Конспект урока для 3 класса "Лягушка путешественница"

$Филиал Новочановской СОШ – Сизёвской ООШ

Урок литературного чтения в 3-м классе

по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

Цели: Познакомить учащихся с литературной сказкой.

Планируемые результаты:

  • обеспечение целостного восприятия и понимания текста;

  • осмысление заглавия произведения;

  • формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,

    $

  • давать характеристику героини произведения;

  • развитие творческих способностей, связной речи, памяти;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

Ход урока

$I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться,

К вершинам знаний стремиться.

Пьедестал

«Радости»

$

УЧИТЕЛЬ: выполнив каждое задание, будете оценивать работу свою и товарища, поднимаясь на ступеньки пьедестала «Радости» - точкой.

II. Побуждение

-Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. (Текст с загадками у каждого ученика.)

  1. Выпуча глаза сидит,
    По-французски говорит,
    По-блошьи прыгает.
    По-человечьи плавает. (Лягушка.)

2. На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

$ И кривые лапки.

Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)

$

-А что вы знаете о лягушках?.

Рассказы детей о лягушках.

Уч-ль:

Лягушки относятся к крупнейшему отряду земноводных – бесхвостые. Их существует тысячи разновидностей, но мы хотим рассказать вам о 10 самых странных лягушках в мире.

Презентация с комментированием ученика

1. Радужная лягушка , она постоянно меняет свой окрас, считается богом в Индии.

2. Прозрачная лягушка – также называемая стеклянной из-за своей прозрач$ной кожи, сквозь которую можно увидеть ее внутренности. К сожалению, это вымирающий вид .

3. Лягушка-арлекин известна под названием, как, лягушка-клоун. Сейчас этот вид занесен в Красную Книгу, лягушки этого вида обитают толь$ко в Панаме.

4. Леопардовая лягушка считается необычным видом, достигающим в длину до 9 см. Спина её бывает цвета от коричневого до темно-зеленого, а круглые пятна выделяются белой линией.

5.. Самая маленькая в мире лягушка обитает в южном Перу на высоте 3 и более метров.

6. Красящий древолаз который обитает в Америке. Все древолазы ядовиты, находятся в опасности вымирания.

7. Лягушка-голиаф – крупнейший вид жаб на Земле. Ее размеры достигают 33 см в длину, а весит она до 3 кг. Обитает она в западной Африке. Может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками.

8.Вьетнамская болотная лягушка. Ее можно найти во Вьетнаме и, возможно, в Китае. Лягушку также часто называют моховой из-за того, что ее кожа напоминает мох. Стоит она примерно 45-75 долларов.

$9. Лягушка Мантелла имеет красный/оранжевый окрас. Это маленькие лягушки, достигающие в длину до 2,5 см.

10. Рогатая лягушка может дорасти до 15 см в длину. Она обитает в Бразилии. Она похожа на лепешку (или подушечку для иголок), она очень быстро реагирует, когда мимо пробегает ящерица, мелкий грызун, лягушка или пролетает птица.

Учитель$:

- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками.

В Париже у института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, а второй памятник
лягушки – в Т$окио.

Приметы про лягушку:

-Вместе с лягушкой в дом входит удача.

-Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, обещает неудачу.

- Если лягушки в болоте и речке сильно квакают — к дождю.

- Если убить лягушку, то дождь пойдет.

-Лягушки квакают к сильному ненастью.

Пословицы и поговорки про лягушку

В своём-то болоте и лягушка п$оёт.

Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.

III. Реализация.

Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница»

Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

-Кого мы называем путешественником?

Ученик по словарю находит толкование слова - путешественни$к.

(Человек, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)

-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)

Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.)

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

Сказка “Лягушка– путешественница” на$писана в 1878 году.

-К какому жанру можно отнести это произведение? (Это сказка.)

-Докажите, что это сказка. Какие части можно выделить в этой сказке? (В сказке есть зачин и концовка, животные разговаривают и т.д.)

-Что ещё вы можете сказать об этой сказке? (Это литературная или авторская сказка.) Докажи.

-Почему её можно отнести к литературной сказке? (Эту сказку написал автор, писатель.)

$-Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)

-Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой.

Сформулируйте и дополн$ите цели урок

(часть слов закрыты).

Познакомимся с ….. (литературной сказкой)

Учиться составлять…..(план сказки)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

$ . Словарная работа

(на столах индивидуальные листы)- соедени слово с его пониманием.

Ү. Первичное чтение (учитель – ученик)

«Чтение с остановками»

Чтение сказки по частям

$ а) Чтение первой части учителем.

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

Ответьте на вопросы:

-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)

$-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)

-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким

дождиком.)

-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)

-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)

$-Куда летели утки? (На юг.)

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)

-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)

-Какую черту характера мы ув$идели в лягушке? (Она любознательная.)

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)

-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)

-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)$

-Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками..)

Как вы думаете, что будет дальше?

в) Чтение третьей части детьми по “цепочке”

3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.

-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.

-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)

$ -Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

(Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.)

-Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? ( Это находчивость, сообразительность.)

-Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)

-Придумайте заголовок.(Сообразительность лягушки.)

г) Чтение четвертой части в группах.

$4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)

-Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)

-Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.)

Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?

$ д) Чтение пятой и шестой части самостоятельно про себя.

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

Найдите главную мысль части. Озаглав$ьте её.

Д. 5 часть. Результат хвастовства.

6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.

6 часть. Хвастливые рассказы путешественницы.

Проверка самостоятельной работы

-Какие вопросы вы задавали своим товарищам?

Почему закричала лягушка?$

Что с ней произошло, когда она закричала?

Куда упала лягушка?

Кого она встретила там?

Что рассказывала лягушка?

Кого ждала лягушка весной?

Почему утки не вернулись?)

5 часть: Главная мысль это$й части в том, что утка закричала и упала в грязный пруд. Эту часть можно озаглавить так: результат хвастовства.

6 часть: В шестой части говорится, как утка в пруду хвасталась своим умом, своей находчивостью, смекалкой. Заголовок: хвастливые рассказы путешественницы.

Составленного картинного плана по слайдам .

1

$

Беззаботн$ая жизнь лягушки.

2

Решение лягушки лететь с утками.

3

Сообразительность лягушки.

4

Восхваление лягушки.

5

Результат хвастовства.

6

Хвастливые рассказы путешественницы.

$IV. Рефлексия.

Рассказать от 1-го лица эпизод-отрывок из сказки..

V. Итог урока.

-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.)

$-Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.)

- что ещё можно рассказать о поведении лягушки? (Лягушка не побоялась полететь вместе с утками.)

-Охарактеризуйте тогда героиню. (Смелая.)

-Какие высказывания лягушки оказали решающее значение и поэтому, она не добралась до юга? Найдите эти слова в произведении.

(-Это я! Я!

И с криком она полетела вверх тормашками на землю.)

-Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала о$кончить путешествие вместе с утками? (Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство.)

-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.)

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

На доске пословицы:

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

$3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)

-Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)

-Давайте посмотрим , что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу схему.

$ – Что нового узнал на уроке?

Чему научился?

Достиг ли цели урока?

Что у тебя получилось?

$Над чем еще надо поработать?

Выставление оценок

Самооценка своих знаний по пьедесталу «Радости»

Д/З: Придумайте продолжение сказки с благополучной концовкой.

$ Материал для наглядности

Словарная работа

Объясните значение слов и выражений.

1. Уронить достоинство

Авторитет, честь и т. п.

$

2. Захватило дух

Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра

3. Присутствие духа

Полное самообладание, уверенность в себе

4. Бумажный па$яц

Старинное название клоуна (паяц)

5. Скирды

Большой, обычно продолговатый стог сена

6. Стук цепов

$Ручное орудие для молотьбы (цеп)

7. Полетела вверх тормашками

Головой вниз

$

8. Закричала во все горло

Слишком громко

9. Верста

Старинная русская мера равная

1 км. 6 м.

Почему так говорят?

1.Смелость города берёт

2.Хв$астовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

_____ ______ ______ ____ _____ ____

Мы :

Познакомимся с ….. (литературной сказкой)

$Учиться составлять…..(план сказки)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

$

Post Comment