Классный час "Разговор о доброте"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

$

Нравственное воспитание

Классный час

Тема. «Разговор о доброте»

Подготовила:

учитель начальных классов

$ МУ «СОШ №1 г. Строитель»

Петрищева Ольга Николаевна

Классный час

Разговор о доброте

Цели и задачи.

Формировать нравственные представления учащихся о доброте, душевности, выяви$ть в ходе классного часа, какого человека можно считать добрым.

Побудить у детей желание помогать родителям, друг другу, слабым, научить ценить чувства других.

Научить задумываться над своими поступками.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование.

Тест «Добрый ли ты челов$ек», иллюстрации «Природа просит помощи», игра «Цветик-семицветик», таблицы для тестирования, магнитофон, компьютер.

Подготовительная работа.

  1. Разучивание с детьми стихотворений по теме

  2. Разучивание песни «Дорогою добра» (Музыка А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского)

  3. Изготовление игры «Цветик-семицветик»

  4. Изготовление таблиц для тестирования по количеству учеников

Ход классного часа

1. Вступительное слово:

Где красота – там доброта.

$ Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днём, ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись!

- Вы, наверное, догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем к$лассном часе?

- А что, по-вашему, есть доброта?

- Не века, а уже тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

- Так что же такое доброта? - Какого человека можно считать добрым? Давайте на сегодняшнем классном часе постараемся дать ответы на эти вопросы.

$

2. Настрой на занятие

- В нашем классе несколько человек, и все вы разные. Но мы учимся в одном классе, мы – одна семья.

- Как мы должны относиться друг к другу? ( по-доброму)

- А что это значит «по-доброму»?

- Давайте сейчас встанем все в круг, возьмёмся за руки и послушаем своё дыхание.

- А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней руку соседа.

- А теп$ерь левую руку и руку соседа слева.

- Представьте, что через руки бежит ручеёк.

- В виде чего этот ручеёк? (Ответы детей)

- Может быть, тепла и доверия?

- А, может, поддержки друг друга или чего-нибудь ещё?

- Каким бы вы хотели видеть этот ручеёк? ( Выслушивание мнений детей)

- Я бы хотела, чтобы ваш ручеёк был ручейком вежливости, доброты и дружбы.

3. Анализ рассказа.

- А сейчас послушайте рассказ о двух подружках и ответьте на такие вопросы:

- Можно ли Соню считать хорошей подругой?

- За что её осудила мама?

$ - Можно ли отношение Сони к подруге считать добрым?

- Как нужно было поступить девочке?

Рассказ

Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью гово­рили девочки.

Но однажды Соня - так звали одну из девочек - прибе­жала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике «пять», а Вера только трой­ку. Мы стали уже неодинаковые.

$Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал$а грустно:

- Да, ты стала хуже...

- Я? - удивилась Соня. - Но ведь тройку-то получила
не я!

Тройку получила Вера, но она ведь получила ее пото­му, что болела. А ты обрадовалась - это значительно хуже.

5. Проведение теста «Качества доброго человека». Работа с карточками.

Слова на карточках:

Благодарность, злость, сочувствие, жалость, лесть, любовь, зависть, добросердечность, ненависть, милосердие, чуткость, доброжелательность, ненависть, отзывчивость, гнев.

- На $карточках написаны чувства, которыми могут обладать все люди. Выберите те из них, которыми хотите обладать вы.

- Скажите, какими чувствами не должен обладать добрый человек.

- Нужно ли эти чувства скрывать или стесняться их?

- Назовите чувства, с которыми нужно бороться.

- Если вы испытываете злость, зависть, ненависть, старайтесь подавить в себе эти чувства. Они разрушают человека. Люди, которые испытывают негативные чувства часто болеют, у них всегда плохое настроение.

6. Беседа о душевности.

- Дети, а приходилось ли вам когда-нибу$дь плакать? Приведите примеры.

- Отчего могут плакать люди? (от обиды, от жалости)

- А ещё люди плачут, когда на душе больно. Как вы понимаете это выражение?

- А где у человека душа? Как вы думаете?

- Есть люди с добрыми душами, а есть и со злыми.

- Давайте попробуем$ заглянуть в себя и увидеть свет своей души.

( Дети закрывают глаза, кладут руку на грудь, преклоняют голову, звучит музыка)

- Каким вы увидели свет своей души?

- Какие краски вы заметили в свете вашей души?

- Все ли люди на земле имеют чистые и яркие души?

- Есть люди злые и завистливые, а души у них, наверное, мрачные и чёрные.

- Вот послушайте стихотворение и скажите, есть ли вообще душа у главного героя этого стихотворения ?

Щенок.

Брошенный, он шел туда, где люди.

$И уселся возле гаража,

Мелкою прерывистою дрожью

На морозе утреннем дрожа.

Мокрый иней склеивал ресницы,

Взгляд с тоской участия просил,

$Только каждый мимо проходящий

Часть надежд собачьих уносил.

Почему никто не замечает,

Что давно не ел он ничего?

Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,

Жизнь - за руку, давшую его!

Вдруг вскочил...

И счастьем и морозом

Задохнулся, взвихривая с ног.

То ему$, ему призывно свистнул

Незнакомый добрый человек!

Господина будущего чуя,

Пес бежит по снегу прямиком

И... летит,

Отброшенный тяжёлым,

Кованым кирзовым сапогом.

Взвыл щенок от нестерпимой боли

(Футболист, как видно, был мастак...).

Ты привыкни, $маленький калека:

Первое знакомство с человеком

Часто совершается и так...

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- Как вы понимаете слова «брошенный, он шёл…»?

- Почему щенок шёл туда, где люди?

- Оправдались ли его надежды?

- Какой человек встретился щенку? (Злой, жестокий…)

- Как бы вы поступили на месте этого жестокого человека?

- Как вы думаете, почему бывает так, что одних людей собаки не трогают, а на др$угих рычат?

- Не приходилось ли вам замечать, что животные чувствуют, как к ним относятся люди?

- Каких людей на свете больше, со светлыми или тёмными душами?

- Послушайте стихотворение М. Садовского «Доброе сердце» и скажите, почему это стихотворение называется именно так?

Я как-то в дом принес щенка, Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу.$

-Ну, что ж, - сказала мама, $- пусть
он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка...

Я во дворе нашел потом

Котенка чуть живого,

Его принес я тоже в дом,

Сказала мама снова:

-Ну, что ж, - она сказала, - пусть
он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется каши ложка...

Я под гнездом нашел птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

- Ну, $что ж, - сказала мама, - пусть

он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется хлеба крошка...

Однажды я принес ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала м$ама: - Пусть живут -

в квартире так чудесно,

а если потесниться, тут

и нам найдется мес$то!

- Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»: осколки ледяного зеркала попадали в человеческие сердца, отчего люди становились злыми и жестокими.

- А сейчас я узнаю, не попали ли в ваши сердца льдинки Снежной Королевы?

- Перед вами таблица, на которой написаны члены вашей семьи. Рядом с тем человеком, с кем вы никогда не ссоритесь, нарисуйте красное сердце, с тем, с кем иногда ссоры бывают, – белое сердце, а около тех, с кем ссоритесь часто, – нарисуйте снежинку.

- Я вижу, что у некоторых в сердце ещё сидит осколок от Снежной Королевы.

- Как можно растопить льдинку в Вашем сердце? (Только добром и любезностью. Нужн$о не обижать людей, помогать старым. Чтобы не было в сердце льдинок, нужно говорить только вежливые слова, тогда льдинки растают.)

- В библии сказано «Никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками»

- Что нужно делать, если что-то происходит не так, как хочешь ты? (Попытаться договориться, постараться заметить в другом решении положительное и т. д.)

- Но бывает так: вам кто-то испортил настроение, и у вас в сердце появилась злость. Как поступить, чтобы ваша злость не вылилась ни на кого на окружающих и ушла из вашего сердца?

Советы психолога:

- Потопать ногами. Злость уйдёт в пол.

-Высказать свои чувства, рассказать$ кому-нибудь о своём плохом настроении, можно даже собаке или кошке, или игрушке.

- Спеть бодрую песенку или сплясать быстрый танец.

-Смыть дурные чувства. Набрать тёплую ванну, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает всё плохое.

- Надуть злостью шарик.

  1. Разговор о добром отношении к родителям.

$ В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе в$чера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!$

- Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь к своему ребёнку, оно никогда не остаётся равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. Маму нужно всегда любить и стараться не доставлять ей неприятности.

Но иногда наши поступки огорчают родителей. Вспомните, было ли в вашей жизни такое, когда вы расстроили своим поведением свою маму? ( Дети по желанию говорят о своих проступках)

$

Анализ ситуаций.

- В чём ошибка этих детей? Можно ли сказать, что они думают о своих родителях?

Ситуация первая

Витя сказал маме, что пойдет во двор и вер­нется домой к 7 часам вечера. Ребята увлеклись игрой, а потом Витю пригласил к себе Миша смотреть телевизор. Витя согласился. Передача бы­ла интересная, и Витя забыл о своем обещании прийти к 7 часам. И вот уже 9 часов, а Вити все нет. Мама волнуется, к соседям побежала, спрашивает у Вовы, Витиного товарища, не видел ли он сына. «Нет, не видел,» — отвечает Вова. У ма­мы на глазах слезы. Где же Витя? А в это время Витя спокойно смотрит телевизор и весело смеется.

Ситуация вторая.

Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать уроки. Работали они добросовестно, серь­езно. В это время пришла Петина мама с тяжелыми сум­$ками и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сум­ки». Петя ответил: «Мама, мы ведь серьезным делом заня­ты - уроками».

- Что вы скажете о поведении мальчиков? Как нужно было поступить? (Обсуждение.)

8. Беседа о бережном отношении к природе.

- А можно ли считать че$ловека добрым, если он разоряет птичьи гнёзда, ломает ветки на деревьях, топчет комашек, ловит бабочек и отрывает им крылья?

- А как нужно относиться к природе?

$ - Послушайте стихотворение «Солнце в ладошке» и скажите, о чём оно?

Солнце в ладошке,

Тень по дорожке,

Крик петушиный,

Мурлыканье кошки,

Птица на ветке,

Цветок у тропинки,

Пчела на цветке,

Муравей на травинке.

И рядышком — жук, весь

Покрытый загаром.

И все это — мне$,

И все это — даром!

Вот так — ни за что! —

Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир

И другим сохранил.

(Дети говорят о бережном отношении к растениям, о помощи птицам в зимнее время, об экономии воды, об уборке территории своей школы и т.д. )

9. Подведение итога занятия.

- Сегодня мы много говорили о доброте.

- Так что же такое доброта? (Ответы детей)

- До$брота – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

- А какого человека можно считать добрым?

$

- В заключение нашего занятия я бы хотела услышать ваши добрые пожелания в адрес других, тех, кто рядом с нами. Сейчас каждый из вас назовёт своё доброе желание, и оно обязательно сбудется.

Игра «Цветик-семицветик»

$

Мама

Папа

Бабуш$ка

Дедушка

Брат

$

7

Post Comment