Конспект урока для 1 класса «Космическое путешествие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Березка»

г. Краснозна$менск, Московская область

Конспект урока для 1 класса

«Космическое путешествие»

$

Подготовила воспитатель

Атаманенко Ольга Анатольевна

$

г. Краснознаменск 2013

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Обучающие задачи:

- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;

- Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

$- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах;

- Продолжать формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- закрепить пространственные представления (вверху – внизу, слева – справа);

- упражнять в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10);

- проверить умение составлять целое из частей и называть каждую дробную часть;

Развивающие задачи:$

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

-Способность формировать и выражать свои мысли.

-Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

$ Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математике.

Интеграция:

- Познание

- Коммуникация

$ - Здоровье

- Социализация

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, беседы о космосе, чтение книг о космосе.

Методические приёмы:

Игровой - использование сюрпризных моментов.

Наглядный - использование иллюстрации.

$ Словесный - напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Поощрение, анализ занятия.

Материал: модель для составления арифметических задач, изображение планет ( Марс, Юпитер, Солнце$, Нептун); демонстрациоyный лист в крупную клетку (с точкой);

- силуэтная модель пришельца;

- карточки с примерами, наборы цифр;

-- круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3)

Раздаточный материал: цифры от 0 до 10; листы в клетку с точкой; картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);  карандаши.

$Ход занятий:

Все в сборе дети, взрослые

Мы можем начинать

Но прежде надо дружно

Нам «здравствуйте» сказать.

Уже много лет люди рассматривали звезды, Луну, планеты Солнечной системы с Земли в телескоп. А вы можете мне назвать планеты, которые мы можем с вами увидеть в телескоп?(Дети отвечают)

Но им было этого не достаточно. Хотелось полететь в космическое пространство, чтобы оказаться к звездам ближе, чтобы увидеть свою планету – все целиком – из космоса. Для этого были постр$оены космические корабли. Их долго испытывали, чтобы они были безопасными для полетов.

Ребята, а вы знаете где были построены первые космические корабли? (Первые космические корабли были построены в нашей стране. Главным конструктором первых ракет был изобретатель, инженер Сергей Королев)

Как называют человека который летает в космос? (Космонавт)

А кто был первым космонавтом который полетел в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

А вы хотели бы стать космонавтами и отправиться в полет? ($Да)

Если очень постараться, Если очень захотеть

Можно на небо подняться, И до солнца долететь.

И в серьез, не понарошку, Познакомиться с Луной,

$Погулять по ней немножко, И вернуться вновь домой!

Но для этого мы сначала должны стать конструкторами техниками:

Раз мы с вами отправляемся в полет

Строить надо…звездолет

Для этого нужно вспомнить цифры по порядку и соединить точки с цифрами.

$

Ну вот ракета у нас теперь есть.

Одновременно со строительством космических кораблей начали подготовку космонавтов. Для них тоже построили специальный городок недалеко от Москвы. А вы знаете как он называется и для чего он нужен? (Он называется Звездный городок. Там космонавты живут , тренируются , учатся)

Представьте что наша группа это Звездный городок. И в нем сейчас начали строить новые дома для будущих космонавтов, но не успели достроить.

Вы хотите помочь строителям?

Тогда приступаем к работе,  мы будем не просто строить, но закреплять состав числа 8 из двух меньших чисел. (палочки Кюизенера)

$ Чтобы построить дом, нужно обязательно соблюдать следующие правила:

  • Для начала строительства выбрать одну полоску

  • Следующие этажи образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равны$х по длине первой

  • Все этажи дома должны быть разными

(Дети выполняют задание)

Я вижу дома уже построены. Скажите теперь, из каких двух меньших чисел может состоять число 8.

Все построенные здания, имеют восемь этажей, значит какие они?

- Молодцы космонавты, задание выполнено на отлично, все справились.

- А вы знаете что космонавты отправляясь в полет берут с собой еду в специальных упаковках. Это тюбики, баночки и пакетики разной формы и цвета. $

Я сейчас вам раздам карточки с символами, обозначающими фигуру, цвет, величину и толщину.

Теперь вы подойдете к витрине с продуктами питания и выберете свою соответствующую фигуру. (Блоки Дьенеша)

Ну вот теперь мы с вами готовы к полету. Занимайте места в ракете.

- Внимание! Приготовьтесь к запуску корабля. Начинаем обратный отсчет, помогайте мне: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 –Пуск! Полетели!

- Будьте внимательны в полете, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клетку), найдите на своем столе разные планеты.

- А сейчас выложим вид космического неба на мониторе.

- В верхнем левом углу мы наблюдаем Солнце, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом $нижнем красная планета Марс, в верхнем правом планета – Сатурн. (Дети выкладывают)

- Кто хочет вывести картинку с планетами на большой экран?

- Ребята проверьте у всех ли такой вид на мониторе.

- На моем экране появилась непонятная точка. Чтобы это могло быть?

-Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши:

3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 в$низ, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.

Воспитатель выставляет готовую модель пришельца на экран.

-Это пришелец из космоса, с планеты Робот$ов. Он хочет познакомить нас с жителями своей планеты, и для этого принес нам с вами их портреты (игра “Какого изображения не хватает?)

- Но что же такое? Некоторые изображения исчезли. Посмотрите, все ли инопланетяне одинаковые? Какого космического пришельца не хватает в каждом ряду? (дети выбирают изображение инопланетян, расставляют их в нужную клеточку, используя соответствующую закономерность.)

- Молодцы космонавты! И с этим заданием справились, потому что думали и были внимательными.

$(Звучит сигнал бедствия)

- Планета Юпитер просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет и астероидов.

- Задание экипажу: собрать планету Юпитер из 10 одинаковых по размеру частей.

(Дети подходят к столу и вместе собирают планеты, из трех планет находят нужную)

$- На сколько частей разлетелась планета? Возьмите каждый по одной части и поочередно выложите планету на доске, называя каждую часть (1/10 часть планеты, 2/10 часть планеты и т.д. до 10/10 – целая планета)

$ Внимание! Мы опускаемся на ближайшую планету, выходим из корабля, нам с вами не мешает немного размятся.

Физкультминутка  "Будем космонавтами"

Раз, два - стоит ракета.                      Дети поднимают руки вверх,

Три, четыре - скоро взлет.                  разволдят руки в стороны,

Чтобы долететь до Солнца                 делают круг руками,

Космонавтам нужен год

$

Но дорогой нам не страшно,            руки в стороны, наклоны корпусом,

Каждый ведь из нас атлет.     присядая,  сгибают и разгибают руки

Пролетая над Землею                        в локтях поднимают руки вверх

Ей передадим привет.                      и машут

А вы знаете что космонавты м$огут выходить в открытый космос? (Ответы детей)

Послушайте внимательно задачу

На космическом корабле находилось 6 космонавтов. 2 космонавта вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на космическом корабле?

Давайте решим задачу. Один ребенок идет к доске, а остальные составляют решение на столе.

- Ско$лько космонавтов было на корабле?

-Сколько вышло в открытый космос?

- Когда 2 космонавта вышли, стало больше или меньше космонавтов? Какое действие мы выполняем? (вычитание)

$ - Значит нужно поставить после 6 какой знак + или -?

- Правильно – знак -.

- Мы записали действие вычитание. Что нужно поставить дальше? (=)

6 – 2 =

- Кто помнит вопрос задачи? ( Cколько осталось космонавтов?)

- Кто ответит? ( Осталось 4 космонавта)

- Прочитайте свое решение. А кто прочитает по-другому?$

(из 6 вычесть 2, получится 4. 6 минус 2 равно 4)

- Мы ответили на вопрос задачи, значит решили ее.

$Давайте попробуем решить еще несколько задач:

1. Для полета в космос было приготовлено 10 скафандров, 5 скафандров осталось. Сколько космонавтов улетело в космос ?

2. Космонавты взяли с собой в полет 6 тюбиков с первым блюдом и 4 тюбика со вторым блюдом. Сколько тюбиков с едой всего взяли космонавты?

3. Два дня космонавты тренировались на спортивной площадке, а 4 дня в Звездном городке. Сколько всего дней они тренировались?

- Ну вот, нам пора и возвращаться.

$- Занять свои места!

- Пристегнуть ремни!

- Полетели!

- Ребята, но наш путь к Земле преградило облако из метеоритов. Их много. Мы спасемся если правильно «вычислим» каждый осколок.

(На доске «осколки» - мног$оугольники на каждом написан пример)

- Космонавты, что написано на этих осколках?

- Кто хочет нас спасти от первого осколка?

- Пример на каком осколке ты хочешь решить, выбирай?

- Прочитай его. Как по-другому можно его прочитать. Сколько получится?

- Столкновение с одним осколком нам уже удалось из$бежать. (аналогично вычисляем оставшиеся осколки)

- Молодцы, и тут вы справились, благодаря вашему умению решать примеры, нам удалось избежать столкновения с осколками метеорита.

Ну вот мы из полета возвратились

И на Землю приземлились

Наше путешествие закончено.$

Посмотрите-ка дети, звезда с неба упала! Говорят, когда падает звезда можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А вы хотите загадать желание? (дети передают звезду друг другу и загадывают желание).

А я хочу пожелать, чтобы вы всегда были такими дружными, смелыми, умными, сообразительными, как во время сегодняшнего путешествия.

$

$

Используемая литература:

1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет – М.: Гном и Д, 2012.

2. Колесникова Е.В. Методическое пособие Обучение решению арифметических задач – М.: Сфера, 2012.

$ 3. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме космос – М.: Гном, 2012.

4. Михайлова З.А., Иоффе Э. Математика от 3 до 7 – М.: Детство-Пресс, 2009.

$5. Непомнящая Р.Л. , Смоленцева А.А. , Михайлова З.А. Математика до школы – М.: Детство-Пресс, 2010.

6. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников – М.: Детство-Пресс, 2004.

5. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников – СПБ.: Владос, 2008.

6. Шарыгина Т.А. О космосе – М.: Книголюб, 2005.

Post Comment