Конспект урока для 2 класса «Праздники в нашем доме: день Ангела. Мой святой покровитель. Что в имени моем?»

Открытый урок

                  « Праздники в нашем доме:

        день Ангела. Мой $ $святой покровитель.

               Что в имени моем?»  2б класс

 

 

 

 

 

Тема урока  «Праздники в нашем доме: день Ангела. Мой святой покровитель».

                        Что в имени моем?

Цель урокаразработка духовно-нравственных понятий6 «ангел» «святой покровитель»,        $«день Ангела»;

формирование навыков самостоятельной работы учащихся с источником информации;

развитие познавательной активности$ учащихся.

Задачи урока:  раскрыть значение имени для человека; дать каждому ребенку знание о святом покровителе, чье имя он носит; закрепить такие понятия, как «святой», «Ангел-хранитель», «День Ангела», «именины»,  развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности на примерах жизни святых покровителей; воспитывать христианские добродетели и стремление следовать им  $в жизни.

Ход урока.

I.                   $Организационный момент. Индукция.

Мне очень приятно вас видеть. Я попрошу вас улыбнуться друг другу, мысленно направив во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, пожелаем доброго здоровья . так мы с вами творим вокруг себя поле добра и любви. А какое у вас настроение? Садитесь и возьмите в руки солнышко, если у вас хорошее настроен$ие или тучку, если не очень.

Как светло стало от ваших солнышек! Пусть солнышко проникнет в вас. Закройте глаза. У вас хорошее настроение. Солнышко  согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Радость входит в вас. Вы ожидаете чего -то приятного, необычного. Вдруг что-то легкое, ароматное почувствовали вы. Прикосновение такое нежное и ласковое. Что это? Откройте глаза.

      ( учитель держит в руках букет цветов)

- Смотрите. Что вы видите? Поделитесь своим первым впечатлением об увиденном. Назовите это одним словом.

(Учащиеся называют слова: цветы, природа, букет ,красота, чудо)

- а теперь из всего списка выберите только одно слово. Работайте в паре, советуйтесь друг с другом.

$- Обсудите слово в группе. Назовите его.

- Это слово ЧУДО.

II. Тема урока.

( на фоне музыки )

            Сегодня у нас в классе праздник.

 (стоит у доски, где размещены фото семейных праздников)

 $Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе в конце урока. Потому что герои его – вы. Для всех родителей дети – это чудо! Рождение детей – самое важное и главное событие в жизни.

(Открывает половинку доски с детскими фото учеников класса)

- День Ангела. Именины .

Слайд1.

- Сегодня вы откроете тайну вашего имени. Что в нем сокрыто? Кто стоит за ним? Давайте сотворим сейчас чудо. Представьте, что каждый из вас превратился в цветок. Вы держите его в своих ладонях. Нежно подуйте на него и$ он … полетел! Вот они! (открывает всю доску,  на которой цветы с именами детей ).

- Сколько же различных имен у ребят нашего класса! Ребята, когда человек получает имя и зачем ?

- Правильно. Имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь, являясь его своеобразной визиткой. Поэтому очень важно не ошибиться , нарекая своего долгожданного малыша. Возможно, его судьба во многом будет зависеть от выбора, сделан$ного родителями.

2. Самоконструкция.

- Ребята, а вы знаете, что обозначает ваше имя?

- У вас на парте лежит карточка, где слева написаны имена, а справа их значение. Попробуйте найти значение своего имени. Работаем в паре. Советуйтесь друг с другом, помогайте.

А теперь объеди$нитесь в группы. Обсудите, дополните свои предположения.

 Вы уверенны в своих ответах? Конечно, нет. У вас есть и карточка-помощник. Она голубого цвета. Проверьте себя.

3. Афиширование.

Каждая группа представьте свою работу классу. (Ребята называют имя и его значение)

4. Разрыв.

            Многие $родители называют детей в честь бабушек и дедушек, или других родственников. Но почему имена живут, кто оставил в нем свой след? И за что он заслужил такую славу? Попробуем найти ответы и на эти вопросы.

            Господь в момент рождения дает каждому из нас двух ангелов.

Слайд 2 .

Один из них – Ангел-хранитель (вестник). Он хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро.

(Крепит на доску Ангела, показывает фигурку Ангела)

            Ангелы заботятся, утешают, поучают людей, открывают будущее, удерживают от греха и наказывают грешников.

Слайд 3.

            И другой Ангел – святой покровитель, имя которого мы носим. У каждого из них есть в Церкви особый день празднования, который именуется днем памяти святого. Это и есть день Ангела или именины.

$- Ребята, а вы знаете в честь какого святого вам дали имя?

- Посмотрите еще раз на доску. Вот сколько имен и столько же святых ежеминутно находятся рядом с нами. Они помогают нам, предостерегают от плохих мыслей и поступков. Когда рождается ребенок, родители стараются дать ему имя святого, именины которого приходятся на день рождения ребенка. Наши предки строго придерживались этого правила и называли своих детей в строгом соответствии с церковными святцами – перечнем имен святых и днями их памяти. Нарекая своего ребенка именем святого, родители были уверены, что теперь их малыш всегда будет окружен заботой и вниманием этого святого, охраняем им всю жизнь. К своему святому каждый христианин мог обратиться за помо$щью и поддержкой со словами, которые мы называем молитвой.

(крепит на доску слова молитвы)

- Каждый ребенок стремился $к тому, что бы как можно больше узнать о жизни своего святого и подражать ему в делах и мыслях. Вот и мы сейчас познакомимся с некоторыми святыми.

Слайд 4.

Илья Муромец.

Слайд 5.

            В народе из уст в уста передавали такую историю, что будто бы дед Ильи Муромца был язычником, не признавал христианства. Однажды он разрубил икону и проклятие пало на его род – все мальчики будут  $рождаться калеками.

Слайд 6.

            Родился Илья и пророчество сбылось. Мальчик с детства не мог ходить. Шли годы. Илья не сдавался; упорно тренировался, становясь все сильнее, но ходить не мог.

Слайд 7.

            Об одном горевал Илья, что если бы он был здоров, то не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам. Услышал Господь его чистую молитву и однажды в его дом вошли калики перехожие (странники) и властно сказали:

-Поди и принеси нам напиться!

Слайд 8.

            Илья не мог ослушаться старцев и обидеть их. Он встал на ноги. Илья получил исцеление после 33 лет неподвижности. От странников он получает благословение би$ться с врагами родной земли.

Слайд 9.

- Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества.

Слайд 10.

            После тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком. Это обы$чный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный.

Слайд 11.

            $Он никогда не превозносил себя. Илья Муромец говорил

- Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Мое богатство- сила богатырская, мое  дело – Руси служить, от врагов ее оборонять.

Слайд 12.

            Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.

Слайд 13.

            В городе Муроме есть церковь имени святого Ильи Муромца.

Слайд 14.

            Его имя носил бронепоезд в годы гражданской и Отечественной войны.

Слайд 15.

            Ег$о именем названа высочайшая вершина Байкала.

Слайд 16.

            Вот так выглядит меч и икона святого Ильи Муромца.

Учитель: У нас в классе есть мальчик с таким же именем. Илюша ,день памяти твоего святого покровителя 10 октября. В этот день, ребята, Илью можно поздравить с именинами. (рядом с именем Илья размещается репродукция иконы)

Слайд 17.

            Князь Александр был сыном русского князя Ярослава Всеволодовича, жил в городе Новгороде.

Слайд 18.$

            Не раз выходил князь с дружиной на бой, чтобы защитить землю Русскую и веру православную.$

Слайд 19.

            Его власы до стройных плеч,

            Как прядь златая, упадали,

            Уста любовию дышали

            И мудростью звучала речь.

            Высокой доблестью украшен

            И сердцем истинный герой –

             Врагам средь битв был грозно страшен,

            Вне битв – отрадой был святой.

            Всегда в сознанье долга строгом,

            $Он правду всей душою чтил-

            И чувства сердцем разделил

            Между Отчизною и Богом.

Слайд 20.

            $Одной из самых громких побед князя была победа на реке Неве, за что и прозвали его Невским.

Слайд 21.

            Как наказ звучат его слова : «Кто к нам пришел с мечом, тот от меча и погибнет».

Слайд 22.

            В городе Пскове был построен памятник Александру Невскому.

Слайд 23.

            Когда Александр Невский умер, митрополит Кирилл сказал : «Закатилось солнце земли Русской». Православная Церковь чтит князя Александра Невского как с$вятого защитника Русской земли.

Слайд 24.

            За боевые заслуги воинов награждают: орденом Святого князя Александра Невского, в 1942 учрежден орден Александра Невского,

Слайд 25.

            День его памяти – 3 декабря. В этот день три наших Саши будут праздновать именины.

(рядом с именем Александр размещается репродукция иконы)

 

Слайд 26.

            Познакомимся со святой Блаженной Ксенией Петербургской.

Слайд 27.$

            Родилась она в первой половине 18 века. После замужества жила с супругом в Санкт-Петербурге.

Слайд 28.

            Но смерть рано разлучила Ксению с мужем.

Слайд 29.

            Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Одевшись в мужские одежды, стала нести подвиг терпения во имя спасения души мужа.

Слайд 30.

     $       Она кротко сносила все насмешки и издевательства людей. Ксения не только не обижалась, а напротив -  молила для обидчиков прощения у Господа.

Слайд 31.

            Где проводила она ночи, долгое время оставалось неизвестным.

Слайд 32.

            $Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклонной молитве простаивала до утра, делая земные поклоны на все четыре стороны.

Слайд 33.

            Шла стройка каменной церкви на Смоленском кладбище. Рабочие стали замечать, что кто-то ночью натаскивает наверх целые горы кирпича. Этим неутомимым тружеником оказалась Ксения.

Слайд 34.

            За ее подвиги $и терпение Господь даровал Ксении дар прозрения.

Слайд 35.

            Закончила свой земной путь Ксения на 71 году. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. Над ее могилкой страждущие получали исцеление, в семьях водворялся нарушенный мир.

Слайд 36.$

            Не умрет в народе память о Святой Блаженной Ксении.

Слайд 37.

             Со временем над ее могилкой была построена часовня, к которой стекаются многочисленные почитатели.

Слайд 38.

            Существует поверье, что если 3 раза обойти часовню Ксении Блаженной, думая о чем-то заветном, то святая покровительница услышит просьбу и исполнит ее.

Слайд 40.

            День памяти Блаженной Ксении Петербургской – 6 февраля. Для рас она – символ веры, смирения и терпения.

$Стих:

            Однажды в воскресенье

            Пришли мы с мамой в храм.

И вдруг я имя «Ксения»

Представьте, слышу там!

Вот странно: ведь не дома я,

Где вся моя родня,

Кто звал меня – знакомые?

А звали не меня.

$Святой молились Ксении,

Она, сказала мне:

Надежда на спасение

И людям и стране.

Жила она , блаженная,

$

Тиха, добра, чиста

Насмешки, унижения

Терпя ради Христа.

Теперь навек в раю она!

Но говорит и там

Святая, вечно юная,

Всё помогает нам.

А я ведь – тоже Ксения!

А люди, как родня,

Теплей, чем с днем рождения,

Поздравили меня!

И для того, чтоб памятней

День Ангела тот был,

Наш батюшка на память мне

Икон$ку подарил.

С того же воскресенья

Иконка – на стене..

Моли , святая Ксения,

Ты Бога обо мне.

(прикрепляет репродукцию иконы)$

III. Обобщение.

- о каких святых вы узнали?

- Как вы думаете, почему они стали святыми?

- Можно ли всецело полагаться на помощь святого помощника и защитника?

- обо всем ли можно просить своего Ангела-хранителя?

IY. Рефлексия$.

А сейчас давайте просмотрим святых покровителей нашего класса. Вы можете записать его имя.

$1.      Анна Кашинская

2.      Дарья Мученица

3.      Евгений Херсонский

4.     $ Дмитрий Солунский

5.      Иулия Карфагенская

6.      $Анастасия Узорешительница

7.      Великомученица Наталья

8.      Даниил Московский

9.      Дионисий Александрийский

10. $ Апостол Тимофей

11.  Константин Киевский

12.  Всеволод Новгородский

13.  Апостол Иоан Богослов$

Стих «Ангел»

Ангел светлый – наш небесный брат.

Он ведет людей до райских врат.

Ангел есть у каждого из нас

Го$ворит он сердцу каждый раз

О добре и правде для того,

Чтоб мы знали Бога своего.

Y. Итог урока.

Теперь вы знаете, что у каждого из нас два ангела: Ангел-хранитель и святой покровитель. Не проста у них жизнь, но нам есть чему у них поучиться.

(берет в руки цветы)

Посмотрите, как прекрасны они и неповторимы, как чисты и искренны в своей красоте, как душа ребенка. Так давайте же будем беречь друг друга, заботиться, сеять вокруг себя Добро и Любовь. А задуматься нам есть о чем.$ И пусть этот праздник души всегда будет с нами. Напоминать о нашем разговоре будет этот маленький буклет.

Домашнее задание: приготовить подарок своему святому (сделать доброе дело).

 

Дарите друг другу радость, любите друг друга, как учит нас Отец наш Небесный!

 Урок подготовлен учителем начальных классов Гиль Г.Н.

$

Post Comment