Конспект урока "Азбука Смоленского края" "Смоленский лен: от семечка до полотна"

5

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение прогимназия «Полянка»

$

Урок по учебному предмету «Азбука Смоленского края»

ВОЛШЕБНЫЙ СИНИЙ ЛЁН

Автор

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Авсюкова Ирина Дмитриевна

г.Смоленск

2014

$Тема: Волшебный синий лён.

Цели занятия:

- закрепить знания учащихся о сложной обработке льна ручным способом;

- вспомнить обряды и обычаи, связанны$е с обработкой льна.

Ход занятия:

I Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадку:

Свет – цветочек в сырую землю вошёл, голубенькую шапку нашёл.

- А как вы догадались, что это лён?

- Действительно у нас на Смоленщине растёт лён – долгунец у которого цветочки голубые.

На доске появляется таблица «Смоленский лён» и картинка цветущего льна.

- На самом деле, ребята, есть другие сорта льна. Рассмотрите слайды и скажите, что вы заметили?

Показ слайдов. (У льна есть и другая окраска цветков).

- А какая?

$- Очень красив цветущий лён! А сколько пользы он приносит!

- Давайте проверим, как вы запомнили для чего используется лён.

II Игра «Где используют лён».

Учитель показывает картинки, дети хлопают, если это может быть сделано из льна.

III Беседа об истории льна.

- Вот какое замечательное растение лён. А знаете ли, вы, ребята, что лён был известен людям более 6 – ти тысяч лет назад. Когда исследовали египетские пирамиды, то обнаружили остатки льняного полотна оче$нь хорошего качества. В то полотно были завёрнуты мумии фараонов.

- А скажите, у $нас на Руси использовался лён? Откуда вы об этом узнали?

Слайд «Мы в музее льна».

- Что вам запомнилось? (Станки, которые обрабатывают лён, приспособления для превращения льняных нитей в ткань, убранство русской избы, одежда и т.д.).

IV Сообщение темы и постановка задачи занятия.

- Молодцы, вы очень много знаете о льне. Сегодня на занятии мы будем путешествовать по стране льна и выясним, какой путь проделывает лён от семени до готового изделия.

V Повторение. Этапы обработки льна.

- У меня есть целый веер $карточек с обозначением этапов превращения семени льна в льняную ткань.

На доске веер с карточками и заголовок.

СЕМЕЧКО ЛЬНА

Дети по ходу рассказа прикрепляют

нужную карточку из веера.

ЛЬНЯНОЕ ПОЛОТНО

- Готовясь к занятию, каждая команда выбрала себе по жребию этапы обработки льна. Давайте соединим их вместе.

Я буду читать вам отрывки из рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»$, а вы будете выходить к доске, брать нужную карточку из веера и рассказывать.

$ПОСЁВ ЛЬНА Слайд «Сеятель».

- На Руси лён сеяли с 21 мая по 3 июня, когда заканчивался сёв хлебов.

Как называется день 3 июля по народному календарю?

Олёна – длинные льны. Девушки в этот день волосы не заплетали. Было поверье, что волосы станут длинными, светлыми, как лён.

- Что делали крестьяне, чтобы лён родился хорошим?

Обманыли лён. Мужчины выходили в поле нагими и несли зерно в мешках, сшитых из старых штанов, чтобы лён, глядя на его наготу сжалился над ним и лучше уродился.

- Сеяли лён мужчины. А когда же начиналась женская за$бота о льне.

Через 2 – 3 недели после посева, женщины начинали полоть лён.

ПРОПОЛКА ЛЬНА Слайд или рисунок.

Ещё через 1 – 2 недели лён зацветает.

ЦВЕТЕНИЕ ЛЬНА Слайд «Цветущий лён»

$

- Как определить, что лён созрел?

На льне появляются бурые головки.

СОЗРЕВАНИЕ ЛЬНА Слайд «Созревший лён»

- Когда у льна буреют головки, его выдергивают с корнем вяжут снопы и ставят в бабки.

ТЕРЕБЛЕНИЕ ЛЬНА Слайд или рисунок

ВЯЗАНИЕ СНОПОВ

В бабках лён дозревает и просушивается. После просушки лён начинают молотить специальными цепами или парниками. Для того, чтобы отделить коробочки с семенами от стебля.

ОБМОЛОТ ЛЬНА Слайд или рисунок$

Из семени льна готовят льняное масло. Стебли, чтобы освободить волокна от склеивающих веществ опускали связками в воду на 2 – 3 недели.

МОЧКА ЛЬНА

По окончании мочки лён вытягивается из воды крючьями и расстилается на лугах для просушки, дозревания и отбелки.

РАССТИЛ ЛЬНА Слайд

Через 2 – 3 недели с земли поднимают тресту и начинают её трепать и мять специальными мялками и трепалами, для того, чтобы отделить волокно длинное и короткое от отходов трепания – кострики.

ТРЕПАНИЕ ЛЬНА $Слайд мялица или льномялка

Полученное при трепании волокно затем чесали с помощью больших и малых гребней. Гребень извлекал грубые волокна, а оставлял тонкие, высокосортны$е – кудель.

ЧЕСАНИЕ ЛЬНА Слайд

Процесс чесания назывался «мыканьем». Так как это был тяжелый и нудный труд. Отсюда появилась поговорка «горе мыкать».

Полученное волокно прядут и получают льняную нить. И уже из готовой нити на ткацких станках ткут полотно.

ПРЯДЕНИЕ НИТИ

ГОТОВОЕ ПОЛОТНО

- Молодцы! Мы проделали очень серьёзную работу добрались от льняного семечка до льняного полотна.

- Давайте теперь отдохнём.

VI Физкул$ьтминутка

Под горой река течёт.

А на горке лён растёт.

Наш смоленский,

Наш смоленский

Лён растёт.

Будем брать мы лён рукой

$И вязать снопок большой.

Наш смоленский,

Наш смоленский

Сноп большой.

Сноп мы бросим на дорогу

И помнём его немного.

Мы ногами,

Мы ногами

Сноп помнём.

$ Мы получим волокно.

В речке вымочем его.

В речке, в речке, в речке

Вымочим его.

$ А потом холсты соткем.

И рубашки всем сошьём.

Мы рубашки,

Мы рубашки

Всем сошьем.

VII Итог занятия. Практическая работа.

1) - Прочитайте хором, какой путь проделало семечко льна.

- Задание группам. Создайте свои учебные пособия из материалов. Которые лежат у вас на столах. Покажите путь семечка на своих листках.

2) Работа в группах. (Ученики приклеивают на лист бумаги карточки с изображением этапов обработки льна).

3) - Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Ученики называют этапы, учитель выставляет на доске на большом листе бумаги ту же нагляднос$ть, что и у детей.

Семя льна лён зацвёл лён созрел треста

волокно нить ткань

- Все группы выполнили задание правильно. Значит вы поняли тему урока. Прочитайте её. Молодцы!

VIII Задание на дом

$- На следующем уроке мы будем говорить о народном костюме Смоленского края. Командиры команд, получите задания для исследования.

Урок окончен.

Post Comment