Формирование и совершенствование навыков техники чтения в начальной школе

Формирование и совершенствование навыков техники чтения в начальной школе

$Несколько лет назад я познакомилась с книгой В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению». По оценкам психологов, как пишет автор, на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хоро$шо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он неусидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная$ истина для каждого учителя. Однако один из примеров, приведенных в этой книге, показался мне наиболее ярким и окончательно убедил меня заняться совершенствованием техники чтения. Вот он.

При обследовании одной из школ мы нашли ученика восьмого класса Васю Б., который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе…В восьмом классе$ домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около трех часов необходимо Васе, чтобы один раз прочесть тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Вася за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже девять часов; еще прибавим шесть часов, которые Вася провел в школе и получится 15 часовой рабочий день. Мы уже наруш$или Кодекс законов о труде. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася, таким образом, обречен на неуспеваемость. Можете приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогу$т помочь.

Есть еще и такие данные.

Те, кто стал отличником, имели в конце третьего класса скорость чтения в среднем 150 слов в минуту. Те, кто в 6-8 классах стали хорошистами, имели скорость чтения в среднем 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту.

Оптим$альный темп разговорной речи – 120 –150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому в течении столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Средняя скорость чтения диктора телевидения, к примеру, 130 слов в минуту.

Итак, соотнеся массу убедительной информации этой книги со своими наблюдениями, мною была п$оставлена задача: повысить уровень техники чтения, используя всевозможные методы и приемы, создавая комфортные условия и максимально учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ребенка. Безусловно, находя и пробуя новые методы и приемы, проводя диагностику, я приходила к выв$одам, что некоторые из них не дают достаточно высоких результатов и либо отказывалась от них, либо корректировала, и дополняла чем-то своим, либо использовала только в совокупности с другими.

Сегодня я остановлюсь лишь на некоторых аспектах работы, которые привели к определенным результатам, покажу ту форму диагностики, которую использую и познакомлю с достигнутыми резул$ьтатами.

Причем, сразу хочу сделать акцент на том, что, говоря о технике чтения, мы подразумеваем 4 аспекта: скорость, правильность, выразительность и осознанность. Поэтому и работа, о которой пойдет речь, была направлена на повышение их уровня.

$

  1. Работа с родителями (заинтересовать и дать рекомендации).

А. Обратить внимание не на длительность, а на частоту тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это соз$дает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить небольшие упражнения. Что же мы можем наблюдать зачастую? «Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи» - говорит мама. 1,5 часа трудной работы, котор$ая подавляет у ребенка желание читать. Лучше читать тремя порциями по 5 минут.

$Б. Хороший результат дает чтение перед сном.

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще 200 лет назад говорилось: « Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

В. Режим щадящего чтения для детей не любящих читать.

Если ребенок не любит читать, значит, у него при чтени$и возникают трудности. Для него оптимальным будет чтение 1-2 строчек и после этого кратковременный отдых ( диафильм, поочередное чтение ).

  1. Тренировочные упражнения, проводимые на уроках.

А. Жужжащее чтение ( было основным в школе Сухомлинского ).

Это такое чтение, когда $все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 человек. При этом каждый из учеников поупражняется не более 2 минут. При жужжащем чтении тренировочной работой охвачены все 3 0 человек в течение 5 минут. Безусловно, это создает определенный хаос и не для каждого учителя это кажется приемлемым. Но если осознать, что это приносит пользу, то, вероятно, можно от$ойти и от своих принципов.

Б. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Это заимствовано из Монгольских школ. У каждого на парте книга. И любой урок – будь то чтение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу и читают 5 минут в режиме жужжащего чтения.

Постоянно используя такой вид рабо$ты, я пришла к выводу, что такое чтение является не только хорошей тренировкой ( если в день даже по 4 урока, то ежедневные тренировки составят 2 0 минут, а в неделю – 100 минут т. е. Около 2 часов, помимо самих уроков чтения, которым по программе в начальной школе, к сожалению, отводится от 3 до 4 часов$ в неделю ), но и организует детей после шумной перемены, а так же повышает читательский интерес (смеются во время чтения, возбуждая интерес к своей книге, обмениваются книгами, личный пример учителя, зачитывание интересных фрагментов ). Мы носим книги с такой установкой : « У нас есть уникальная возможность почитать на любом уроке свою любим$ую книжку».

В. Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памят$и. Что это значит? Ребенок читает конец предложения, а начало уже забыл.

Как же развить оперативную память? Я делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко и представляют собой 18 карточе$к, каждая из которых состоит из 6 предложений. Особенность их такова, что если 1 предложение содержит всего 2 слова (8 букв), то последнее предложение 18 карточки – 8-9 слов (46 букв).Наращивание длины предложений происходит постепенно. Время работы со всеми карточками составляет примерно 2 месяца, а оперативная память ребенка развивается настолько, что он может без труда запомнить предложение из 9 слов. Он легче улавливает смысл предложения, читать $становится легче, процесс обучения чтению идет быстрее.

Проведение: смотрим на первое предложение в течение определенного времени, оно указано на карточке и фиксируется учителем, и запоминаем его (время экспозиции обычно небольшое: от 4 до 7 секунд ). Карточка переворачивается, предложение пишется. «А я не запомнил» - «Перепиши у соседа». Одна карточка пишется столько дней, пока все дети не будут писать без подглядываний. Есть условие, – $зрительные диктанты должны писаться ежедневно (и в выходные дни), иначе работа бесполезна. При этом, по моим наблюдениям, такая работа ведет к увеличению скорости письма на уроках русского языка, что позволяет делать эти уроки более насыщенными.

В. Три типа упражнений на одном отр$ывке.

Многократное чтение.

После того, как текст прочитан, проанализирован и осознан, предлагаю читать одновременно в течение 1 минуты. После этого каждый отмечает, где он остановился. Затем следует новое чтение этого же отрывка, и ученик снова фиксирует результат, с$равнивает с предыдущим. Создается положительная мотивация.

На этом же отрывке тренируем артикуляционный аппарат. «Прочитай в темпе скороговорки, делая акцент на ок$ончании слов, которые не должны «проглатываться», а четко проговариваются.(30 секунд).

Теперь снова читаем текст, чуть медленнее, но зато красиво, выразительно и незаметно переходим на новую часть текста, продолжая читать в том же темпе (достаточно быстром)- 1-2 предложений.

Г. Ведение читательских дневников.

Эта работа не только дисциплинирует детей, но и способствует осознанности чтения, так как мы учимся выражать то, что зап$омнилось, свое отношение к героям и событиям, вначале с помощью рисунка, а затем словами ( отзывы ).

Д. Прием стимулирования.

Зайцев В. Н. Предлагает использовать определенный $прием стимулирования- замер скорости чтения в конце каждой недели, с последующим сравнением индивидуальных результатов. Но, честно говоря, всегда испытываешь дефицит времени.

  1. Диагностика.

Два года назад, в газете «Начальная школа», я познакомилась с новым предложениям о$тслеживания техники чтения, дающим возможность фиксировать и скорость чтения, и правильность, и выразительность, и осмысленность. А как радуются дети, когда график стремительно идет ввысь. Как довольны, что уменьшается количество ошибок, $ведь это их труд.

А если ребенок с трудом овладевает навыком чтения? Помогает тот же график, но с другой ценой деления (цена одного деления не 5 слов, а $1 слово).

А если темп не растет? Как поощрить слабого, но очень старающегося ученика? Цветом кружка. Красный – выразительное чтение, синий – отсутствие выразительности, а голубой – читает невыразительно, но очень старается.

В любом случае каждый ученик будет видеть результат своего $труда, сможет сравнивать свои результаты. Все это создает положительную мотивацию обучения.

Казалось бы громоздкая работа, но время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором можно фиксировать качество техники чтения все годы обучения в начальной школе, используя различные цвета.(Можно сделать горизонтально и на одной кривой).

.

Такие замеры позволяют судить и о результативности используем$ых приемов, вооружают наглядным материалом для работы с родителями, помогают намечать совместный план коррекции, подбирать методы и приемы, адекватные возможностям каждого ученика.

Индивидуальные графики имеют и определенный в$оспитательный момент. Они позволяют не сравнивать успехи одного и другого, а учат детей радоваться самому малому продвижению вперед каждого учащегося, уважать труд одноклассников, сопереживать и оказывать им поддержку.

В каждом ребенке есть резервы, есть возможности и способности, надо их только достать и воспользоваться.

Мне близки слова В. И. Шаталова.

«Ты можешь!» – должен напоминать учитель ученику.

«$Он может !» – должен понимать коллектив ребят.

«Я могу!» – должен поверить в себя ученик.

$

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение 2010.

2.Сборник программ. Образовательная система « Школа 2100» М. БАЛАСС 2010. Программа «Чтение и начальное литературное образование»

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. — К., Педагогика, 2003Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

4.Яшина Н. П. Учить детей трудно, но и$нтересно. // Начальная школа. –2001 — №6 – с. 24-46.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

7. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом н$а уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. — №3. – с. 67-69.

Post Comment