дети должны определить по очереди, как звучит музыка).Л.В.Бетховен «Грустная. Веселая»

- Послушайте внимательно и определите как звучит музыка.

2) Хорошо ли мы знаем ноты?

$- Я буду читать вам стихотворение «Семь енотов» и показывать вам ноты, а вы по очереди называйте их:

Раз в субботу 7 енотов

Во дворе учили ноты.

Дотянув на силу …(до)

Вытер пот один енот.

$А второй дошел до …(ре)

Очень жарко во дворе.

Третий взять пытался …(ми)

Да попробуй кА возьми.

А4-что мне …(фа)

С двойкой может быть $графа

Пятый взять пытался …(соль)

И вздохнул – не соль, а боль

А шестой засел на …(л)

И без ля стоит земля.

Лишь 7 дошел до …(си)

Да и тот совсем осип.

- Молодцы. А теперь все дружно споем ноты.

4)Для того чтобы подготовить наш голос к пения выполним упражнения.

Жила-была лягушка$.(Губы растягиваются как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.

Тянем прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну – перетяну и нисколько не устану!) Однажды она заболела. И ей доктор – слоник(Подражаю я слону, губы хоботком тяну. А теперь их отпуская и на место возвращаю.) назначил ей в 9:00 («Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.) уколы(Язык как бы прокалывает то одну то другую щеки со звуком «м», «н».)И на удивление(«Ямочки» При зевоте разомкнуть зубы, образовать небо$льшую щель. Указательным пальцем зафиксировать положение рта) ей тало лучше. Этому обрадовались и лошадки(Поцокать языком громко, с убыстрением, от 10 до 20 секунд в верхнем, среднем, нижнем регистрах), и змейки(Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать вг$лубь рта), и ворона («Ворона» Произносить звуки «Ка-а-а-ар» беззвучно и со звуком. Поднять как можно выше «шапочку» при хорошо открытом рте.) Все вместе они стали кататься на качелях (Рот открыт.Напряжённым языком тянуть поочередно к носу и подбородку).

-Свеча.(Дуть на воображаемую свечу сначала, тихо потом быстро)

_Каша.(Набрать в живот воздух и выдыхать через рот)

5) Игра «Живые звуки»

( Класс делится сначала на 3-4и5групп, каждая группа поет только одну ноту. Дирижер (один из детей) руководит «нотами» дает знак рукой одной группе – поется «до», покажет второй – поет «ре» .

$6) Разучивание «7 подружек»

7) Загадки с названием нот

(Детям показываются рисунки с отгадками)

Вся семья тянула дружно овощ для здоровья нужный,

Старикам и детворе. Этот овощ с нотой «ре».(репка)$

Желтый, круглый, вкусный очень

Фрукт из юга каждый хочет,

В этом фрукте слога три ,

В третьем слоге нота си. (Апельсин ).

Две ноты словно составляют,

Пусть никого не удивляют,

Что с этим сочетаньем нот

Нас познакомил огород. (Фасоль),$

За обедом и за ужином,

С этой нотой крепко дружим мы,

Что мы сыплем в суп и щи?

$Ну- ка в нотах поищи! (соль).

4) Где кто живет?

_______________

______________

________________

________________

________________

5)Перекличка слов с названиями нот по командам.

Домик Фасоль

Лягушка Фонарик

Медуза Синица

Фартук Мир

Домину Фамилия

$

Игра «Живые нотки»

(Предлагаются детям карточки: с одной стороны картинки рисунок, с другой –$ изображение нот. Дети смотрят на картинку, называют ноту, педагог поет соответствующий звук. Дети поют вместе с педагогом, а затем пропевают слово, изображенное на картинке.

-детям предлагается придумать слова на заданную ноту.

- педагог поет слова, дети поют ноту

- работа в подгруппах

-А теперь подумайте в каких еще словах в$стречаются ноты!

Ребусы «Угадай слово»

Имя (Оля)

Овощ (Фасоль)

- Кто кого?

- А теперь посоревнуемся в исполнении песен.

1.Праздник веселый .Д.Б.Кабалевский

2.Добрая школа моя

Завершающая часть:

-Молодцы. Наше задание – соревнование закончилось. Посмотрите сколько нот вы собрали, Сколько интересных заданий выполнили. В нашем соревновании победила Дружба. Всем спасибо, до свидания.

Домашнее задание:

Первого уровня:

$

Дома расскажите родителям о сегоднешнем уроке, о своих впечатлениях.

Post Comment