Урок музыки в 6 классе Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал

Водопьянова Т.М.

Урок музыки в 6 классе

Образы духовной музыки Западной Европы$. Полифония. Фуга. Хорал.

Что общего между мобильным телефоном и органной музыкой? И в том, и в другом случае, нам может встретиться слово полифония, но в музыке оно произносится с ударением на третьем слове, потому что один из корней этого термина – « фон», звук. А «поли», как известно, много. Полифония - это принцип музыкального мышления, при котором все голоса музыкальной ткани $абсолютно равноправны. Каждый из них ведет одинаково важную мелодию. Нет главных и подчиненных. И хотя в музыке мы, как правило, слышим много звуков, много голосов, тем не менее, она не всегда полифонична.

$

Современный подросток с мобильным телефоном

В песне "Крики Парижа" Клемана Жанекена, жившего в XVI веке, звучат в полифоническом переплетении возгласы уличных продавцов. Композитор начинает и за$канчивает песню призывами к слушателю: «Слушайте, слушайте, слушайте крики Парижа!» Предлагают все подряд: пирожки, красное вино, сельди, дрова, горчица, старые башмаки, артишоки, молоко, груши, свекла, вишня, спички, миндаль, русски$е бобы, четки, голуби, каштаны, рыба, овощи, дрова… У каждого продавца свой голос, своя интонация.

http://yandex.ru/images/search?$text=крики%20парижа&img_url=http%3A%2F%2Fclasses.bnf.fr%2Fema%2Ffeuils%2Fimages%2F3%2F692.jpg&pos=4&rpt=simage&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&pin=1

Крики Парижа

Иногда эта самостоятельная музыкальная тема бывает предель$но простой. Например, как в случае с нидерландским композитором Жоскином Депре. Король Людовик XII заказал ему многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве певца миг участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую из... одной ноты.

http://yandex.ru/images/search?text=ДВОР%20ЛЮДОВИКА%2012&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&pin=1

Королевский двор Людовика….

$

Полифоническую музыку чаще сочиняют по правилам. Наиболее распространенное и удобное правило в полифонии - это имитация: подражание, подделывание, подделка. Один голос пропел или проиграл небольшую мелодическую тему. Другой ее $повторил. Но голос, который тему уже исполнил, не замолкает. Он продолжает свою линию - более корректно, не привлекая к себе внимание, как бы отойдя в тень. Эта музыка второго плана называется противосложением. Через некоторое время, когда все голоса выскажутся, первый голос вновь берет слово, то есть проводит тему. Так происходит неоднократно: голоса вступают в любом порядке, звучат, на какое-то время смолкают, чтобы вновь вступить в разговор.

$http://yandex.ru/images/search?text=музыкальная%20беседа%20в%2017%20веке&img_url=http%3A%2F%2Fs41.radikal.ru%2Fi091%2F1010%2Fd6%2F2548446f209ft.jpg&pos=2&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1405270811128&pin=1

Музыкальная беседа в 17 веке

$

$

Термин «фуга» происходит от латинского и затем итальянского - бег, бегство, погоня. Название объясняется тем, что голоса с их проведениями одной и той же темы как бы бегут друг за другом, преследуют друг друга:

В тройной фуге он ласкает главную тему,

играет, как кот с мышью — не убежать, $

настигает её, ликует,

опомнится — где же мы?..

и возвращает гармонию миру...

Зародившаяся и сложившаяся в Италии фуга обязана дальнейшим своим развитием немецким композиторам. В основе любой фуги лежит определенная музыкальная мысль, которая применительно к фуге называется темой. По ходу фуги $тема последовательно звучит во всех голосах, вовлеченных в фугу. Причем проведение темы подчинено очень жестким правилам, потому фуга как музыкальный жанр при всем своем разнообразии всегда несет на себе особую печать интеллектуальной работы. Не каждому композитору удается гармонично сочетать в фуге эмоциональное и математическую точность.

Ноты фуги Баха

Сотни, тысячи композиторов писал$и фуги. Но вознес фугу на недосягаемую высоту Иоганн Себастьян Бах... О его великой музыке можно рассказа$ть только в стихах:

Звучит орган торжественно и ясно.

В старинной кирхе вновь звучит мотив.

Мелодия божественна, прекрасна…

Я замираю, голову склонив.

Стремится ввысь мелодия, под своды,

Я слушаю чудесный тот напев.

Седой Маэстро дарит гимн свободы,

Струну души до глубины задев.

Что это: Моцарт, Бах? Звук так прекрасен.

Соната, Реквием, звезды полёт?

Мир музыки огромен, чист и ясен.

Какая сила у обычных нот!

Мерцают свечи... Звуки тише стали...

$

Волшебной птицей музыка плывёт.

И замер где-то в ясной звёздной дали

Моей души возвышенный полёт!

О многих баховских фугах можно сказать:

это серьезный разговор серьезных людей н$а серьезную тему. Хотя, конечно, можно привести и множество примеров фуг очень живых и быстрых.

Памятник И. С. Баху у церкви св .Фомы

http://yandex.ru/images/search?text=И.%20С.%20Бах%20%20в%20церкви&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-$16x9_1366x768&pin=1

Рассказывали, что Бах; подписывая денежную сделку, мог заметить, что буквы его имени составляют оригинальную, богатую мелодию, и написать на нее фугу. Услышав первый крик своего младенца, он обрадовался, но не мог не исследовать, какого рода гамме принадлежали звуки его голоса. Узнав о смерти своего истинного друга, он закрыл лицо рукою - и через минуту начал писать погребальный мотет.

http$://yandex.ru/image$s/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fwww.musicwithease.com%2Fbach-04.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1405270951944&p=1&text=бах%20играет%20на%20органе&noreask=1&pos=34&rpt=simage&lr=9&pin=1

Бах играет на органе

Князь Одоевский в повести « Русские ночи» дал поэтичное описание первой органной импровизации в эпизоде, рисующем ночное посещение эйзенахской церкви юным Бахом. «Луна, и теперь покровительствовавшая ему, мелькнула$ в разноцветные стекла полукруглых окошек, и Себастиан едва не вскрикнул от восхищения, когда увидел, что находится на том месте, где поутру видел органиста; смотрит - перед ним и клавиши, - как будт$о манят его изведать его юные силы; он бросается, сильно ударяет по ним, ждет, как полногласный звук грянет о своды церкви, - но орган, как будто стон гневного мужа раздался, испустил нестройное созвучие по храму и умолкнул. Тщетно Себастиан брал тот и другой аккорд, тщетно трогал то одну, то другую клавиатуру, тщетно выдвигал и вдвигал находившиеся вблизи рукоятки, орган молч$ал, но в ответ только глухой костяной стук от клавишей. Наконец он вспомнил виденные им мехи и догадался, что без их движения орган играть не может, что первый звук, им слышанный, происходил от небольшого количества воздуха, оставшегося в каком-либо воздухопроводе; он подосадовал на свое невежество и бросился к мехам.

http://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fpics.nashgorod.ru%2Fimgfiles%2Fnewnews_imgs%2F2012%2F09%2F24%2F4200f7021910e37ccc7b7f79914bf629.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641$-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1405271060411&p=3&text=бах%20играет%20на%20органе&noreask=1&pos=98&rpt=simage&lr=9&pin=1

Бах играет на органе - 2

$

Вдруг он увидел: четырехугольные столбы подымаются с мест своих, соединяются с готическими колоннами, становятся ряд за рядом. Взору Себастиана явилось бесконечное, дивное здание, которого наяву описать не может бедный язык человеческий. Здесь таинство зодчества соединялось$ с таинствами гармонии; над обширным, убегающим во все стороны от взора помостом полные созвучия пересекались в образе легких сводов и опирались на бесчисленные ритмические колонны. Внутренность храма словно наполнилась радужным сиянием... Ангелы мелодии носились на легких о$блаках его и исчезали в таинственном небе…»

http://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fwww.septaccord.ru%2Fuserfiles%2Fimage%2Forgan18.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1405271060411&p=3&text=бах%20играет%20на%20органе&noreask=1&pos=95&rpt=simage&lr=9&pin=1

Бах играет на органе – 3, интерьер лютеранской церкви

Где можно услышать полифонию? В фуге Баха и в духовном хоровом концерте Бортнянского, в сонате Бетховена и в симфонии Шостаковича, в опере. Стравинского и в песне Джона Леннона. Были и популярны до сих пор специальные полифонические жанры: мотет, ричеркар, пассакалья, чакона, фуга, инвенция. Кинорежиссер Эльдар Рязанов пишет:

Соната ли, фуга, иль месса,

сюита, нок$тюрн или скерцо...

Там ритмы диктуются сердцем.

восходит небо из-за кромки луга,

а жаворонок звонкий высоко

$насвистывает солнечную фугу,

и ноты, ноты! – зёрна жемчугов –

рассыпаны арпеджио из дымки

http://yandex.ru/images/search?p=1&text=солнечная%20абстракция&img_url=http%3A%2F%2Fthumb18.shutterstock.com%2Fthumb_small%2F594997%2F594997%2C1280055003%2C1%2Fstock-photo-joy-multicolored-abstraction-with-blurs-57773581.jpg&$amp;pos=31&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1405271475789&pin=1

Радостн$ая солнечная абстракция

В «Фуге» русского художника Василия Кандинского переплетаются в пространстве цветовые пятна и формы. Зритель воспринимает картину не только по горизонтали, но и по вертикали, снизу вверх. При таком восприятии в ней чётко различимы три части, так же, как и в подавляющем большинстве музыкальных фуг. Это напоминает изображение в 3D.

$ В. Кандинский « Фуга»

http://www.wassilykandinsky.ru/work-101.php

Обращение художников к форме фуги не случайно, музыкальные форм$ы дают нам «зримую музыку». Это есть одна из самых конструктивных чётких музыкальных форм. Центральный образ «Фуги» Чюрлёниса» – это ель. В нижней части картины, в экспозиции (по аналогии с музыкой) она доминирует (большой размер, более тёмный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они по колориту бледнее, менее значимы, как и противосложение$ в обычной фуге. Экспозиция с её основными образами плавно переходит в разработку, отличающуюся масштабностью и высветляющимся колоритом.

Третья часть картины – реприза – очень чётко отграничена. Для неё художник приберёг, точно так же, как это делается и в музыке, более сильные и конструктивные приёмы – стретту (изображение в сжатом виде) и, одновременно, зеркальное отражение темы, друг против друга и со сдвигом, подобно темам в музыке фуги.

$

«Фуга» Чюрлёниса

Другим распространенным жанром полифонии был хорал. Сократив католическую мессу, Мартин Лютер рекомендовал неб$ольшим городам ограничиться «немецкой мессой», состоявшей исключительно из немецких песнопений, позже названной протестанстким хоралом. По замыслу Лютера, община должна была хором исполнять песни и гимны религиозного характера на тексты из католического богослужения. Музык$а должна была быть несложной, доступной и другим исполнителям. Лютер нередко выбирал мелодии популярных в то время светских песен.

http://www.luthvostok.com/?a=page&id=666

Лютеранская община поет хорал

Иоганн $Себастиан Бах постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах – органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. В своих хоралах он размышлял о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни – о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасн$о знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия на двух языках – немецком и латинском – была его настольной книгой. В финале фильма Андрея Тарковс$кого

«Солярис» звучит «Хоральная прелюдия» Баха, в ее звучании словно соединяются печаль земной разлуки и возвышенная вечность неба.

Рембрандт «Возвращение Блудного сына»

Все длятся в небо, стонут и качаются,

размешивая в небе облака,

и так внезапно, страшно, свысока

обрубленными сучьями кончаются.

как будто вмиг оборванный полет$,

как недописанная фуга Баха,

вот всхлипнул клавесин, и нота страха,

со струн сорвавшись, сказку оборвет.

о, сжатые заборами канонов

деревья музыки! обрубленные ветви

еще живут, я слышу эту жизнь,

хоть это вопреки любым законам.

но для кого-то лучшее на свете -

в вязанку ваши ветви уложить…

$

Звездное небо

Post Comment