Конспект урока на тему "Формирование речевой деятельности младших школьников"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65» г. Кемеров

$

Формирование речевой деятельности младших школьников

подготовила

Антонова Инна Геннадьевна

учитель начальных классов$

$

2013

Формирование речевой деятельности младших школьников

Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владени$е речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать св$ои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся развитие речевой деятельности. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и мон$олог артиста, и ответ ученика у доски. Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

  1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пу$нктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

  2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

  3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

  4. $Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

  5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

  6. Богатство – опреде$ляется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей $есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: $техника, орфоэпия, интонация.

2. Лексический уровень (словарная работа). Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:

    1. Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.

    2. $Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Источниками обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей являются:

Ре$чевая среда в семье, среди друзей.

    1. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.

    2. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).

    3. Словари, справочники.

    3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конст$рукций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

    Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:$

      • установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

      • толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;

      • $систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;

      • составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;

      • выделение устойчивых сочетаний, толкование их$ значений, употребление в речи;

      • исправление речевых ошибок в словообразовании;

      • редактирование текста.

      4. Уровень т$екста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:

        • устный пересказ прочитанного в различных вариантах;$

        • различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;

        • различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;

        • сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составле$нному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;

        • записи по наблюдениям, ведение дневников;

        • различные виды драматизации, инсценировка рассказов;

        • статьи в газеты, отзывы о $прочитанном.

        Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

          • во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

          • во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;$

          • $в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

          • в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

          Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация. Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэ$тому необходимо тщательно готовиться к уроку, продумывать ход изложения материала, вопросы к учащимся, работать над точностью формулировок. Контролировать речь учащихся, исправлять недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области.

          Список литературы.

          1. $Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.

          2. $Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.

          3. Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, $1984 г.

          4. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».

          5. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.

          6. А.А. Бондаренко, М.Л. Калинч$ук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».

          7. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.

          8. «Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г./

          Post Comment